Сущность и необходимость финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 01:09, курсовая работа

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и заканчивая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, толи в форме кредитных карточек, или на значащихся, на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава I
1.Экономическая сущность финансов…………………………………………...3
2.Товарно-денежные отношения, как условие существование финансов…….6
3.Финансы, как экономическая категория распределения общественного продукта и национального дохода…………………………………………….8
4.Фонды денежных средств, как обязательный элемент распределительного процесса………………………………………………………………………..11
4.1.Понятие о централизованных и децентрализованных финансах………...11
5.Функции финансов ……………………………………………………………12
5.1.Распределительная функция ………………………………………………..13
5.2.Контрольная функция……………………………………………………….15
5.3.Другие функции……………………………………………………………...17
Глава II
6.Социально – экономическое развитие Калининградской области…………18
6.1.Потребительский рынок ……………………………………………………19
6.2.Прогноз социально – экономического развития Калининграда
на 2007 г…………………………………………………………………………..21
6.3.Проект города Калининграда на 2007 год………………………………….23
6.3.1.Доходы ……………………………………………………………………..23
6.3.2.Расходы……………………………………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………….28
Список используемой литературы……………………………………………...29

Файлы: 1 файл

Сущность и необходимость финансов, курсовая.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Одна из важных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства  по  финансовым   вопросам,   своевременности   и   полноты выполнения  финансовых  обязательств  перед  бюджетной  системой,  налоговой службой, банками, а также взаимных обязательств  предприятий  и  организаций по расчетам и платежам.

Контрольная  функция  финансов  проявляется  также  через  многогранную деятельность финансовых органов.

Работники финансовой системы и налоговой службы осуществляют финансовый контроль в процессе финансового  планирования,  при  исполнении  доходной  и расходной частей бюджетной системы. В условиях развития  рыночных  отношений направления  контрольной  работы,  формы  и  методы   финансового   контроля существенно меняются.

Распределительная и контрольная функции – это две стороны одного и того же экономического процесса. Только в их  единстве  и  тесном  взаимодействии финансы   могут   проявить   себя   в   качестве   категории    стоимостного распределения.

Инструментом  реализации   контрольной   функции   финансов   выступает финансовая информация. Она заключена в финансовых  показателях  имеющихся  в бухгалтерской,   статистической   и   оперативной   отчетности.   Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятий и  оценить результаты  хозяйственной  деятельности.  На  их  основе  принимаются  меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция, объективно присущая финансам, может  реализоваться с большей или меньшей полнотой, которая во  многом  определяется  состоянием финансовой дисциплины в народном  хозяйстве.  Финансовая  дисциплина  –  это обязательный для всех предприятий,  организаций,  учреждений  и  должностных лиц порядок ведения финансового хозяйства, соблюдения установленных  норм  и правил, выполнения финансовых обязательств.

 

 

5.3. Другие функции финансов.

Помимо распределительной и контрольной функции финансы выполняют  также регулирующую функцию.  Эта  функция  связана  с  вмешательством  государства через финансы (государственные расходы,  налги,  государственный  кредит)  в процессе воспроизводства.

Некоторые  авторы  не  признают  распределительной  функции   финансов, считая, что она не выражает их специфику,  поскольку  процессы  стоимостного распределения   обслуживаются   разными   экономическими   категориями.   Но сторонники распределительной функции отнюдь не считают,  что  она  порождена самими   факторами    функционирования    финансов    на    второй    стадии воспроизводственного   процесса,   а   наоборот,   они   связывают   ее   со специфическими общественными назначениями  финансов,  подчеркивая,  что  ни одна другая категория, действующая на стадии стоимостного распределения,  не является столь «распределительной», как финансы. Однако на сегодняшний  день регулирующая функция в России развита слабо.

В условиях рыночных отношений финансы должны выполнять стабилизационную функцию.  Ее  содержание  заключается  в  том,  чтобы  обеспечить  для  всех хозяйствующих субъектов и  граждан  стабильные  условия  в  экономических  и социальных отношениях. Особое значение при этом имеет вопрос о  стабильности финансового законодательства, поскольку без этого  невозможно  осуществление инвестиционной  политики  в  производственную  сферу  со   стороны   частных инвесторов. Достижение стабилизации рассматривается  Правительством  РФ  как необходимое  условие   для   перехода   рыночной   экономики   к   социально ориентированному экономическому росту.

 

 

Глава II

6.Социально – экономическое  развитие Калининградской области

Динамика развития основных социально-экономических показателей Калининградской области на сегодняшний день значительно выше общероссийских. Темп прироста валового регионального продукта за последние несколько лет составлял в среднем 10,6%. По сравнению с ежегодным средним приростом российского ВВП, который за аналогичный период достиг порядка 6,8%, рост ВРП Калининградской области в полтора раза больше.

По прогнозам Министерства экономического развития среди всех регионов Российской Федерации максимальные темпы роста ВРП на душу населения в 2006 году будут в Калининградской области - 112,4 % - и Красноярском крае. И эта динамика сохранится до 2008 года. Максимальные темпы роста ВРП в 2008 году к уровню 2004 года прогнозируются в трех регионах, в том числе и в Калининградской области - 150,6%. Данный позитивный прогноз во многом обусловлен реализацией Федеральной Целевой Программы социально-экономического развития региона на период до 2010 года.

Темпы роста социально-экономических показателей Калининградской области и РФ, %*.

Показатель

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

ВРП Калининградской области

115,2

103,4

109,5

109,4

112,9

113,0

112,4

ВВП РФ

110,0

105,1

104,7

107,3

107,1

106,4

106,7

Промышленное производство Калининградской области

132,0

112,5

110,2

114,8

125,8

118,9

115,6

Промышленное производство РФ

111,9

104,9

103,7

107,0

106,1

104,0

104,4

Инвестиции в основной капитал Калининградской области

139,7

137,1

122,2

168,8

114,9

105,6

110,9

Инвестиции в основной капитал РФ

117,4

110,0

102,8

112,5

111,7

110,7

111,3


 

По данным из таблицы отчетливо видно, что социально-экономическое развитие Калининградской области превышает общероссийские показатели.

6.1.Потребительский рынок.

Потребительский рынок Калининграда и области во многом определяет позитивную динамику поддержания общеэкономического положения региона на высоком уровне. В настоящее время именно потребительский рынок является наиболее динамично развивающейся и бюджетообразующей отраслью экономики.

                              

* по данным Росстата

Потребительский спрос населения в регионе растет, увеличивается оборот розничной торговли и объем платных услуг населению — данные тенденции определяет ряд факторов, из которых основополагающими являются: позитивная динамика развития экономики региона и устойчивый рост реальной заработной платы и пенсий.

За период с января по сентябрь 2007 года оборот розничной торговли составил 32,9 млрд. рублей. Данный показатель на 20,5% больше, чем за соответствующий период 2006 года в сопоставимых ценах. В среднем темп прироста оборота розничной торговли в Калининградской области за период с 2000 по 2007 год составил около 8,6%. Основная часть оборота розничной торговли за рассматриваемый период - 93,6% - была сформирована торговыми сетями. Доля продажи товаров на рынках составила 6,4%, что по сравнению с 2006 годом меньше на 1%, при этом ежегодно наблюдается снижение доли продажи товаров на рынках.

За рассматриваемый период на территории Калининградской области населению было оказано платных услуг на сумму 7256,0 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 17,2% больше соответствующего периода 2005 года. В общей структуре всех предоставленных платных услуг 75,4% приходилось на услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальные и бытовые.

В 2007 г. отмечен рост потребления, товарооборота и платных услуг населению, это позволяет лидировать в производстве добавленной стоимости оптовой и розничной торговле, гостиницам и ресторанам, транспорту и связи. Дальнейшее увеличение потребительского спроса становится определяющим фактором роста экономики города в ближайшей перспективе.

 

 

 

 

 

 

6.2.Прогноз социально  – экономического  развития Калининграда  в 2007 году

Уровень социально-экономического развития Калининграда определяется влиянием сразу нескольких ключевых факторов, базирующихся как на общероссийских тенденциях, так и на прогнозах условий мировой рыночной конъюнктуры. К внешним определяющим факторам относятся мировые цены на энергоресурсы, состояние мировой экономики и основных торговых партнеров России, платежный баланс России и др. К внутренними факторам — создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, рост материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и др.

По данным комитета экономического развития г. Калининграда в 2007г.  темп роста инвестиций в основной капитал к 2006 г. составит 107,6%.

Оборот розничной торговли достигнет 116%, а объем платных услуг 111 % к уровню 2006 г.

Прогнозируется дальнейший рост жизненного уровня населения. Рост реальной среднемесячной заработной платы в 2007 г. к предыдущему году составит 115%, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата достигнет 12 000 рублей.

Параметры прогноза социально – экономического развития Калининграда на период до 2011 года разработаны на основе одобренных правительством Российской Федерации сценарных условий социально – экономического развития Российской Федерации, задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации.

Факторы, определяющие условия функционирования экономики Калининградской области базируются на общероссийских тенденциях и гипотезах прогнозируемого изменения внутренних и внешних условий развития в течение данного периода.

Влияние внешних факторов определяется, прежде всего, изменением мировых цен на энергоресурсы, состоянием мировой экономики, основных торговых партнеров России, торгового и платежного баланса России и т.д.

Внутренними условиями развития являются создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка Российской Федерации и региона.

Важным фактором, способным повлиять на уровень инфляции, темпы и пропорции развития экономики, является реализация тарифной политики в сфере регулирования цен естественных монополий. Рост тарифов на электроэнергию и железнодорожные перевозки в 2007-2009 гг. рекомендовано сохранить на уровне 105 – 107% ежегодно, что будет стимулировать снижение издержек производителей данной продукции и способность сохранению конкурентоспособности российской продукции.

Предельный размер повышения цен на газ в соответствии с прогнозом Правительства Российской Федерации, будет последовательно ежегодно снижаться и составит в 2007 году – 8%, в 2008 г. - 7%.Указанный темп прироста цен на газ обеспечивает формирование средней оптовой цены на газ (для потребителей, включая транспортировку магистральным трубопроводом и акциз, без НДС) на уровне 49 долларов США за 1000 м. куб. в 2009 году. Данный уровень цен в целом соответствует задачам государства в части доведения цен на газ до уровня межтопливной конкуренции, создания мотивации для ресурсосбережения у потребителей, снижения энергоемкости российской энергетики и стимулирование развития «независимых» производителей газа.

Предполагается, что тарифы для населения в прогнозном периоде будут расти опережающими темпами по отношению к тарифам для прочих потребителей, что связано с необходимостью сокращения объемов перекрестного субсидирования.

 

6.3. Проект бюджета города  Калининграда на 2007 год

6.3.1.Доходы

Прогноз доходной части бюджета на 2007 год оценивается, исходя из ожидаемого поступления налогов и других обязательных платежей в 2007 году, с учетом: основных параметров сценарных условий социально – экономического развития Калининграда в 2006 году и прогноза на 2007 год; ожидаемого поступления налоговых и других обязательных платежей в бюджет в 2006 году; прогнозных расчетов администраторов поступлений неналоговых доходов и других обязательных платежей на 2007 год и снижения задолженности предприятий и организаций перед городским бюджетом по налогам и другим обязательным платежам.

Бюджет города Калининграда по доходам сформирован в объеме 6 476 173 тыс. руб. исходя из собственных доходов в сумме 475 996 тыс. руб., финансовой помощи из областного бюджета в суме 1 563 701 тыс. руб., средств целевых бюджетных фондов в сумме 54 300 тыс. руб., доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в сумме 282 176 тыс. руб.

Формирование доходной части бюджета Калининграда на 2007 год осуществлялось в условиях продолжающихся преобразований в налоговой и бюджетной сфере. Наиболее существенное влияние на уменьшение доходов бюджета города Калининграда в 2007 году окажут следующие изменения:

  • уменьшение норматива отчисления налога на доходы физических лиц с 41% до 38% повлечет потери городского бюджета в сумме 142000 тыс.руб.
  • в связи с увеличением предельных размеров налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение с 38 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; учетов взносов по договорам добровольного личного страхования при определении социального налогового вычета на лечение; включением в перечень иного недвижимого имущества, попадающего под налоговый вычет, отдельных комнат; предоставлением ежемесячного стандартного налогового вычета гражданам, принимавшим участие в боевых действиях на территории Российской Федерации в размере 500 руб. потери городского бюджета составят 128700 тыс. руб.
  • увеличения количества муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2007 году повлечет уменьшение арендных платежей в сумме 10000 тыс. руб.

При этом, компенсация выпадающих доходов бюджета города будет осуществляться за счет следующих факторов:

Информация о работе Сущность и необходимость финансов