Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, участвующих в производстве и реализации продукции, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как финансы являются неотъемлемой частью государственных и международных отношений. Финансы государства обслуживают процесс формирования стоимости в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных и социальную защиту отдельных групп населения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль финансов в экономике государства.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Псковский государственный университет 

 

 

Кафедра «Экономика и Финансы»

 

Дисциплина: «Финансы»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По теме: «Сущность и функции финансов»

 

 

Выполнил: Кузьмин А.А.

Группа: 0073-05

                                                                             Шифр:

Проверила: Павлова Н. И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Псков

2013 г.

 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, участвующих в производстве и реализации продукции, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как финансы являются неотъемлемой частью государственных и международных отношений. Финансы государства обслуживают процесс формирования стоимости в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных и социальную защиту отдельных групп населения. Международные финансовые отношения проявляются в обмене части национальных денег страны на иностранные валюты и обратно. При этом в каждой стране законным платежным средством являются ее национальные деньги. А деньги, используемые в международных отношениях становятся валютой.

Цель курсовой работы - анализ сущности финансов и их функций.

Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть экономическое содержание финансов, их функций;
  • обратить внимание на финансовые ресурсы и финансовые фонды;
  • показать, как развивались теоретические представления о финансах как экономической категории.

При написании курсовой работы использовались монографии таких авторов как К. Астапов, Ю. Любимцев, статьи из периодических изданий, статистические материалы, интернет ресурсы.

 

 

 

Глава 1. Место финансов в воспроизводственном процессе

 

1.1. Сущность и признаки финансов

 

Категория «финансы» может рассматриваться с двух позиций: 1) в материальном смысле, как совокупность фондов денежных средств и 2) как совокупность общественных отношений. В первом случае финансы выступают в качестве инструмента распределения и перераспределения национального дохода и ВВП, а также в качестве орудия контроля движения денежных средств. При втором подходе финансы рассматриваются как особая форма общественных отношений, складывающихся в сфере движения централизованных и децентрализованных денежных средств.

В условиях рыночной экономики государственные финансы являются инструментом государственной политики и государственного регулирования экономических систем.

Важнейшие свойства финансов определяются как их признаки.

Основные признаки финансов выражаются в следующем:

  1. финансы выступают в качестве денежных отношений, возникающих по поводу образования, распределения, использования, перераспределения и накопления денежных средств;
  2. распределительный характер денежных отношений связан с движением реальных денег;
  3. движение денежных средств имеет, как правило, односторонний (однонаправленный) характер;
  4. финансы как денежные отношения имеют форму централизованных и децентрализованных денежных средств;
  5. финансы выступают в качестве необходимого механизма (через налоги и государственное финансирование) воспроизводственного процесса в экономике;
  6. финансы являются одним из инструментов государственного управления, обеспечивающим выполнение государством его функций и задач.

Под финансовыми ресурсами понимается совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении субъектов финансовых отношений. Субъектами, которые ими располагают, являются государство, органы местного самоуправления, предприятия, организации, домохозяйства.

Различают следующие виды финансовых ресурсов:

  1. собственные средства;
  2. мобилизационные средства;
  3. средства, поступающие в порядке перераспределения. Отдельные виды субъектов, располагающие финансовыми ресурсами, имеют свой особый состав финансовых ресурсов. [13:408 с]

Собственными средствами являются: на уровне государства и органов местного самоуправления — доходы государственных и муниципальных предприятий и доходы от внешнеэкономической деятельности; на уровне хозяйствующих субъектов — прибыль; на уровне населения — заработная плата, премии, надбавки к заработной плате, выплаты социального характера, доходы от предпринимательской деятельности, от участия в прибылях, от операций с личным имуществом, пенсии, пособия, стипендии.

Мобилизационными средствами являются: на уровне государства — государственный кредит, эмиссия денежных средств, доходы от эмиссии ценных бумаг; на муниципальном уровне — муниципальный кредит и др.; на уровне хозяйствующих субъектов — банковский кредит и др.

Средства, поступающие в порядке перераспределения, представлены: на уровне государства и муниципальных образований — обязательными платежами; на уровне хозяйствующих субъектов и домохозяйств — процентами, дивидендами по ценным бумагам; на уровне домохозяйств — поступлениями средств от кредитно/финансовых операций.

Как самостоятельное понятие существует категория «финансовые ресурсы страны». К ним относят: часть ВВП, представленную валовой прибылью экономики; отчисления в государственные внебюджетные социальные фонды; налоги на производство и импорт; налоги с физических лиц; сбережения домашних хозяйств и кредиты, полученные из зарубежных стран.

Функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая[11]

Финансы выполняют три главные функции, которые также отличают их от денег: распределительную, контрольную и регулирующую. Рассмотрим их кратко.

1. Распределительная функция финансов. Как отмечалось выше, главным источником денежных фондов является ВВП. При помощи финансов он вначале распределяется в макроэкономическом масштабе (первичное распределение), что приводит к созданию так называемых основных (первичных) доходов, состоящих из заработной платы и чистого дохода предприятий производственной сферы. Далее с помощью финансов осуществляется вторичное распределение (перераспределение) ВВП, когда денежные средства переводятся на определенные территории, что приводит к образованию доходов организаций, непроизводственной сферы (заработная плата бюджетников, пенсионное обеспечение, социальные выплаты и т.д.). Экономическим инструментом распределения и перераспределения ВВП является действующая в стране система налогообложения.

Распределительные процессы имеют место и внутри отдельно взятого предприятия, т.е. в микроэкономическом масштабе. Так, прибыль, будучи источником формирования таких денежных фондов, как фонды производственного или социального развития, резервного фонда и других, является источником финансовых ресурсов (совокупности финансовых активов, всех видов денежных средств, которыми располагает экономический субъект), выполняет распределительную функцию уже третьего порядка (третичное распределение).

Примечание. Доля национального дохода, распределяемая и перераспределяемая через все звенья финансовой системы, обратно пропорциональна уровню милитаризации экономики. Например, накануне второй мировой войны через финансовую систему распределялось в странах Европы всего 9—18%, в настоящее время эта доля возросла до 60—70%.[11]

2. Контрольная функция финансов.

Данная функция проявляется в контроле за распределением денежных средств на макро- и микроуровнях по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению. Контрольная функция реализуется через деятельность государственных финансовых органов (например, налоговой инспекции) и финансовых служб внутри предприятия. В условиях рыночных отношений финансовый контроль направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства.

Примечание. На практике налоговая система России зачастую направлена на «удушение» предпринимательства и малого бизнеса и имеет, таким образом, фискальный характер.

В теории финансов (применительно к России) различают пять видов финансового контроля: общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль. Кратко рассмотрим их.

Общегосударственный (вневедомственный) финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления, а именно: Федеральное собрание и две его палаты — Государственная Дума и Совет Федерации. Общегосударственному контролю подлежат объекты, независимо от их ведомственной подчиненности.

Ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств, ведомств. Эти органы осуществляют проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий, учреждений (бухгалтериями, финансовыми отделами). В функции последних входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия, а также его структурных подразделений.

Общественный финансовый контроль выполняют отдельные физические лица или общественные организации на добровольных началах.

Независимый финансовый контроль осуществляют аудиторские фирмы и службы. Объектом данного контроля является деятельность всех экономических субъектов.

В качестве примера дадим характеристику общегосударственного контроля.

Федеральное собрание образует постоянно действующий орган — Счетную палату, которая осуществляет финансовый контроль на федеральном уровне. Так, Счетная палата осуществляет контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, за законностью и своевременностью движения средств бюджета в Центральном банке РФ и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. В ее задачу входит определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности, проведение финансовых экспертиз проектов федеральных законов.

Параллельно со Счетной палатой контроль на федеральном уровне осуществляют созданные при Государственной Думе комитеты: Комитет по бюджету и налогам, Комитет по кредитным организациям и финансовым рынкам Государственной Думы РФ. В задачу этих комитетов входит проведение экспертно-аналитической работы и подготовка заключений по материалам бюджетных проектов.

На региональном уровне общегосударственный финансовый контроль производится как органами региональной исполнительной власти, так и специально создаваемыми контрольными органами. Примером такой контролирующей организации может служить деятельность контрольно-счетной палаты Московской городской Думы.

Важная роль при ведомственном контроле отведена Министерству финансов Российской Федерации и его структурным подразделениям в регионах. Так, в структуре аппарата Министерства финансов функционирует контрольно-ревизионное управление (КРУ), а в территориальных финансовых органах — аппарат главного контролера-ревизора. Министерством финансов и его органами осуществляется контроль за производственно-финансовой деятельностью бюджетных предприятий, своевременным обеспечением федерального бюджета финансовыми ресурсами, рациональным их использованием.

3. Регулирующая функция финансов. Распределительная и контрольная функции финансов проявляются не стихийно, а на основе законов и правовых актов. Совокупность правовых норм, положений, правовых актов позволяет регулировать финансовую деятельность на уровне государства и хозяйствующих субъектов, тем самым воздействовать на процесс воспроизводства.

В целях регулирования экономики и социальных отношений государством в лице органов федеральной власти, Центрального банка России используются такие методы, как государственное бюджетное планирование, государственное регулирование рынка ценных бумаг, налоговое и таможенное регулирование, федеральные программы помощи отдельным категориям бюджетной сферы.

Регулирующая функция финансов проявляется и на уровне элементов институциональной экономики, хозяйствующих субъектов, домашних хозяйств. В последнем случае можно говорить о саморегуляции финансов под воздействием внешних и внутренних факторов.[11]

Основной ролью финансов является то, что они позволяют приспособить пропорции производства к нуждам потребления, обеспечивая в сфере хозяйствования удовлетворение постоянно меняющихся воспроизводственных потребностей.

Роль финансов в экономике России определяется тем, что финансы являются одним из основных механизмов: развития рыночных институтов, укрепления федеративных основ устройства государства, обеспечения экономической эффективности и социальной справедливости, стимулирования инвестиционной активности предприятий, совершенствования банковской системы, глобализации экономических отношений, формирования внутренних и международных рынков капиталов, повышения качества жизни граждан.

В целом состояние экономики страны определяется прежде всего состоянием финансовой системы. В современной России наиболее острыми проблемами в области финансов являются:

  1. обеспечение реального сектора экономики необходимыми финансовыми и кредитными ресурсами;
  2. переход на среднесрочную систему бюджетного планирования;
  3. достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  4. совершенствование налоговой системы;
  5. повышение эффективности использования государственной, муниципальной и частной собственности;
  6. совершенствование бюджетного федерализма;
  7. обеспечение единства денежно/кредитной и финансовой политики;
  8. укрепление финансового контроля;
  9. развитие системы страхования;
  10. активное вовлечение сбережений населения в денежный оборот;
  11. интеграция в мировую финансовую систему на равноправной основе и др.

Информация о работе Сущность и функции финансов