Сущность и функции государственных и муниципальных финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:30, контрольная работа

Описание работы

Главная цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости экономики и финансовой независимости государства. В свою очередь конкретные цели – сбалансированность бюджета, оптимизация государственного долга, устойчивость национальной валюты, гармонизация экономических интересов государства и его граждан.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……2
Глава 1. Сущность и функции государственных и муниципальных финан-сов………………………………………………………………………………….4
1.1 Состав государственных и муниципальных финансов
1.2 Организация управления финансами государственной и муниципальной системы.
Глава 2. Анализ современных проблем управления государственных и муниципальных финансов……………………………………………..………22
2.1. Повышение эффективности бюджетного планирования.
2.2. Проблемы организации государственного и муниципального финан-сового контроля и тенденции его совершенствования.
Заключение………………………………………………………...……………..30
Список используемой литературы……….……………………………………31

Файлы: 1 файл

финансы.docx

— 70.33 Кб (Скачать файл)

 Таким образом, управление финансами включает, с одной стороны, объекты управления, представляющие собой разнообразные виды финансовых отношений, складывающихся в государственных и муниципальных финансах, а также в финансах субъектов хозяйствования, а с другой — субъекты управления, включающие органы управления финансами, прежде всего органы стратегического и оперативного управления. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами, содержание процесса управления финансами раскрывается в следующих функциональных элементах: а) планирование и прогнозирование; б) оперативное управление; в)  финансовый  контроль.  
Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами. Оно позволяет оценить состояние своих финансовых ресурсов, возможности их увеличения, а также наиболее эффективные направления их использования. Финансовое планирование основывается на анализе финансовой информации, которая, в свою очередь, базируется на данных бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. Оно используется для  научного  обоснования  текущего и перспективного развития экономики, ее  отдельных   отраслей   и   субъектов   хозяйствования.   

Финансовое  планирование  способствует  достижению  пропорционального  и  сбалансированного  функционирования  и  развития  как  отдельно  субъекта хозяйствования, так и экономики в целом. Составление финансовых планов является начальной стадией управления финансами. На макроуровне - это разработка проектов бюджетов (федеральных, региональных), на микроуровне - это составление организациями прогнозных балансов доходов и расходов, бухгалтерских балансов, балансов денежных потоков и т. д. Качество финансовых планов зависит от точности социально-экономических прогнозов и глубины анализа деятельности за предыдущие периоды. 
На базе утвержденных финансовых планов организуется процесс их реализации. На макроуровне исполнение бюджетов возложено на Федеральное казначейство. Исполнение доходов федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. Оно предусматривает: зачисление доходов на единый счет федерального бюджета; распределение федеральных регулирующих налогов; возврат излишне уплаченных сумм доходов; учет доходов и составление отчетности о доходах. Финансирование расходов федерального бюджета включает разрешение на осуществление платежа, осуществление платежа. 
На микроуровне организация выполнения финансового плана означает управление активами и пассивами предприятия. Управление активами включает в себя управление внеоборотными (инвестициями в основные фонды и нематериальными активами, долгосрочными финансовыми вложениями) и оборотными активами (запасами и затратами, дебиторской задолженностью, денежными средствами и т. д.). Оперативное управление финансами предполагает принятие финансовых решений на основе соответствующей  информации. 
Необходимость выполнения финансовых планов требует стимулирования их реализации. В условиях рыночной экономики преобладают экономические методы стимулирования. Например, в целях сокращения дебиторской задолженности финансовый менеджер может использовать следующие меры: предоплату счетов; взаимозачетные операции; товарообменные (бартерные) операции; замену долга заемным обязательством с уплатой процентов; задаток; банковскую гарантию или поручительство; залог; учет векселей и др. 
В процессе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, обосновываются показатели соответствующих финансовых планов, определяются возможные объемы мобилизации финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования. Система финансовых прогнозов содействует выработке финансовой концепции развития страны или субъекта хозяйствования. Прогнозы позволяют органам управления финансами наметить различные варианты развития финансовой системы, выработать методы реализации финансовой политики. Финансовое прогнозирование в России осуществляют Государственная Дума, Администрация Президента РФ, Министерство финансов РФ и другие органы государственной власти и управления. 
Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов. Необходимость оперативного управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, складывающимися тенденциями развития экономики страны, другими разнообразными причинами, наиболее характерными из которых являются: непредвиденные обстоятельства, связанные с изменением условий организации финансовых отношений, например изменение порядка осуществления налоговых платежей; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, изменяющие ритм производства и уничтожающие созданные материальные ценности, которые требуют использования финансовых резервов и мобилизации дополнительных материальных ресурсов для устранения их неблагоприятных последствий; непредвиденные события, связанные с международными осложнениями, которые могут вызвать необходимость увеличения предусмотренных ранее объемов государственных расходов и привлечения дополнительных финансовых ресурсов; непредвиденные события и социально-экономической жизни страны, вызванные переходом к рыночным условиям хозяйствования, при которых не всегда удается точно спрогнозировать все условия и тенденции развития  экономики.

 Таким образом, оперативное управление финансами позволяет обеспечить стабильное развитие экономики страны и нормальное функционирование субъектов хозяйствования, решить задачи поддержки населения, предупредить и ликвидировать чрезвычайные ситуации, возникающие в ходе финансово-хозяйственной деятельности, и их негативные последствия, осуществить маневрирование бюджетными средствами в целях выполнения показателей  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы. 
Оперативное управление финансами в России осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые управления органов местного самоуправления, дирекции внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовые службы  предприятий,  учреждений  и  организаций.  

 Финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и финансовых служб организаций по сбору и анализу информации о действительном финансовом состоянии управляемого объекта и эффективности управленческих решений. Данный контроль осуществляется на стадии оперативного управления финансами. Он помогает сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми результатами, а также выявить резервы роста финансовых ресурсов и определить пути их наиболее эффективного использования. Следует подчеркнуть, что с переходом страны к рыночным отношениям принципиально изменилась цель финансового контроля. От контроля за выполнением плана в условиях централизованной плановой экономики осуществлен переход к контролю за соблюдением законодательства. 
Эффективность управления финансами во многом определяется качеством и степенью совершенства действующих финансово-правовых актов, регулирующих финансовые отношения во всех сферах финансовой системы государства. Поэтому правовым вопросам финансового регулирования экономики в стране уделяется серьезное внимание. Основным звеном, закладывающим основы управления финансами в нашей стране, является Конституция РФ, в которой определяется федеративное государственное устройство, что обусловливает выделение в составе бюджетной и налоговой систем Российской Федерации трех самостоятельных уровней (Российская Федерация,  ее  субъекты  и  местное  самоуправление). 
В управлении финансами участвуют законодательные и исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления. На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) Счетную палату РФ; 2) Министерство финансов РФ и его органы на местах; 3) Центральный банк РФ; 1) Министерство по налогам и сборам РФ; 5) Государственный таможенный комитет РФ; 6) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 7) Министерство государственного имущества РФ; 8) исполнительные дирекции внебюджетных  фондов  социального  назначения. 
Особое место среди этих органов управления занимает Министерство финансов  РФ,  основными  задачами  которого  являются: 
-  совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; 
-  разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной  политики   РФ; 
-  обеспечение устойчивости государственных финансов и осуществление мер по  развитию  финансового  рынка;  
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического  развития  РФ; 
-  разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; 
- разработка и реализация программ государственных заимствовании, управление  внутренним  и  внешним  долгом  РФ; 
- разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ;

-  участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

-  разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов  об  их  исполнении; 
- осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов; 
-  методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.

  Под механизмом управления финансами понимается комплекс организационно-экономических и правовых мер регулирования финансовой системы страны. Он включает три составляющие: а) мониторинг (наблюдение) за состоянием финансов; б) правовое регулирование финансовой системы; в) контроль за финансовой деятельностью субъектов хозяйствования. Мониторинг за состоянием финансов, а также правовое регулирование финансовой системы страны проводятся высшими законодательными органами власти (Федеральное Собрание и др.). Контроль за финансовой деятельностью всех субъектов хозяйствования осуществляется как законодательными, так и исполнительными органами власти (Минфин, налоговая  служба  и  др.). 
В системе управления финансами особое место с точки зрения эффективности их формирования, распределения и использования в общественном воспроизводстве занимает система финансового контроля. Финансовый контроль призван предотвращать и выявлять нарушения законодательно установленных норм финансового оборота государственного и частного капитала, а также обеспечить эффективность хозяйственных операций. Финансовый контроль является как бы заключительной стадией процесса  управления  финансами.

 Финансовый контроль — элемент системы управления финансами, особая сфера стоимостного контроля за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, территориальных административных образований, предприятий и организаций), соблюдением финансово-хозяйственного законодательства, целесообразностью производственных расходов, экономической эффективностью финансово-хозяйственных операций. 
Цель финансового контроля — рациональное и бережное расходование материальных, трудовых и финансовых ресурсов, природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства. Одна из важных задач финансового контроля — проверка неукоснительного выполнения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед бюджетной системой, налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств предприятий и организаций по расчетам и платежам.  По срокам проведения финансовый контроль делится на предварительный,  текущий  и  последующий. 
Предварительный контроль проводится на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятия, смет бюджетных организаций, проектов бюджетов и т. п. Он призван не допускать нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. 
Текущий контроль осуществляется в процессе выполнения финансовых планов, в ходе самих хозяйственно-финансовых операций. Его задача — своевременный контроль за правильностью, законностью и целесообразностью произведенных расходов, полученных доходов, полнотой и своевременностью  расчетов  с  бюджетом. 
Последующий контроль организуется в форме проверок и ревизий правильности, законности и целесообразности произведенных финансовых операций. Его задача — выявление недостатков и упущений в использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов; возмещение нанесенного ущерба; привлечение к административной и материальной ответственности виновных лиц; принятие мер по предотвращению в дальнейшем случаев нарушения  финансовой  дисциплины. 
Необходимо различать государственный и негосударственный контроль. 
Главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства путем обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств. 
Государственный (вневедомственный) контроль осуществляется органами государственной власти и управления (контрольно-ревизионными отделами министерств,  ведомств).  Негосударственный  финансовый  контроль  осу -ществляется без непосредственного участия государства, но в соответствии с государственными  законами  и  нормативными  актами.  К  негосударствен-ным  видам  финансового  контроля  относятся  внутрихозяйственный, общественный  и  независимый  (аудиторский)  контроль. 
Основной задачей негосударственного контроля является повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечение достоверности финансовой отчетности. 
Внутрихозяйственный контроль проводится самим предприятием, его экономическими службами — бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента. Общественный финансовый контроль осуществляется отдельными физическими лицами на добровольных началах. 
Аудиторский контроль проводится в двух формах: обязательной и инициативной.  Инициативная проверка осуществляется по решению самого хозяйствующего субъекта. Обязательная аудиторская проверка проводится в установленном  порядке,  предусмотренном  соответствующим  постановле-нием правительства. Аудиторский контроль в России находится в стадии становления. Главный его недостаток — низкий уровень квалификации сотрудников аудиторских служб, размытость нормативных документов, регулирующих  их  работу. 
Финансовый контроль за использованием бюджетных средств на макроуровне осуществляется Федеральным казначейством РФ и Министерством финансов РФ, главными распорядителями и распорядителями бюджетных средств. Федеральное казначейство осуществляет контроль за ведением операций с бюджетными средствами участников бюджетного процесса, координирует работу других органов исполнительной власти в процессе осуществления финансового контроля. Министерство финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств; за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов; за использованием юридическими лицами бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Главные распорядители и распорядители бюджетных средств контролируют использование бюджетных средств их получателями в части их целевого использования и своевременного возвращения. 
На микроуровне финансовый контроль могут осуществлять контрольно-ревизионные управления Министерства финансов РФ и отраслевых министерств, ревизионные комиссии самих предприятий, независимые аудиторские  фирмы  и  др. 
Следует обратить внимание на то, что контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т. д. Рассмотрим более подробно функции и задачи некоторых  из  них. 
Как отмечалось, управление централизованными финансами возложено на Счетную палату РФ. Счетная палата — орган государственного финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием РФ и ему подотчетный. Основными задачами Счетной палаты являются: 1) организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам и целевому назначению; 2) определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования государственной собственности; 3) финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти9; 4) регулярное предоставление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.  Важные  контрольные  функции  в  системе  управления финансами возложены на Министерство по налогам и сборам РФ и его органы на местах. Оно осуществляет контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью внесения в бюджет всех обязательных платежей, соблюдением соответствующего налогового законодательства. 
Государственный таможенный комитет РФ несет ответственность за поступление таможенных пошлин. Важная задача таможенного комитета — проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами10.

 

 

 

 

 

 

 

 


9 Бокарева  Л.  Антикорупционная  активность  государства  и  государ -ственный финансовый контроль // Общество и экономика. - 2011.-125с.

10 ЭБС Университетская библиотека ONLINE Грязнова А. Г. Финансы : Учебник   - Москва: Финансы и статистика, 2011-355с.

Глава 2. Анализ современных проблем управления государственных и муниципальных   финансов. 

 
2.1.  Повышение  эффективности  бюджетного  планирования. 
Бюджетное планирование - составляющая финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления: федеральном, региональном, муниципальном; необходимый компонент обоснованного функционирования бюджетной системы, неотъемлемая часть бюджетного процесса. С помощью бюджетного планирования определяется движение бюджетных средств в соответствии с целями и задачами, устанавливаемыми в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ, основных направлениях социально-экономического развития страны и прогнозных  расчетах  для  соответствующих территорий. Бюджетное  плани-рование призвано показать реальные допустимые затраты и обосновать стратегию решения приоритетных отраслевых, региональных и муниципальных  задач.                                                                                          Бюджетное планирование включает: определение общего объема и источников поступления бюджетных средств на федеральный, региональный, и муниципальный уровни; формирование расходов бюджетов на основе единой методики расчета минимальной бюджетной обеспеченности, норм и нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг; установление направлений использования бюджетных средств, способствующих выполнению планов-прогнозов социально-экономического развития страны и приводящих к росту эффективности обществ, производства, экономии материальных, трудовых и финансовых  ресурсов.  Бюджетное  планирование увязывает  макроэкономи-ческие  прогнозы  о  бюджетных  доходах  с  предложениями  по  государст-венным расходам. С учетом принципов бюджетного федерализма в ходе бюджетного планирования: распределяются доходы и расходы между бюджетами разных уровней на основе использования существующих форм межбюджетных отношений; в целях достижения баланса в каждом бюджете определяются объем федеральных, региональных и муниципальных заимствований, размеры бюджетных резервов; устанавливается величина и источники покрытия дефицита бюджета; осуществляется разносторонний бюджетный контроль процессов, протекающих в реальном секторе экономики  и  на  финансовых  рынках.                                                                      В условиях  перевода  экономики  России  на  рыночные  основы  хозяйство-вания существенно изменились содержание, методология и методика бюджетного планирования. Количественные ориентиры, используемые в бюджетном планировании, из директивных стали индикативными (рекомендательными); появилась возможность вместо валовых затратных показателей применять иные измерители, нацеленные на конечные качественные и количественные результаты; возникла необходимость использования разных вариантов прогнозных расчетов.Большое значение стало придаваться выбору оптимальных решений. Вместе с тем бюджетное планирование сохранило свое значение как базы для составления основного финансового плана деятельности органов власти разных уровней. Ежегодно бюджетные показатели утверждаются, как и ранее, на федеральном и региональном уровнях в форме законов, на местном - в форме решений представительных органов местного самоуправления.                                        К числу наиболее распространенных методов бюджетного планирования относят методы: экономического анализа; экстраполяции; математического моделирования; индексный, балансовый и др. Бюджетное планирование осуществляется в несколько этапов: составление проектов бюджетов финансовыми органами разных уровней; рассмотрение проектов бюджетов в исполнительных органах власти; рассмотрение проектов бюджетов и утверждение бюджетов в законодательных (представительных) органах государственной власти разных уровней и в органах местного самоуправления; поквартальное распределение финансовыми органами федеральных, региональных и муниципальных уровней доходов и расходов, а также составление сводных бюджетных росписей (документ, который составляется и ведется финансовым органом или органом управления государственным внебюджетным фондом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета). Составление проектов бюджетов финансовыми органами - важнейший этап, от которого зависят характер, качество и своевременность бюджетного планирования.                                                                            Министерство финансов РФ разослало в федеральные органы власти проект программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. В 2000-х годах правительство уже пыталось добиться повышения эффективности бюджетного планирования с помощью среднесрочных программ бюджетных реформ. Однако до сих пор в сфере управления финансами сохраняется ряд недостатков и нерешенных проблем.  
По-прежнему не хватает методик оценки деятельности органов государственной власти, отсутствует оценка всего набора инструментов, применяемых для достижения целей. На сегодняшний день продолжает применяться раздельное планирование программных и непрограммных капитальных и текущих расходов, сохраняются условия для увеличения бюджетных расходов, а также отсутствуют стимулы для мотивации органов местного  самоуправления  в  области  повышения  эффективности  расходо -вания  этих  средств.  
Озадачившись проблемой несовершенства способов бюджетного планирования, Минфин разработал новые меры, которые являются продолжением  начатых  ранее  реформ.  Для  того,  чтобы  бюджет  был эффективным, необходимо связать цели и инструменты. Минфин предлагает взять за основу долгосрочные целевые программы, в рамках которых должна осуществляться четка постановка цели. Долгосрочные целевые программы должны формироваться практически для всех расходов федерального бюджета, за исключением таких, как обслуживание государственного долга, содержание законодательной и судебной власти. При этом в долгосрочных целевых программах могут предусматриваться и другие, кроме бюджетных, инструменты  достижения  заданных  целей:  правовое  регулирование,  про-ведение структурных реформ, контроль, использование имущества, меры налоговой, таможенной и тарифной политики, соглашения с субъектами Российской  Федерации  и  так  далее. 
 Совершенствование   инструментов   программно  целевого    планирования  (федеральных  целевых  программ,  приоритетных национальных проектов, проектов Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации),   а  также  создание  комплексной  федеральной   контрактной    системы, обеспечивающей  соответствие  показателей  и  итогов  выполнениягосударственных  контрактов   первоначально  заложенным  в  них  парамет-рам и утвержденным показателям бюджета, - все это позволит более четко определить  приоритеты,  цели  и  результаты   использования  бюджетных  средств,  установить  индикаторы,  характеризующие  их  достижение, органи-зовать  на  постоянной  основе  мониторинг  эффективности  бюджетных  зат-рат. 
Для осуществления этих планов, необходимы и структурные изменения. В частности, стоит перейти на субсидии бюджетным учреждениям, которые будут оказывать государственные услуги и добиваться определенных целей.  Кроме того существуют коррупционные риски. Современные методы управления предполагают свободу. Но на фоне коррупции это чревато злоупотреблениями11.  


 11 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2008. – 656 с.

2.2.  Проблемы  организации  государственного  и  муниципального  финан-сового  контроля  и  тенденции  его  совершенствования. 
Современный этап развития России характеризуется повышением роли государства в управлении экономикой, усилением борьбы с коррупцией и ростом правонарушений в бюджетной сфере. В связи с этим все более актуальным  становится  вопрос  об  эффективном  управлении  государст –венными  и  муниципальными  финансами.  Одним  из  эффективных  инстру-ментов такого управления является муниципальный финансовый контроль. 
Отсутствие целостной системы государственного и муниципального финансового контроля снижает эффективность контрольных мероприятий и результативность  бюджетирования. 
Особую значимость государственный и муниципальный финансовый контроль приобретает в период проведения социально-экономических реформ. Принятие Федерального закона12 от 06.10.2008 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» стимулировало процесс  реформирования  местного  самоуправления. 
Финансовым взаимоотношениям государственных органов и органов местного самоуправления присуща повышенная конфликтность. Наполнение бюджетов муниципальных образований финансовыми ресурсами напрямую зависит от действий и решений органов государственной власти. Так как у органов государственной власти прямые административные рычаги воздействия на местное самоуправление отсутствуют, возрастает роль и значение финансовых механизмов. Без достаточной финансовой основы невозможно развитие местного самоуправления. Предоставляя средства местному самоуправлению, государство приобретает и право контроля за их расходованием.


 12 Федеральный закон от 06.10.2008 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 

Отсюда взаимоотношение государственных органов и органов местного самоуправления  приобретает  особую  актуальность  в  сфере  финансового  контроля. 
Контроль за эффективным использованием средств местных бюджетов является в настоящее время одной из основных задач совершенствования государственного и муниципального управления. Это, прежде всего, связано со значительным увеличением объемов и разнообразием форм использования бюджетного финансирования и укреплением демократических основ местного  самоуправления. 
Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные  государственному  финансовому  контролю  (ГФК). 
Отсутствие единой для всех уровней бюджетной системы Российской Федерации  правовой,  организационной  и  методической  базы  государст-венного (муниципального) финансового контроля сдерживает его развитие, препятствует эффективному выполнению задач и функций органом внешнего  финансового  контроля. 
Близость местного самоуправления непосредственно к народу предполагает необходимость  прямого  контроля  со  стороны  населения  за  его  деятель -ностью.  С  другой  стороны,  отделение  местного  самоуправления  от государства не только не означает его свободу от государственного контроля, но  и,  прямо  подразумевает  особую  ответственность  государства  за    его  эффективное  функционирование.                                                                    Основными методами государственного финансового контроля являются:

Информация о работе Сущность и функции государственных и муниципальных финансов