Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 19:47, курсовая работа

Описание работы

Существование дискуссионных вопросов о сущности и функциях финансов и разногласия по поводу их роли в жизни общества говорят о том что, данный вопрос требует детального изучения и понимания.
Рассмотрение вопросов сущности и необходимости финансов, их специфических признаков, функций и дискуссионных вопросов сущности и функций финансов, является главной целью данной работы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Сущность и функции финансов.
1.1 Понятие и сущность финансов………………………………………..4
1.2 Функции финансов……………………………………………………..7
1.3 Особенности финансов………………………………………………...9
1.4 Дискуссионные вопросы сущности и функций финансов…………..12
Глава 2. Финансовая система.
2.1 Финансовая система государства…………………………………….17
2.2 Бюджетная система…………………………………………………….18
2.3 Финансовые учреждения……………………………………………...20
Глава 3. Государственное регулирование финансов……………………22

Заключение…………………………………………………………………28
Список использованной литературы………………………………………30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Финансы на тему Сущность и функции финансов.docx

— 52.09 Кб (Скачать файл)

В конечном счете, задача сводится к  переориентации ресурсов от потребления  к накоплению. Сложность ее реализации обусловлена возможным усилением  стагнации производства. В условиях снижения реальной заработной платы  и осложнения ситуации на рынке труда  перераспределение ресурсов от потребления  в пользу инвестиций не происходит. Политика ограничения спроса усиливает  конкуренцию и возможность банкротства, а также социальную напряженность  в обществе.

Противоположностью монетаризму  является широко применяемая в последние  десятилетия финансовая концепция  кейнсианства. В основе ее – государственное  регулирование и государственная  поддержка проводимых в экономике  преобразований. Кейнсианство основано на экспансионистской финансовой политике, включающей расширение государственных расходов и снижение налогов, а также экспансионистской денежно-кредитной политике, связанной с расширением денежной массы в обращении.

Увеличение государственных расходов стимулирует рост производства, а  значит, и рост инвестиций и вложений в человеческий капитал. Кроме того, расширяется покупательная способность  населения и совокупный спрос  на товары, работы, услуги. Высокая покупательная  способность лишь при определенных обстоятельствах повышает конкурентоспособность  предприятий и качество продукции, а эти две проблемы для российской экономики в настоящее время  наиболее актуальны.

Экспансионистская политика требует  жесткого контроля за ценами, так как  издержки производства имеют тенденцию  к росту. Контроль необходим и  в связи с риском роста инфляции, процентных ставок, налогов.

Увеличение государственных расходов возможно за счет существенного повышения  эффективности использования бюджетных  ассигнований либо за счет роста налоговых  поступлений. Рост налоговых поступлений  происходит при расширении производства, повышении темпов прироста выпускаемой  продукции. В этом случае необязательно  повышать ставки налогов, так как  автоматически расширяется налогооблагаемая база. Темп роста расходов не должен превышать темп роста доходов, и  за этим соотношением необходим государственный  контроль. Для реализации такой политики государство должно иметь долгосрочные программы централизованных инвестиционных вложений. Кейнсианство (как и монетаризм), в чистом виде применяется в мировой  финансовой практике редко, так как  чревато возрастанием бюджетного дефицита и инфляции. Большие задачи оно  возлагает на государство, требует  разработки твердой и основательной  законодательной базы для соблюдения определенных рамок вмешательства  в предпринимательскую деятельность.

Выбор форм государственного регулирования  финансов особенно сложен в российской экономике при проведении структурных  преобразований. Отсутствие достаточных  накоплений в частном секторе  означает невозможность быстрой переориентации финансирования с государственных источников на собственные средства предприятий. Применение мирового опыта без учета конкретных особенностей и состояния экономики России способствовало усугублению кризисных процессов.

Политика экономического роста, как  правило, включает такой элемент  государственного регулирования, как  девальвацию национальной валюты, которая  снижает цену продукции, а следовательно, и затраты на производство и реализацию, повышает ее конкурентоспособность  на мировом рынке. В то же время  она сдерживает внутреннее потребление  из-за падения заработной платы. Девальвация  приводит к удорожанию импорта и  удешевлению экспорта, возрастанию  размеров внешнего долга и увеличению расходов на выплату процентов по нему. Стимулирование экспорта имеет  большое значение для погашения  внешних обязательств Российского  государства. Для нормального состояния  платежного баланса рост экспорта должен опережать рост импорта и покрывать  возросшие расходы по обслуживанию внешнего долга. Для внутреннего  состояния экономики имеет значение сокращение издержек производства и  обращения, себестоимости по уровню, превышающему снижение цен. В этом случае преимущество получает прибыль. Возрастание  прибыли позволяет обеспечить рост инвестиций одновременно с расширением  производства. Девальвация может  сопровождаться рестриктивными мерами в том случае, когда значительный капитал накоплен в частном секторе  экономики, который не коснется сокращения государственных расходов.

Результатом свободного ценообразования, как утверждают сторонники монетаристской школы, являются уравновешивание спроса и предложения, достижение стабильности. Кейнсианская школа считает, что  цены малоподвижны и не могут быстро реагировать на состояние спроса и предложения. Поэтому изменение  цен не служит ориентиром в рыночной конъюнктуре. Более подвижны в этом смысле объемы продаж и величина запросов товарно-материальных ценностей. Однако если цены остаются стабильными, то при  снижении спроса производство также  должно сокращаться. При этом значительные запасы приводят к иммобилизации оборотных средств.

 

Между уровнем цен и денежной массой существует тесная зависимость, так считают монетаристы. Поэтому  если бюджетный дефицит покрывается  за счет эмиссии, то это стимулирует  инфляцию и рост цен. Для устранения этого негативного явления Центральный  банк должен строго контролировать прирост  денежной массы. Однако при недостатке денег в обращении используются квазидеьги и другие денежные инструменты, которые приводят к перераспределению  доходов в пользу их эмитентов, а  предприятия не могут защитить свои интересы при неплатежеспособности потребителей продукции.

Кроме контроля за общей массой денег  в обращении необходимо поддерживать определенную структуру платежных  средств, в том числе более  ликвидных.

Рост цен в секторе, защищенном от конкуренции, всегда выше. Чем выше степень монополизма, тем выше инфляция издержек. Изменение цен приводит к изменению рыночной структуры, а это повышает риск, создает трудности, связанные с реализацией. Инфляция способствует росту стоимостного объема потребления. Население в ожидании очередного повышения цен компенсирует потери путем приобретения товаров  или иностранной валюты. Без стабильности цен насыщение рынка продукцией, товарами, работами и услугами невозможно. Очень важно проводить политику снижения себестоимости, так как  это один из основных факторов роста  цен.

Следует отметить, что высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста  применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что  приводит к появлению промежуточных  теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные  особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность  и социальная справедливость находятся  в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.8

 

 

 

 

                                      

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

 

   Из всего выше сказанного  можно сделать вывод, что финансы  являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития. Государство может, учитывая объективную необходимость финансовых отношений разрабатывать различные формы их использования: вводить или отменять различные виды платежей, изменять формы использования финансовых ресурсов и т.д. Государство не может создавать то, что объективно не подготовлено ходом общественного развития. Оно устанавливает только формы проявления объективно назревших экономических отношений. Без финансов невозможно обеспечить индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономически, стимулировать быстрейшее внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

   Были рассмотрены функции финансов, а именно: распределительная и  контрольная – эти функции  осуществляются финансами одновременно. Нельзя забывать, что помимо этих  двух основных функций есть и другие: регулирующая функция – она связана с вмешательством государства через финансы в процесс воспроизводства, стабилизационная функция – обеспечивает для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях.

   Наличие дискуссионных вопросов  обуславливает необходимость дальнейшей  разработки теоретических проблем  сущности финансов. Более глубокое  знание экономической природы  финансов, присущих им свойств  позволит активнее разрабатывать пути лучшего использования данной категории в практике хозяйствования, научно обосновать меры, направленные на финансовое оздоровление экономики и совершенствование финансовых взаимосвязей в нашей стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Список использованной литературы:

 

1. Афанасьев  М.П. Модернизация государственных  финансов: Учебное пособие.- М.: ГУВШЭ, 2007;

2. Бабашкина  А.М. Государственное регулирование  национальной экономики: Учебное  пособие для вузов.- М.: Финансы  и статистика, 2007;

3. Бабич А.М.  Государственные и муниципальные  финансы: Учебное пособие для  вузов.- М.: Финансы ЮНИТИ, 2005;

4. Батяева  Т.А. Рынок ценных бумаг: Учебное  пособие для вузов.- М.: Инфа НФПК, 2006;

5. Войтов  А.Г. Экономика. Общий курс (Фундаментальная  теория экономики).- М.: Учебник, 2005;

6. Галанов  В.А. Финансы, денежное обращение  и кредит.- М.: Форум, 2006;

7. Галицкая  С.В. Деньги, кредит, финансы.- М, 2005;

8. Гринкевич  Л.С. Государственные и муниципальные  финансы.- М.: КНОРУС, 2008;

9. Ковалев  В.В. Учебное пособие – перераб.  и доп. М.: ТК Вельби, изд-во Проспект, 2005;

10.  Колпаков  Г.М. Финансы, денежное обращение.  Кредит. Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы и статистика, 2006;

11. Липсиц  И.В. Экономика. Учебное пособие  для вузов.- М.: Омега-Л, 2007;

12. Родионова  В.М. Финансы.- М.: Финансы и статистика, 2004;

13. Фетисов  В.Д. Финансы и кредит.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006;

14. Финансы.  Учебник под ред. Грязновой  А.Г., Маркиной Е.В.- М.: Финансы и  статистика,2006;

15. Чантландзе  В. Вопросы теории финансов.- М.: Тбилиси, 2003;

16. Экономическая  теория под ред. Грязновой А.Г., Чечелевой Г.В.- «Экзамен», 2005.

 

 

1 Войтов А.Г. Экономика общий курс (Фундаментальная теория экономики).- учебник. 2005, 288с.

2 Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов.- М.: КНОРУС, 2008. – 560с.

3 Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005.- 685с.

4 Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов.- М.: КНОРУС, 2008.- 560с.

5 Родионова В.М. Финансы.- М.: Финансы и статистика, 2004.-187с.

6 Чантландзе В. Вопросы теории финансов. Тбилиси, 2006

7 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики.- М.: Финансы и статистика, 2007.-479с.

8 Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы. Учебное пособие для вузов.- М.: Финансы ЮНИТИ, 2005,- 687с.

 


Информация о работе Сущность и функции финансов