Сущность и роль малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Для развития рыночных отношений необходимо формирование и развитие предприятий малого бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике………………………………..4
1.1 Сущность малого бизнеса……………………………………………………………….4
1.2 Роль малого бизнеса……………………………………………………………………..8

Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в РФ и пути их решения…………...12

Глава 3. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий……………….17

Гдава 4. Роль государства в развитии малого бизнеса……………………………….23
4.1 Цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса ………………………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

бизнес.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение………………………………………………………………………………………...3

 

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике………………………………..4

1.1 Сущность малого  бизнеса……………………………………………………………….4

1.2 Роль малого бизнеса……………………………………………………………………..8

 

Глава 2.  Проблемы развития малого бизнеса в РФ и пути их решения…………...12

 

Глава 3. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий……………….17

 

Гдава 4. Роль государства  в развитии малого бизнеса……………………………….23

4.1 Цели и принципы  государственной политики в области  развития малого бизнеса ………………………………………………………………………………………...23

Заключение……………………………………………………………………………………27

Список литературы…………………………………………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время  в России полным ходом идет развитие рыночной экономики.   Для развития рыночных отношений необходимо формирование и развитие предприятий малого бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты.                                                                                                                                    В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.                                    Целью моей работы является произвести характеристику малого бизнеса  в России, выделить специфические особенности и обозначить основные проблемы, стоящие перед малым бизнесом в современных рыночных отношениях.                                                                                                                  В первой части работы я предлагаю  дать определение малого бизнеса в РФ.    Во второй части рассмотреть основные проблемы малого бизнеса и пути их решения.                                                                                                                          В третьей части  на основе статистических данных произвести анализ деятельности малых предприятий.                                                                           В В четвертой части данной работы отметить роль государства в развитии малого бизнеса в России.   

 

 

 

 

                                  

 

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике

1.1 Сущность малого бизнеса

 

Понятие малого бизнеса  неразрывно связано с размером действующих  хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно ФЗ от 14.06.1995 № 88-ФЗ (ред. от 02.02.2006) «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

    в промышленности, строительстве и на транспорте  – 100 человек;

    в сельском  хозяйстве – 60 человек;

    в научно-технической сфере – 60 человек;

    в оптовой  торговле  – 50 человек;

    в розничной  торговле и бытовом обслуживании  – 30 человек;

    в других  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности –  50 человек.

В ряде научных работ  под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Следует отметить,  что критерии отнесения предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время широко обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы предельного получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Малый бизнес – это  базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

Малые предприятия различаются  по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности  предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей  деятельности выделяют коммерческие и  некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель –  это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют: промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями  малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью  получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта не позволяют фирме оказывать сколько-нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. В малом бизнесе присутствует персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

Зачастую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.

       В соответствии с Гражданским кодексом РФ в стране создаются следующие организационно-правовые формы малого бизнеса: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Хозяйственные товарищества могут создаваться в форме  полного товарищества и товарищества на вере (коммандитного). Полным является товарищество, участники которого (полные товарищи) заключили между собой договор о создании предприятия для совместного ведения хозяйственной деятельности. Источником формирования имущества полного товарищества служат вклады его участников.

Полному товариществу не требуется устав. Оно создается и действует на основе учредительного договора. Прибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участниками пропорционально их долям в складочном капитале. Каждый участник уплачивает налоги с суммы своей доли прибыли и имеющегося у него дохода. Участники полного товарищества несут солидарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества.

Несколько иное положение  в смешанном (коммандитном) товариществе, или товариществе на вере. Наряду с  участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом (полными товарищами), имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов. Коммандитисты не принимают участия в осуществляемой товариществом предпринимательской деятельности.

Товарищество на вере, как и полное товарищество, не имеет  устава. Оно создается и действует на основе учредительного договора, который подписывается всеми полными товарищами.

Следующая группа предпринимательских (коммерческих) предприятий малого бизнеса — хозяйственные общества: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество, дочерние и зависимые общества.

На начальном этапе  перехода экономики России к рыночным отношениям широкое распространение  получили товарищества с ограниченной ответственностью (ТОО). Гражданским  кодексом сохранены основные принципы ТОО в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО). Такое общество учреждается одним или несколькими лицами. Уставный капитал его разделен на доли, определенные учредительными документами. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В отличие от общества с ограниченной ответственностью участники  общества с дополнительной ответственностью солидарно отвечают по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемых учредительными документами общества. При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками пропорционально их вкладам.

Широко распространена такая форма малого бизнеса, как  акционерные общества (АО). Большинство  из них создано путем приватизации государственных и муниципальных  предприятий. Уставный капитал АО разделен на определенное число акций. Его участники (акционеры) не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Акционерные общества могут  быть открытыми и закрытыми. Участники открытого акционерного общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое акционерное общество может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу. При этом оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков.

В закрытом акционерном  обществе акции распределяются только среди его учредителей или  иного заранее определенного  круга лиц. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими его акционерами.

Учредительным документом как открытого, так и закрытого  акционерного общества служит устав, утвержденный учредителями.

Своеобразной организационно-правовой формой предприятий малого бизнеса  являются производственные кооперативы. Производственным кооперативом, или  артелью, признается добровольное объединение  граждан для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии.

В производственном кооперативе  объединяются имущественные паевые взносы его членов. Сферой деятельности такого кооператива помимо производства могут быть переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг.

Учредительным документом производственного кооператива  является устав, утверждаемый общим  собранием его членов. Важная особенность производственного кооператива состоит в том, что он не вправе выпускать акции, а также в том, что каждый его член имеет один голос при принятии решений общим собранием.

В особом ряду среди организационно-правовых форм предприятий малого бизнеса стоят государственные и муниципальные унитарные предприятия. Под унитарным предприятием понимается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество унитарного предприятия неделимо и не может быть распределено по долям между работниками предприятия или другими лицами.

Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса