Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 14:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрыть понятие и сущность финансовых отношений их классификацию, объектов и субъектов. В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи: раскрыть понятие и сущность финансовых отношений; рассмотреть виды, функции финансовых отношений; проанализировать состояние финансов и финансовых отношений в Российской Федерации. Проанализировать финансовое благосостояние населения России. Наметить перспективы функционирования финансовой системы. Определить пути решения проблем финансовой системы России.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, функции и виды финансовых отношений………………….3
1.1 Финансы как экономическая категория……………………………...3
1.2 Функции финансовых отношений……………………………………..7
1.3 Виды финансовых отношений………………………………………..11
2. Анализ финансовой системы Российской Федерации и ее отдельных аспектов……………………………………………………………………..13
2.1. Анализ финансовой деятельности государства……………………...13
2.2. Анализ состояния доходов населения………………………………..18
Заключение……………………………………………………………….....29
Список литературы………………………………………………………....31
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Налог на прибыль |
15,8 |
14,1 |
9,5 |
НДС |
33,6 |
39,2 |
40,6 |
Акцизы |
11,3 |
12,8 |
11,4 |
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции |
20,6 |
21,6 |
17,0 |
Неналоговые доходы |
5,7 |
6,7 |
8,2 |
Прочие доходы, включая целевые бюджетные фонды |
13,0 |
5,6 |
13,3 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
По данным таблицы 1. видно, что по сравнению с 2011 годом в 2013 году наблюдался рост доходов федерального бюджета, но не по всем статьям, например налог на прибыль в 2013 году уменьшился на 6,3 %, а налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции уменьшился на 3,6 %.
Для сравнения отметим, структуру расходов федерального бюджета в 2011-2013 гг. (в % к общей сумме расходов) таблица 2.
Таблица 2.
Динамика расходов федерального бюджета 2011-2013 г.
Показатели |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Государственное управление и местное самоуправление |
2,5 |
2,9 |
3,0 |
Международная деятельность |
2,2 |
1,9 |
2,2 |
Национальная оборона |
20,5 |
18,0 |
14,6 |
Правоохранительная |
11 |
11 |
8,9 |
Промышленность, энергетика, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь |
3,7 |
3,7 |
3,3 |
Социальная сфера |
13,2 |
9,0 |
22,1 |
Обслуживание государственного долга |
20,6 |
20,1 |
14,6 |
Финансовая помощь бюджетам др. уровней |
10,8 |
15,6 |
13,6 |
Прочие расходы, включая целевые бюджетные фонды |
15,5 |
17,8 |
17,7 |
Итого |
100 |
100 |
100 |
Из данных таблицы 2. видно, что в структуре расходов федерального бюджета в 2013 году по сравнению с 2012 годом наблюдался рост доли расходов на социальную сферу на 8.9 % и на финансовую помощь бюджетам других уровней на 2.8 %, в то время как международная деятельность к 2013 году осталась практически неизменной.
При уплате налогов часть прибыли или накоплений предприятий и граждан перераспределяется в общегосударственный фонд денежных средств, в бюджетную систему или во внебюджетные фонды. Вся бюджетная деятельность государства и деятельность государства по аккумуляции налогов, сборов и пошлин регламентируется специальным законодательством, в основе которого лежат нормы Конституции РФ, Бюджетного и Налогового кодексов, в соответствии с которыми бюджетная система (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты) обеспечивается системой налоговой (федеральными налогами и сборами, региональными налогами и налогами и сборами местного уровня).
Финансовые
органы разрабатывают проекты
Итак, финансовая деятельность государства сводится к выполнению трех основных функций: формирование в том или ином виде денежных фондов государства; использование этих фондов для реализации своих задач; регулирование финансовых взаимоотношений между различными звеньями финансовой системы РФ. При этом основная роль государственных финансов заключается в перераспределении и контроле финансовых потоков.
2.2. Анализ состояния доходов населения.
Основными показателями в сфере проводимой государством социальной политики и, в частности, состояния реальных доходов населения являются удельный вес населения с доходами ниже прожиточного минимума, удельный вес населения с доходами ниже половины прожиточного минимума, индексы глубины и остроты бедности, соотношение доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченного населения, удельный вес адресной социальной помощи в общем объеме государственных расходов на социальную помощь; удельный вес населения, доходы которого были доведены до уровня прожиточного минимума путем оказания адресной социальной помощи; доля финансирования социальных услуг на принципах «деньги следуют за потребителем» и на условиях государственного социального заказа в общем объеме государственных расходов на социальную помощь.
Рассмотрим некоторые показатели динамики состояния доходов населения на основании финансовых отчетов Министерства финансов Российской Федерации и данных Госкомстата РФ за 2010-2013 годы.
В целом
благоприятные тенденции в
Положительной тенденцией последних лет является опережающий рост показателей оплаты труда относительно показателей прироста доходов. В 2013 году реальная заработная плата повысилась на 19,7% относительно соответствующего периода 2012 года, а рост реальных денежных доходов населения составил 108,8 %. Таким образом, уровень реальной заработной платы в 2013 году приблизился к докризисному, а реальные денежные доходы были все еще значительно ниже докризисных показателей (почти на 12 %).
В таблице 3. представлена динамика номинальных и реальных показателей заработной платы и денежных доходов населения в 2006-2009 годах.
Таблица 3.
Динамика номинальных и реальных показателей з/п и денежных доходов населения в 2010-2013 годах.
Наименование показателей |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
Средняя начисленная заработная плата, руб. |
1215 |
2283 |
3025 |
4294 |
Реальная заработная плата |
100 |
74,7 |
82,3 |
98,5 |
Среднедушевые денежные доходы, руб. |
1270 |
2524 |
3118 |
4025 |
Реальные денежные доходы |
100 |
79 |
81,2 |
88,3 |
Индекс потребительских цен |
100 |
251,7 |
302,5 |
358,8 |
Индекс потребительских цен (в % к предыдущему периоду) |
100 |
136,5 |
120,2 |
118,6 |
На увеличение показателя роста реальных доходов населения в 2013 г. значительно повлияли индексация пенсий и проведенное в декабре повышение заработной платы работникам бюджетных организаций, в результате чего прогнозировался среднегодовой рост реальных денежных доходов на 12 %. Однако это значение достигнуто не было, тем не менее в 2013 г. рост реальных денежных доходов населения (108,8 %) был значительно выше, чем в 2012 г., когда он составил 102,9 %.
Основным фактором, стимулирующим внутренний спрос в 2013 году, являлся рост потребительского спроса, основанный на росте реальных располагаемых денежных доходов населения и розничного товарооборота.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в 2013 году составил 46,4 %, непродовольственных — 53,6 (в 2012 году — 46,1 % и 53,9 %). При этом объем розничной торговли продовольственными товарами увеличился на 9,7 %, непродовольственными товарами — на 8,5 %, в то время как в предшествующие годы наблюдалось превышение темпов роста оборота торговли непродовольственными товарами над темпами роста оборота продовольственными товарами (в частности, в 2012 г. оборот торговли продовольственными товарами возрос на 7,2 %, непродовольственными товарами — на 13,7 %).
Динамику реальных располагаемых денежных доходов населения в 2010-2012 годах можно наблюдать на рисунке 2.
2010 2011 2012
Рис. 2.
Следует отметить, что в общей совокупности всех доходов населения почти 2/3 приходится на долю заработной платы. Поддержанию реальных денежных доходов населения на высоком уровне в 2012 году способствовал рост реальной заработной платы, увеличение которой в 2013 году составило 16,6 %. Повышение оплаты труда работникам бюджетной сферы позволило снизить расхождения в уровне оплаты труда в отраслях социальной сферы, финансируемых из бюджета, и промышленности. Размер назначенных пенсий увеличился в реальном выражении за 2013 г. на 16,9 %.
Таким образом, темп роста реальных денежных доходов населения в 2013 году составил 108,8 % против 108,5 % за 2011 год. При этом в структуре использования денежных доходов населения снизилась доля доходов, использованных на покупку товаров с 60,1 % в январе-ноябре 2011 года до 58,2 % в январе-ноябре 2012 года, увеличилась доля расходов на оплату услуг с 15,2 % до 15,4 %. При этом доля доходов населения, направляемых на сбережения, что весьма важно отметить, увеличилась с 8,9 % до 10,5 %.
Однако, для составления объективной
картины финансового
В течение первых трех кварталов 2011 г. сохранялась тенденция опережающего роста индекса потребительских цен относительно показателей денежных доходов и заработной платы. Официальная статистика свидетельствует о росте цен на потребительские товары и услуги за первые три квартала 2011 г. на 13,9 %, при этом номинальная заработная плата выросла всего на 12 % (сентябрь 2012 г. к декабрю 2010 г.). Уровень номинальных денежных доходов населения, по данным официальной статистики за третий квартал 2011 г., по сравнению с декабрем 2010 г. не только не увеличился, а наоборот сократился на 4,2 %. Рост номинальных показателей денежных доходов и заработной платы начался только в конце четвертого квартала 2011 г., в декабре доходы населения в расчете на месяц составили 4025 руб. против 3118 руб. в декабре 2010 г., а зарплата 4294 руб. против 3025 руб. в декабре 2010 г.
В целом темпы роста
В декабре 2012 года индекс потребительских цен (ИПЦ) составил 101,5 % (за аналогичный период 2011 года — 101,6 %). Можно отметить также, что в 2012 году по сравнению с предыдущим годом сблизились темпы прироста цен на продовольственные (111,0 % против 117,1 % в 2011 году) и непродовольственные товары (110,9 % против 112,7 %). Темпы роста цен на платные услуги населению остались на уровне 2011 года — 136,2 % против 136,9 %.
Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и платные услуги населения отражен на рисунке 3.
Прирост потребительских цен на отдельные группы товаров и платных услуг населению в 2012 году
Рис. 3.
Обращает на себя внимание тот факт, что в 2011 году росла суммарная задолженность по заработной плате: с 31,7 млрд. руб. (на 1 января 2011 г.) до 34,7 млрд. руб. (на 1 декабря 2011 г.). Однако, в результате погашения задолженности в декабре 2011 года ее объем сократился до 29,9 млрд. руб., что на 5,6 % ниже показателя конца 2010 года. По-прежнему большую долю (87,9 %) в общем объеме просроченной задолженности занимают неплатежи предприятий и организаций, составившие на 1 января 2011 г. 26,3 млрд. руб. Бюджетная задолженность сократилась за минувший год до 3,6 млрд. руб. (или 12,1% в общем объеме задолженности на 1 января 2011 г.).
Однако, как показывают текущие
данные, задолженность по выплате
заработной платы — это то слабое
место российской экономики, которое
в ближайшее время будет
Так, по состоянию на 1 мая 2013 г. суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых отраслей (по сведениям организаций) составила 31783 млн. рублей, что меньше на 6,9 %, чем по состоянию на 1 апреля 2013г. и на 0,6 % — чем по состоянию на 1 мая 2012 года.
Информация о работе Сущность, функции и виды финансовых отношений