Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа
Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.
Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Сущность и функции государственных и муниципальных финан-сов………………………………………………………………………………….4
1.1 Состав государственных и муниципальных финансов
1.2 Организация управления финансами государственной и муниципальной системы.
Глава 2. Анализ современных проблем управления государственных и муниципальных финансов……………………………………………..………22
2.1. Повышение эффективности бюджетного планирования.
2.2. Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования.
Заключение………………………………………………………...……………..30
Список используемой литературы……….……………………………………31
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Сущность и
1.1 Состав государственных и муниципальных
финансов
1.2 Организация управления финансами
государственной и муниципальной системы.
Глава 2. Анализ современных проблем управления
государственных и муниципальных финансов………………
2.1. Повышение
2.2. Проблемы организации
Заключение……………………………………………………
Список используемой
Введение
Государственные и муниципальные
финансы являются главным звеном любой
финансовой системы Российской Федерации.
Они тесно связаны с банковской, кредитной и
Эффективное и ответственное
управление общественными финансами имеет
фундаментальное значение для всех стран
с точки зрения обеспечения устойчивости
национальных бюджетных систем, а также
с точки зрения общей финансовой безопасности
и устойчивого экономического роста.
Управление финансами - это
процесс целенаправленного воздействия
с помощью специальных приемов и методов
на финансовые отношения и соответствующие
им виды финансовых ресурсов для реализации
функций субъектов власти и субъектов
хозяйствования, целей и задач их деятельности.
Главная цель управления финансами –
достижение финансовой устойчивости экономики
и финансовой независимости государства.
В свою очередь конкретные цели – сбалансированность
бюджета, оптимизация государственного
долга, устойчивость национальной валюты,
гармонизация экономических интересов
государства и его граждан.
Таким образом, неоспорима
актуальность исследования, посвященного
проблемам управления
Предметом исследования станут
объекты и субъекты управления финансами.
В качестве объектов управления выступают
разнообразные виды финансовых отношений,
а субъектами управления являются те организационные
структуры, которые осуществляют управление3.
1 Александров, И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие для вузов / И.М. Александров. – М. : «Дашков и К», 2008.-58с.
2 Государственные и муниципальные финансы: Учебник / Под ред. И.Д. Мацкуляка. – М.: РАГС, 2009 – 680 с.
3 Графов, А.В. Оценка
Глава 1. Сущность и
1.1 Состав государственных и
муниципальных финансов.
Государственные и
муниципальные финансы
Сущность финансов - это их
функции. И государственные и муниципальные
финансы выполняют следующие
- контрольную;
- распределительную;
- стимулирующую;
- фискальную.
Контрольная функция государственных и муниципальных
финансов заключается в контроле рубля
за денежным оборотом, участником которого
является государство. Контроль рубля
может осуществляться следующим образом:
- во-первых, контроль за изменением
финансовых показателей и состоянием
платежей расчетов;
- во-вторых, контроль за
реализацией стратегии
Контрольная функция государственных
и муниципальных финансов реализуется следующими
а) контроль за правильным и
своевременным переначислением средств
в централизованные фонды;
б) контроль за целенаправленным
и эффективным использованием финансовых ресурсов;
в) контроль за соблюдением
заданных параметров централизованных
фондов денежных средств4.
Стимулирующая функция государственных и муниципальных
финансов состоит в развитии различных
сфер общественной жизни через экономические программы и
Следующая, фискальная функция финансов обеспечивает поддержку
нерентабельных, но необходимых отраслей
хозяйства. Она осуществляется с помощью
многих методов и приемов. К таким относятся
инвестирование, лимитирование,
4 О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. Государственные и муниципальные финансы. – М.: КноРус, 2012. – 205с.
5 Пантелеев, А.Ю. Формирование финансовой основы местного самоуправления /А.Ю. Пантелеев // Финансы. – 2009.-311с.
Государственные финансы
являются одной из важных сфер финансовой
системы страны, которая обеспечивает
государство денежными средствами, необходимыми
ему для выполнения экономических, политических
и социальных функций6.
В экономике, государственные
финансы – это та часть денежных отношений,
которая занимается распределением и
перераспределением стоимости общественного
продукта и части национального богатства,
которые, в свою очередь, связанны с формированием
финансовых ресурсов в распоряжении государства
и его предприятий. Государственные средства
используются на такие
Государственные
и муниципальные финансы как сфера финансовой системы
также характеризуются тесным взаимодействием
структурных звеньев между собой и со
сферой финансов субъектов хозяйствования.
Так, внутри сферы государственных и муниципальных
финансов возникают различные межбюджетные отношения
В составе содержания государственных
финансов выделяются отдельные пункты,
каждый из которого выполняет специальные
функции.
В состав государственных и
муниципальных финансов включаются: (рассмотрим
три уровня на рис. 1, которые тесно связаны
между собой и образуют единую систему)8.
6 Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: «Омега-Л», 2010.–208с.
7 Финансовый менеджмент: учебник / под ред. Г.Б. Поляка. — М.: Волтерс, Клувер, 2009.- 302-306с.
8 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2008. – 656 с.
Федеральный бюджет Бюджеты субъектов РФ Муниципальные бюджеты
Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды Внебюджетные фонды
государства
Государственный кредит Кредит субъектов РФ Муниципальный кредит
Финансы казенных и Финансы государственных Финансы муници-
Государственных унитарных предприятий пальных унитарных
унитарных предприятий субъектов РФ предприятий.
Рис. 1. Состав государственных и муниципальных финансов.
В Российской Федерации, исходя
из федеративного устройства, государственные
финансы включают два уровня: финансы
федеральных органов власти и финансы
органов субъектов РФ, которых на сегодняшний
день 83.
Бюджет государства, как правило,
ведущее звено финансовой системы, а так
же, основная финансовая категория. Бюджет
объединяет все основные финансовые категории,
такие как: государственный кредит, налоги,
государственные расходы в
Если рассматривать по материальному
содержанию бюджет государства – это
форма образования и использования централизованного
фонда денежных средств государства.
По социально-экономической сущности
представляет собой основное орудие перераспределения
национального дохода.
Основными функциями бюджета
государства как основного финансового
плана государства, который утверждает
законодательный орган власти, являются:
- перераспределение национального
дохода и ВВП;
- финансовое обеспечение
- контроль за образованием
и использованием централизованного фонда
денежных средств.
Внебюджетные фонды – один
из методов перераспределения национального
дохода государством в пользу определенных
социальных групп населения. Они находятся
в распоряжении центральных или региональных
органов власти, которые имеют целевое
назначение. Государство перемещает часть
доходов населения для финансирования
своих мероприятий.
Государственный кредит –
это совокупность экономических отношений
между государством в лице органов власти
и управления с одной стороны и юридическими
и физическими лицами с другой, при которых
государство выступает преимущественно
в качестве заемщика, а также кредитора
и гаранта. В тех случаях, когда государство
берет на себя ответственность за погашение
займов или выполнение других обязательств,
взятых физическими и юридическими лицами,
оно является гарантом.
Кредитные отношения, при которых
государство выступает в качестве заемщика
и кредитора, влияют на величину централизованных
денежных фондов. Если должник своевременно
и в полном объеме рассчитывается по своим
обязательствам, то гарант не несет каких-либо
дополнительных затрат.
Объективной необходимостью
в использовании государственного кредита
является разница в потребностях заёмщиков
и их денежных возможностях. Социальная
политика государства, постоянные расходы
по обороне страны, международная деятельность
и многое другое требуют постоянного увеличения
бюджетных расходов, способствует началу
кредитных отношений. Прибыль денежных
ресурсов от предприятий, банков и других
государственных доходов балансируют
и перекрывают кредитные займы. Между
тем доходы государственного бюджета
всегда ограничены уровнем налогообложения,
установленным действующим законодательством.
1.2. Организация управления финансами государственной и муниципальной системы.
Муниципальные финансы
— это система экономических
(денежных) отношений, связанных с
аккумулированием части
Появление новой финансовой
системы предусматривало укрепление и
развитие демократических тенденций в
форме местного самоуправления, повышение
эффективности государственного управления
посредством передачи на нижние уровни
финансовой системы соответствующих полномочий.
Возникновение финансов местных органов
явилось исходным пунктом формирования
самостоятельного звена финансовой системы
– муниципальных финансов. Муниципальные
финансы выступают как основа обеспечения
территориального воспроизводства и удовлетворения
потребностей населения, проживающего
на территории муниципального образования.
Их отличительной особенностью является
направленность на решение задач местного
В узком смысле слова - основными
элементами муниципальных финансов выступают:
муниципальный бюджет, муниципальный
кредит, внебюджетные фонды местного значения,
Муниципальные финансы имеют
социально-экономическую сущность, идентичную
общегосударственным финансам, и существуют
не как параллельные, а соотносятся как
часть и целое, так как муниципальные финансовые отношения имеют
Качество управления в широком
смысле, как показывают новейшие исследования
по конкурентоспособности стран в мировой
экономике, является предпосылкой и обязательным
условием достижения экономикой высоких
результатов. При этом под управлением
понимается совокупность приемов и методов
целенаправленного воздействия на объект
для достижения поставленной
Поскольку в финансовой сфере
объектами управления являются разнообразные
виды финансовых отношений, то управление
финансами представляет собой процесс
целенаправленного воздействия с помощью
специальных приемов и методов на финансовые
отношения и соответствующие им виды финансовых
ресурсов для реализации функций субъектов
власти субъектов хозяйствования, целей
и задач их деятельности. Управление государственными
финансами имеет целью обеспечение: а)
относительного баланса экономических
институтов государства, юридических
и физических лиц; б) бездефицитного государственного
бюджета; в) устойчивости национальной
валюты как основополагающего элемента в финансовых
Когда речь идет об управлении
финансами, то следует определить объект
и субъекты управления. Финансы являются
объективной экономической категорией
и управлять ими можно лишь через изучение
и познание специфических свойств и возможностей
этой категории. Только управляя финансовыми
отношениями, конкретными формами проявления
категории финансов, можно позитивно воздействовать
на эффективное развитие экономики. В этом качестве
Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов