Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 20:58, курсовая работа

Описание работы

Финансы - это особая форма экономических отношений по поводу образования и распределения денежных доходов и накоплений предприятий и работников, участвующих в производстве и реализации продукции, создания централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Актуальность данной темы не вызывает сомнений, так как финансы являются неотъемлемой частью государственных и международных отношений. Финансы государства обслуживают процесс формирования стоимости в общегосударственном масштабе, обеспечивая удовлетворение общественных и социальную защиту отдельных групп населения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Роль финансов в экономике государства.docx

— 56.76 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2. Финансы в общественном воспроизводстве

 

Расширенное воспроизводство включает непрерывное возобновление и расширение производственных фондов, рост ВВП и его главной части — национального дохода, воспроизводство рабочей силы и производственных отношений. Оно осуществляется с использованием денежных, финансовых и кредитных отношений. Важная роль в воспроизводстве всех составных частей BВП принадлежит государственным финансам и финансам предприятий.

Процесс воспроизводства является необходимой основой существования человеческого общества. Он включает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Эти стадии обязательны для воспроизводства, взаимосвязаны во времени и пространстве, взаимодействуют между собой и происходят одномоментно. Отсутствие хотя бы одной стадии прервет процесс воспроизводства.

Важнейшей стадией воспроизводственного процесса является производство, от состояния которого, прежде всего, зависит экономический рост.

Производство - процесс взаимодействия экономических ресурсов, организуемый с целью создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Производство является основой формирования таких финансово-экономических категорий, как валовой национальный продукт, национальный доход и др.[7]

Не менее важна и стадия распределения. На стадии распределения воспроизводственного процесса возникают финансовые и кредитные формы и отношения, составляющие суть финансов. Здесь на основе свойственных стадии обмена специфических форм и методов финансирования образуются такие распределительные элементы возмещения, как инвестиционные фонды, бюджеты развития, амортизационные фонды и др. Эти финансовые элементы оказывают непосредственное влияние на формирование аналогичных по финансовому содержанию отношений стадии производства: восстановление изношенных и израсходованных основных и оборотных фондов, формирование фондов оплаты труда, использование кредитных ресурсов для производства и др.

Ошибки в распределении национального дохода, неоправданное увеличение, например, фонда потребления, с одной стороны, создают условия для увеличения потребностей в производстве товаров и услуг, но с другой — сужают возможности делать это на новой технической основе в связи со снижением доли фонда накопления, направляемого на инвестиции, т.е. на обновление производственного аппарата.

Обмен (сфера обращения) как третья стадия воспроизводственного процесса характеризуется такими отношениями, как формирование фондов обращения, выручки и прибыли хозяйствующих субъектов в результате продажи товаров и услуг, а также доходов населения и др.

Нарушение в сфере обмена может привести к разрыву хозяйственных связей между предприятиями, что будет отрицательно воздействовать на сферу производства. Именно это произошло в Российской Федерации из-за нарушений в сфере обмена вследствие распада бывшего СССР и непродуманной приватизации, приведшей к ликвидации отдельных производственных комплексов без соответствующего налаживания новых обменных связей.

Потребление. На стадии потребления происходит конечное использование ранее созданной стоимости. С помощью финансов устанавливаются пропорции распределения общественного продукта на фонд возмещения и национальный доход, формируются конечные пропорции использования национального дохода, образуются фонд накопления и фонд потребления, определяется их структура.

Каждую стадию воспроизводственного процесса обслуживают одна или несколько экономических категорий. Исходя из общественного назначения государственных финансов следует признать наиболее существенным их значение на стадии распределения.

В воспроизводстве как едином экономическом процессе участвуют различные экономические субъекты (экономические единицы):

  • домашние хозяйства;
  • хозяйствующие субъекты (фирмы);
  • государство.

Все они потребляют множество экономических (материальных и денежных) ресурсов, получают доходы и несут определенные расходы, т. е. имеют определенные бюджетные ограничения. Основой доходов домашних хозяйств являются оплата труда в форме заработной платы и ряд других доходов (процентный, от сдачи имущества в аренду, дивиденды и т.д.). Они расходуются на приобретение потребительских товаров и услуг, оплату жилья, отдых, лечение. Эти средства могут использоваться и на накопления (срочные вклады, депозиты, приобретение акций и облигаций), однако в настоящее время доля личных накоплений в России невелика. В условиях рынка, постепенного роста среднего класса, появления финансовых инструментов, доступных значительной части населения, укрепления доверия к коммерческим банкам и другим финансовым институтам роль финансов домохозяйств значительно расширяется.

Хозяйствующие субъекты (фирмы) получают доход от продажи продукций и услуг, как домашним хозяйствам, так и другим фирмам, извлекая определенную, приводящую к росту собственного капитала экономическую выгоду в результате поступления активов и погашения обязательств. Одновременно они несут некоторые расходы, уменьшающие их экономические выгоды в результате выбытия определенных активов (денежных средств, иного имущества). Разница между всеми доходами и всеми расходами предприятия формирует прибыль до налогообложения, а после уплаты налогов создается нераспределенная прибыль, которая может использоваться на накопление и потребление.

Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливает налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд — содержания армии, служб общественного правопорядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг, социальной помощи и т. д. При этом, чем выше доля общественных фондов потребления, тем ниже доля личных фондов потребления. Высокий уровень доходов населения создает высокий потребительский спрос, благоприятно влияющий на развитие экономики. Соответственно, растет налогооблагаемая база и увеличивается доля накоплений, что способствует расширенному воспроизводству и научно-техническому прогрессу. В случае ограничения государством через налоги личных доходов существенно сокращается база роста экономики. Поэтому очень важным и сложным вопросом является определение величины государственного участия в воспроизводственном процессе.

Все субъекты воспроизводственного процесса имеют доходы и расходы. При этом в одно и то же время одни испытывают недостаток средств, а у кого-то они могут быть в избытке. Это создает объективную необходимость перераспределения сформировавшихся денежных средств, что и осуществляется с помощью финансов в широком понимании этого термина. Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные (или более высокой степени), получаемые уже после перераспределения первичных доходов. Они образуются:

  • у предприятий — в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений (чистый денежный поток);
  • у работников (домохозяйств) — в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, оплаты труда работникам бюджетной сферы, выплат из внебюджетных фондов социальной направленности;
  • у государства — в форме перераспределенных доходов предприятий и населения в бюджет и внебюджетные фонды.

Функционирование финансов основывается на следующих базовых принципах:

  1. принцип федерализма, предполагающий гармоничное сочетание интересов в сфере финансовых отношений на федеральном и территориальном уровнях;
  2. принцип единства финансов, означающий единство нормативно-правовой базы, а также функционирование единой денежной системы, единой кредитной системы, единой налоговой системы; единым должен быть финансовый учет;
  3. принцип равноправия субъектов РФ в сфере финансовых отношений;
  4. принцип сбалансированности, означающий соответствие доходов и расходов, своевременное исполнение денежных обязательств;
  5. принцип целевой направленности, реализующийся в коммерческих структурах как обеспечение прибыльности, рентабельности, а в государственных финансах — как мобилизация доходов в форме налогов, сборов и неналоговых поступлений и распределение финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными параметрами;
  6. принцип диверсификации источников финансирования и вложений ресурсов, обеспечивающий маневренность и снижение финансовых рисков;
  7. принцип стратегической ориентированности финансов, предполагающий разработку долгосрочных программ развития финансов.
  8. принцип открытости и прозрачности, связанный с обеспечением гласности, т. е. доступности, финансовой информации;
  9. принцип разграничения полномочий и предметов ведения в области финансовой деятельности между законодательной, исполнительной и судебной властями;
  10. принцип научного подхода к организации финансов, означающий, что финансовая система должна опираться на научно обоснованную методологию;
  11. принцип экономичности и рациональности, требующий эффективности финансовой деятельности во всех сферах и на всех уровнях;
  12. принцип управляемости финансовыми потоками, предполагающий недопустимость теневых финансовых потоков, надлежащее исполнение финансовых обязательств.

Перечисленные принципы функционирования финансов должны лежать в основе формирования финансовых ресурсов и управления ими.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются распределением и перераспределением этих доходов, необходимых для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Профициты бюджетов, возникающие у отдельных экономических субъектов, перераспределяются с помощью:

  • государственных финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);
  • финансовых посредников (коммерческих и сберегательных банков, кредитных союзов, частных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и компаний, страховых компаний и т. д.) на основе добровольного взаимовыгодного перераспределения средств;
  • финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и домашних хозяйств на активы (финансовые требования и ценные бумаги), приносящие доход.[7]

 

 

 

Глава 2. Эволюция теоретических взглядов на сущность финансов

2.1. Российская трактовка содержания финансов

 

Проблема содержания финансов является наиболее дискуссионной в современной теории даже в российской научной школе, но принципиальное несоответствие подходов к содержанию этой категории наблюдается, прежде всего, в трактовках российской и западной школ. Это несоответствие является результатом ряда фундаментальных позиций.

Во-первых, эти школы имеют различные методологические основы: российская школа — трудовую теорию стоимости; западная — концепцию ограниченности ресурсов.

Во-вторых, в соответствии с указанной методологией российская школа, придающая большое значение категориальному аппарату науки, рассматривает категорию «финансы» как абстрактную; позиция западной школы состоит в том, что категории должны, прежде всего, отражать практику и меняться в зависимости от нее.

В-третъих, в российской научной школе в дисциплине «Финансы» значительное внимание уделяется финансам государства как субъекта рынка, в то время как западная школа основной акцент делает на фирмах как основных «игроках» на финансовом поле.

В-четвертых, в России разбалансирована национальная экономика, что проявляется в дезинтеграции производственной и финансовой подсистем. Все это привело к невостребованности теоретических финансовых разработок на практике.[11]

Поэтому анализ содержания категории рассмотрим с позиций как российской, так и западной школы, имеющих различные методологические основания, а следовательно, и практический инструментарий.

 

 

Следует отметить также и некоторые противоречия в трактовке категории непосредственно в российской школе на современном этапе развития финансовой науки, базой функционирования которой по-прежнему является трудовая теория стоимости. Основа данной теории — постулат приоритетности производственных (экономических) отношений как ключевой компоненты развития научных школ любой направленности, поэтому прежде всего выделяется основной признак финансов, к которому относится система экономических или денежных, отношений.

При этом содержание финансов рассматривается как абстрактная категория, несмотря на прикладной характер финансов как науки.

Термин «financia» первые появившийся в XIII—XV вв., означал в перероде на русский язык «денежный платеж». В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между предприятиями, населением, с одной стороны, и государством — с другой стороны. В научной литературе (ХVI-XIX вв.) финансы стали связывать с государственными доходами и расходами во всех странах. С XIX в. в научной литературе понятие «финансы» уже связывают и с денежными операциями отдельных, компаний и банков. До 30-х гг. XX в. российская финансовая школа стояла на позициях дореволюционной финансовой школы, определявшей различие между деньгами и финансами посредством деления денежных потоков на два блока — государственный и частный. Все, что касалось государства, относилось к финансам. Это подтверждает история зарождения термина. Другой блок относился к денежному хозяйству «Финансы органически связаны с деятельностью государства; их характерной чертой является ограничение пределами государственной сферы; понятие финансов не распространяется на денежные отношения внутри предприятий, торговли и т.п.; финансы - это не деньги, не ресурсы, а общественные отношения; финансовое хозяйство есть принудительное хозяйство; если исчезнет момент принуждения, то исчезнет и финансовое хозяйство».

Преемственность воззрений на содержание финансов демонстрирует и советская школа финансовой науки, вводя субъектный подход (методология -трудовая теория стоимости) к системе финансовых отношений. «Финансы обслуживают систему исключительно денежных отношений (натуральные отношения выпадают из их сферы); финансы опосредуют только процесс перераспределения различных частей стоимости уже распределенного валового общественного продукта; финансы непосредствен но обусловлены существованием государства, что придает им императивную (государственно-властную) форму; финансы опосредуют отношения, связанные с формированием и использованием централизованных (общегосударственных) и децентрализованных (на уровне предприятий и отраслей) фондов денежных средств». В этих воззрениях сфера деятельности финансов расширена и включает в систему финансовых отношений уже предприятия и отрасли, т.е. предприятия выступают субъектным носителем финансовых отношении.

Информация о работе Сущность и функции финансов