Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа
Существование дискуссионных вопросов о сущности и функциях финансов и разногласия по поводу их роли в жизни общества говорят о том что, данный вопрос требует детального изучения и понимания.
Рассмотрение вопросов сущности и необходимости финансов, их специфических признаков, функций и дискуссионных вопросов сущности и функций финансов, является главной целью данной работы.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Сущность и функции финансов.
1.1 Понятие и сущность финансов………………………………………..4
1.2 Функции финансов……………………………………………………..7
1.3 Особенности финансов………………………………………………...9
1.4 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов…………..12
Глава 2. Финансовая система.
2.1 Финансовая система государства…………………………………….17
2.2 Бюджетная система…………………………………………………….18
2.3 Финансовые учреждения……………………………………………...20
Глава 3. Государственное регулирование финансов……………………22
Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………30
Некоторые экономисты считают, что финансам присущи три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.
Наличие дискуссионных вопросов обуславливает необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование системы финансовых взаимосвязей.
Глава 2. Финансовая система.
Финансовая система – это совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:
2.1 Финансовая система государства.
Государство управляет обществом и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной и др.
Основу экономической
Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную систему:
Каждое звено финансовой системы выполняет свои конкретные задачи и обслуживает определённую группу финансовых отношений.
Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.
Территориальные финансы выполняют
ту же задачу, что и общегосударственные,
но применительно к административно-
Главную роль в финансовой системе государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено следующими факторами:
Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов — через систему финансово-кредитных отношений.
2.2 Бюджетная система
Бюджет определяет собой форму образования и государственного расходования денежных средств для обеспечения функционирования государственной власти. Объективный характер бюджетных отношений обусловлен тем, что в руках государства должна концентрироваться часть национального дохода, необходимая для решения задач, возложенных на государство (управление и защита).
Особенности бюджетных отношений проявляются в том, что имеют неэквивалентный характер, т.е. они не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции.
Современная
бюджетная система России максимально
приближается к структуре бюджетных
систем западных стран, имеющих федеральное
устройство, хотя для нее все еще
характерны некоторые противоречия,
вызывающие необходимость
Бюджетная система Российской Федерации включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.
Одним из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определённых социальных групп населения является создание внебюджетных фондов (ВБФ), которые могут быть социальными и экономическими.
Эти фонды формируются за счёт:
Налоги и другие платежи, предназначенные для зачисления в бюджет, не подлежат направлению в ВБФ. Бюджетные фонды не должны перечисляться во ВБФ.
2.3. Финансовые учреждения
Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.
К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, лизинговые компании и др.
Большинство этих институтов действуют как финансовые посредники.
Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.
Содержание деятельности финансовых учреждений:
Банк призван накапливать
В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.
Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении и специально обученным персоналом.
Биржа выполняет функции:
Биржа создаётся в форме
Глава 3. Государственное регулирование финансов.
Государство формирует финансовую
политику и осуществляет законодательное
регулирование финансов на макро- и
микроуровнях. Государственное регулирование
представляет собой законодательно
оформленную систему
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Монетаризм приветствует свободный
нерегулируемый рынок с ограничением
государственного вмешательства в
экономику поддержанием стабильного
темпа роста денежной массы. Он широко
используется Международным валютным
фондом и организацией экономического
сотрудничества и развития для реализации
программ финансовой стабилизации государств,
испытывающих финансовые трудности
и привлекающих внешние источники
централизованного
Рестрективная политика монетаризма
основывается на сокращении государственных
расходов и повышении налогов. Цель
такой политики – сокращение покупательной
способности населения, уменьшение
бюджетного дефицита и снижение уровня
инфляции. Одновременно это вызывает
замедление экономического роста. Сокращение
спроса приводит к трудностям сбыта
и падению темпов прироста выпускаемой
продукции. Сдерживание спроса предприятий
путем проведения жесткой денежной
политики не создает условий для
прироста производства продукции, который
может обеспечить снижение цен. При
ограниченных возможностях привлечения
ресурсов извне и «съеденных»
инфляцией собственных