Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Существование дискуссионных вопросов о сущности и функциях финансов и разногласия по поводу их роли в жизни общества говорят о том что, данный вопрос требует детального изучения и понимания.
Рассмотрение вопросов сущности и необходимости финансов, их специфических признаков, функций и дискуссионных вопросов сущности и функций финансов, является главной целью данной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и функции финансов.
1.1 Понятие и сущность финансов………………………………………..4
1.2 Функции финансов……………………………………………………..7
1.3 Особенности финансов………………………………………………...9
1.4 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов…………..12
Глава 2. Финансовая система.
2.1 Финансовая система государства…………………………………….17
2.2 Бюджетная система…………………………………………………….18
2.3 Финансовые учреждения……………………………………………...20
Глава 3. Государственное регулирование финансов……………………22

Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Финансы на тему Сущность и функции финансов.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

Некоторые экономисты считают, что финансам присущи  три функции: формирование денежных фондов (доходов), использование денежных фондов (доходов) и контрольная. Однако первые две, хотя реально существуют, но они больше напоминают механизм реализации распределительной функции, чем самостоятельный способ действия категории финансов.

Наличие дискуссионных вопросов обуславливает  необходимость дальнейшей разработки теоретических проблем сущности и функций финансов. Более глубокое знание экономической природы финансов и присущих им свойств позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования  данной категории в практике хозяйствования, научно обосновывать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики  и совершенствование системы  финансовых взаимосвязей.

 

Глава 2. Финансовая система.

 

Финансовая  система – это совокупность организаций, обеспечивающих денежный оборот в рамках определённой страны включающих в себя:

  • государственную финансовую подсистему, которая обеспечивает поступление денежных средств в бюджет и их расходование;
  • банковскую подсистему, которая содержит финансовые учреждения, обеспечивающие расчёты, кредиты, инвестиции, операции с денежными средствами;
  • подсистему обращения государственных ценных бумаг, служащую для привлечения денежных средств на вторичных рынках ценных бумаг.

 

2.1 Финансовая система  государства.

Государство управляет обществом  и состоит из ряда структур: политической, экономической, социальной, религиозной  и др.

Основу экономической структуры  составляют отношения, возникшие в  государстве, в которых участвуют  четыре субъекта: государство, регион, хозяйствующий субъект, гражданин. У каждого субъекта свои права  и обязанности. Вступая между  собой в отношения, они участвуют  в товарно-денежных отношениях, что  приводит к созданию финансовой системы  государства.

Финансовая система Российской Федерации представляет собой 4-блочную  систему:

  • общегосударственные финансы;
  • территориальные финансы;
  • финансы хозяйствующих субъектов;
  • финансы граждан.

Каждое звено финансовой системы  выполняет свои конкретные задачи и  обслуживает определённую группу финансовых отношений.

Задача общегосударственных финансов заключается в концентрации финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегосударственных нужд. Они формируются за счёт налогов, сборов, государственных пошлин, сумм, полученных от выкупа государственных предприятий и т. п. В состав общегосударственных финансов входят: федеральный бюджет, государственное страхование, государственное кредитование, федеральные внебюджетные фонды.

Территориальные финансы выполняют ту же задачу, что и общегосударственные, но применительно к административно-территориальному образованию, находящемуся на самоуправлении. В их состав входят территориальные бюджеты и территориальные внебюджетные фонды. Формируются за счёт налогов, сборов, штрафов, местных займов, лотерей и др. источников.

Главную роль в финансовой системе  государства играют финансы хозяйствующих субъектов, их задача заключается в формировании и использовании своих денежных средств. Они выступают как ведущее звено в финансовой системе, это обусловлено следующими факторами:

  1. источники финансовых ресурсов (прибыль, амортизационные отчисления и др.) формируются главным образом в хозяйствующих субъектах;
  2. объём их финансовых ресурсов значительно превышает величину денежных средств граждан, используемых в качестве капитала.

Финансы граждан тесно взаимосвязаны с государственными и муниципальными финансами через систему налогообложения и социальную политику государства, с финансами хозяйствующих субъектов — через систему финансово-кредитных отношений.

 

2.2 Бюджетная система 

Бюджет определяет собой форму  образования и государственного расходования денежных средств для  обеспечения функционирования государственной  власти. Объективный характер бюджетных  отношений обусловлен тем, что в  руках государства должна концентрироваться  часть национального дохода, необходимая  для решения задач, возложенных  на государство (управление и защита).

Особенности бюджетных отношений  проявляются в том, что имеют  неэквивалентный характер, т.е. они  не находятся под прямым воздействием закона стоимости (закона эквивалентного обмена), что приводит к тому, что  бюджетные методы государственного управления имеют принудительный характер и свободны от влияния конкуренции.

Современная бюджетная система России максимально  приближается к структуре бюджетных  систем западных стран, имеющих федеральное  устройство, хотя для нее все еще  характерны некоторые противоречия, вызывающие необходимость совершенствования  механизма бюджетного регулирования.

Бюджетная система Российской Федерации  включает в себя: федеральный бюджет; бюджеты субъектов федерации; местные  бюджеты. Бюджетное устройство РФ основано на принципах: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности.

Одним из методов перераспределения  национального дохода государством в пользу определённых социальных групп  населения является создание внебюджетных фондов (ВБФ), которые могут быть социальными и экономическими.

  • Социальные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, занятости населения.
  • Экономические внебюджетные фонды: дорожные, воспроизводства минерально-сырьевой базы, кредитные.

Эти фонды формируются за счёт:

    1. обязательных взносов в социальные и др. ВБФ, установленные в законодательном порядке;
    2. добровольных взносов и пожертвований граждан и различных хозяйствующих субъектов на соответствующие цели;
    3. суммы штрафов (загрязнение окружающей среды, нерациональное природопользование и пр.);
    4. иных доходов ВБФ в соответствии с законодательством.

Налоги и другие платежи, предназначенные  для зачисления в бюджет, не подлежат направлению в ВБФ. Бюджетные  фонды не должны перечисляться во ВБФ.

 

2.3. Финансовые учреждения

Финансовые институты – это финансовые учреждения и все структурные подразделения Государственной налоговой службы РФ.

К финансовым институтам относятся: банки, небанковские кредитные организации, страховые компании, негосударственные  пенсионные фонды, лизинговые компании и др.

Большинство этих институтов действуют  как финансовые посредники.

Финансовый посредник – экономический субъект, который аккумулирует денежные средства граждан и хозяйствующих субъектов, преумножает эти средства за счёт прибыльной (доходной) деятельности и эффективности их мобилизации в материальное производство.

Содержание деятельности финансовых учреждений:

  1. Банк – кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие операции:
    • привлечение денежных средств граждан и хозяйствующих субъектов во вклады;
    • размещение этих средств от своего имени и за свой счёт на условиях возвратности, платности и срочности,
    • открытие и ведение счетов граждан и хозяйствующих субъектов.

Банк призван накапливать временно свободные денежные средства, предоставлять  кредиты, проводить операции с ценными  бумагами, взаимными платежами и  расчётами между хозяйствующими субъектами и гражданами.

В РФ функционирует 2-уровневая банковская система: Центральный банк РФ; коммерческие банки.

  • Центральный банк -  самое важное банковское учреждение, обычно находящееся под контролем государства, которое обслуживает все прочие банки данной страны и выступает в роли фискального агента правительства; его нередко называют «банком банков». Центральный банк выпускает бумажные деньги страны и держит на своих счетах денежные резервы других банков национальной банковской системы. Он контролирует количество денег в обращении, процентные ставки и объем банковского кредита. Центральный банк является также хранителем основной массы золотовалютных резервов страны. Такие банки имеют дело не с населением и частными фирмами, а с другими банками. Их деятельность заключается в эмиссии денег и контроле за денежной массой, процентными ставками и акциями с иностранной валютой.
  • Коммерческие банки - банки, непосредственно обслуживающие предприятия и организации, а также население - своих клиентов. Коммерческие банки выступают основным звеном банковской системы. Независимо от формы собственности коммерческие банки являются самостоятельными субъектами экономики. Их отношения с клиентами носят коммерческий характер. Основная цель функционирования коммерческих банков - получение максимальной прибыли
  1. Небанковская кредитная организация – имеет право осуществлять отдельные банковские операции для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности (например расчётно-кассовые центры Центрального банка РФ).
  1. Биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже товаров, ценных бумаг и др. активов.

Торги биржевыми активами производятся в специально оборудованном помещении  и специально обученным персоналом.

Биржа выполняет функции:

  • мобилизации временно свободных денежных средств путём обмена их на биржевой товар;
  • установления рыночного курса финансовых активов.

Биржа создаётся в форме некоммерческого  партнёрства (не должна извлекать прибыли  от своей биржевой деятельности). Она  организует торговлю только между членами  биржи. Другие лица могут совершать  операции на бирже только через посредство членов биржи.

 

Глава 3. Государственное  регулирование финансов.

 

Государство формирует финансовую политику и осуществляет законодательное  регулирование финансов на макро- и  микроуровнях. Государственное регулирование  представляет собой законодательно оформленную систему воздействия  на финансовые процессы в социально-экономической  жизни общества. Все направления  государственного регулирования между  собой взаимосвязаны и влияют друг на друга. Выявление этих взаимосвязей имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Она  также не предполагает наличия преимущественно  государственной собственности  на средства производства. Подтверждением этому служит мировая практика, где  высококонкурентная среда со значительными  элементами планового начала, олицетворяемая государством, соседствует с частнокапиталистическим  предпринимательством. Воздействие  государства на экономику осуществляется через систему законодательных  актов, государственных и муниципальных  законодательных, представительских  и исполнительных органов власти.7

В основу государственного регулирования  заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные  по формам реализации мировые концепции  государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.

Монетаризм приветствует свободный  нерегулируемый рынок с ограничением государственного вмешательства в  экономику поддержанием стабильного  темпа роста денежной массы. Он широко используется Международным валютным фондом и организацией экономического сотрудничества и развития для реализации программ финансовой стабилизации государств, испытывающих финансовые трудности  и привлекающих внешние источники  централизованного фининсирования бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса.

Рестрективная политика монетаризма  основывается на сокращении государственных  расходов и повышении налогов. Цель такой политики – сокращение покупательной  способности населения, уменьшение бюджетного дефицита и снижение уровня инфляции. Одновременно это вызывает замедление экономического роста. Сокращение спроса приводит к трудностям сбыта  и падению темпов прироста выпускаемой  продукции. Сдерживание спроса предприятий  путем проведения жесткой денежной политики не создает условий для  прироста производства продукции, который  может обеспечить снижение цен. При  ограниченных возможностях привлечения  ресурсов извне и «съеденных»  инфляцией собственных средствах  предприятий происходит естественное сокращение объемов производства и  замедления темпов экономического роста.

Информация о работе Сущность и функции финансов