Сущность, функции и виды финансовых отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:16, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие и сущность финансовых отношений их классификацию, объектов и субъектов. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность финансовых отношений; рассмотреть виды, функции финансовых отношений; проанализировать состояние финансов и финансовых отношений в Российской Федерации. Проанализировать финансовое благосостояние населения России. Наметить перспективы функционирования финансовой системы. Определить пути решения проблем финансовой системы России.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений………………….3
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………...3
1.2 Функции финансовых отношений……………………………………..7
1.3 Виды финансовых отношений………………………………………..11
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов……………………………………………………………………..13
2.1. Анализ финансовой деятельности государства……………………...13
2.2. Анализ состояния доходов населения………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....29
Список литературы………………………………………………………....31

Файлы: 1 файл

Виды фин.отношений К.Р. зимняя сессия.docx

— 146.31 Кб (Скачать файл)

Показатели 

2011 год

2012 год

2013 год

Налог на прибыль 

15,8

14,1

9,5

НДС

33,6

39,2

40,6

Акцизы 

11,3

12,8

11,4

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические  операции

20,6

21,6

17,0

Неналоговые доходы

5,7

6,7

8,2

Прочие доходы, включая целевые  бюджетные фонды 

13,0

5,6

13,3

Итого

100

100

100


 

По данным таблицы 1. видно, что по сравнению с 2011 годом в 2013 году наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2013 году уменьшился на 6,3 %, а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 %.

Для сравнения  отметим, структуру расходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. (в % к общей сумме расходов) таблица 2.

Таблица 2.

Динамика  расходов федерального бюджета 2011-2013 г.

Показатели 

2011 год

2012 год

2013 год

Государственное управление и местное  самоуправление

2,5

2,9

3,0

Международная деятельность

2,2

1,9

2,2

Национальная оборона

20,5

18,0

14,6

Правоохранительная деятельность и  судебная власть

11

11

8,9

Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и  связь

3,7

3,7

3,3

Социальная сфера

13,2

9,0

22,1

Обслуживание государственного долга

20,6

20,1

14,6

Финансовая помощь бюджетам др. уровней

10,8

15,6

13,6

Прочие расходы, включая целевые  бюджетные фонды

15,5

17,8

17,7

Итого

100

100

100


 

Из данных таблицы 2. видно, что в структуре расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдался рост доли расходов на социальную сферу на 8.9 % и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8 %, в то время как международная деятельность к 2013 году осталась практически неизменной.

При уплате налогов часть прибыли или  накоплений предприятий и граждан  перераспределяется в общегосударственный  фонд денежных средств, в бюджетную  систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства  и деятельность государства по аккумуляции  налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в  основе которого лежат нормы Конституции  РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная  система (федеральный бюджет, бюджеты  субъектов Федерации и местные  бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными  налогами и налогами и сборами  местного уровня).

Финансовые  органы разрабатывают проекты нормативов, отчислений от федеральных налогов, сборов и других платежей, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов  Российской Федерации, составляют консолидированный  бюджет РФ, а также проекты бюджетов и представляют их в исполнительные органы.

Итак, финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: формирование в том или ином виде денежных фондов государства; использование  этих фондов для реализации своих  задач; регулирование финансовых взаимоотношений  между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается  в перераспределении и контроле финансовых потоков.

 

 

2.2. Анализ состояния доходов населения.

Основными показателями в сфере  проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес  населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины  и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах «деньги следуют за потребителем» и на условиях государственного социального заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.

Рассмотрим  некоторые показатели динамики состояния  доходов населения на основании  финансовых отчетов Министерства финансов Российской Федерации и данных Госкомстата  РФ за 2010-2013 годы.

В целом  благоприятные тенденции в российской экономике в 2013 г. положительно сказались на динамике макроэкономических показателей доходов и уровня жизни населения. По данным Госкомстата РФ, реальные располагаемые денежные доходы в 2013 г. по сравнению с 2012 г. выросли на 5,9 %, реальная заработная плата — на 19,8 %, реальная пенсия — на 21,4 % (среднегодовые показатели).

Положительной тенденцией последних лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей  прироста доходов. В 2013 году реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2012 года, а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %. Таким образом, уровень реальной заработной платы в 2013 году приблизился к докризисному, а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных показателей (почти на 12 %).

В таблице 3. представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 2006-2009 годах.

 

Таблица 3.

Динамика  номинальных и реальных показателей  з/п и денежных доходов населения  в 2010-2013 годах.

Наименование показателей

2010

2011

2012

2013

Средняя начисленная заработная плата, руб.

1215

2283

3025

4294

Реальная заработная плата 

100

74,7

82,3

98,5

Среднедушевые денежные доходы, руб.

1270

2524

3118

4025

Реальные денежные доходы

100

79

81,2

88,3

Индекс потребительских цен 

100

251,7

302,5

358,8

Индекс потребительских цен (в % к  предыдущему периоду)

100

136,5

120,2

118,6




 

 

 

 

 

 

 

 

На увеличение показателя роста реальных доходов  населения в 2013 г. значительно повлияли индексация пенсий и проведенное в декабре повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако это значение достигнуто не было, тем не менее в 2013 г. рост реальных денежных доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2012 г., когда он составил 102,9 %.

Основным  фактором, стимулирующим внутренний спрос в 2013 году, являлся рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых денежных доходов населения и розничного товарооборота.

В структуре оборота розничной  торговли удельный вес продовольственных  товаров в 2013 году составил 46,4 %, непродовольственных — 53,6 (в 2012 году — 46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами — на 8,5 %, в то время как в предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными товарами (в частности, в 2012 г. оборот торговли продовольственными товарами возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами — на 13,7 %). 

Динамику реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2010-2012 годах можно наблюдать на рисунке 2.

      2010                      2011                      2012

Рис. 2.

Следует отметить, что в общей  совокупности всех доходов населения  почти 2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов населения на высоком  уровне в 2012 году способствовал рост реальной заработной платы, увеличение которой в 2013 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности. Размер назначенных пенсий увеличился в реальном выражении за 2013 г. на 16,9 %.

Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2013 году составил 108,8 % против 108,5 % за 2011 год. При этом в структуре использования денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2011 года до 58,2 % в январе-ноябре 2012 года, увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить, увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.

Однако, для составления объективной  картины финансового благополучия населения необходимо рассмотреть  не только уровни доходов населения, но и темпы прироста цен на отдельные  группы потребительских товаров, связанные  с инфляционными процессами.

В течение первых трех кварталов 2011 г. сохранялась тенденция опережающего роста индекса потребительских цен относительно показателей денежных доходов и заработной платы. Официальная статистика свидетельствует о росте цен на потребительские товары и услуги за первые три квартала 2011 г. на 13,9 %, при этом номинальная заработная плата выросла всего на 12 % (сентябрь 2012 г. к декабрю 2010 г.). Уровень номинальных денежных доходов населения, по данным официальной статистики за третий квартал 2011 г., по сравнению с декабрем 2010 г. не только не увеличился, а наоборот сократился на 4,2 %. Рост номинальных показателей денежных доходов и заработной платы начался только в конце четвертого квартала 2011 г., в декабре доходы населения в расчете на месяц составили 4025 руб. против 3118 руб. в декабре 2010 г., а зарплата 4294 руб. против 3025 руб. в декабре 2010 г.

В целом темпы роста потребительских  цен в 2012 году (115,1 %) по сравнению с 2011 годом (118,6 %) замедлились.

В декабре 2012 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за аналогичный период 2011 года — 101,6 %). Можно отметить также, что в 2012 году по сравнению с предыдущим годом сблизились темпы прироста цен на продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2011 году) и непродовольственные товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению остались на уровне 2011 года — 136,2 % против 136,9 %.

Прирост потребительских цен на отдельные  группы товаров и платные услуги населения отражен на рисунке  3.


Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и платных услуг населению в 2012 году

                                                      2010                 2011                   2012


 

Рис. 3.

Обращает на себя внимание тот факт, что в 2011 году росла суммарная задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2011 г.) до 34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2011 г.). Однако, в результате погашения задолженности в декабре 2011 года ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что на 5,6 % ниже показателя конца 2010 года. По-прежнему большую долю (87,9 %) в общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и организаций, составившие на 1 января 2011 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем объеме задолженности на 1 января 2011 г.).

Однако, как показывают текущие  данные, задолженность по выплате  заработной платы — это то слабое место российской экономики, которое  в ближайшее время будет сохранять  свои позиции.

Так, по состоянию на 1 мая 2013 г. суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей (по сведениям организаций) составила 31783 млн. рублей, что меньше на 6,9 %, чем по состоянию на 1 апреля 2013г. и на 0,6 % — чем по состоянию на 1 мая 2012 года.

Информация о работе Сущность, функции и виды финансовых отношений