Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:01, курсовая работа
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Для развития рыночных отношений необходимо формирование и развитие предприятий малого бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Введение………………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике………………………………..4
1.1 Сущность малого бизнеса……………………………………………………………….4
1.2 Роль малого бизнеса……………………………………………………………………..8
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в РФ и пути их решения…………...12
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий……………….17
Гдава 4. Роль государства в развитии малого бизнеса……………………………….23
4.1 Цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса ………………………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………………..28
Решение проблем малого бизнеса в Российской Федерации происходит на государственном уровне. Активное развитие малого бизнеса поможет создать дополнительные рабочие места, что будет способствовать уменьшению безработицы, увеличению ВВП и, соответственного, доходов государства.
Для того чтобы владелец малого предприятия мог закупить необходимое оборудование или пополнить основные фонды, правительство Российской Федерации разрабатывает программы помощи малому предпринимательству, благодаря которым предприниматели могут получать кредиты на льготных условиях.
Для решения проблем малого бизнеса во многих регионах нашей страны созданы специализированные организации, которые оказывают консультационные услуги начинающим предпринимателям. В этих организациях начинающий предприниматель может получить необходимую информацию о лицензировании предприятия или сертификации товаров и услуг, помощь в организации учёта на предприятии, консультации юристов по различным аспектам деятельности малого бизнеса.
Чтобы решить проблемы инновационного малого бизнеса в Москве и в регионах строятся технопарки, где созданы благоприятные условия для развития малых предприятий. Здесь же могут находиться учебные заведения, в которых будут готовить квалифицированных специалистов в области инновационных технологий, а также выставочные помещения и конференц-залы, где можно проводить мероприятия, связанные с развитием малого и среднего бизнеса.
Для решения кадровой проблемы малого бизнеса в целом ряде учебных заведений начата подготовка управляющего персонала, работа которого будет направлена на увеличение эффективности работы малых предприятий.
По распоряжению правительства Российской Федерации применяется целый ряд мер, которые позволят снизить административные барьеры, стоящие на пути развития малого бизнеса, а также снизить и упорядочить количество проверок, которые проводятся на предприятиях малого и среднего бизнеса контролирующими органами.
Решение проблем малого бизнеса может быть основано на применении опыта, который был накоплен в различных странах с рыночной экономикой. Но, скорее всего, в России будет найден свой собственный путь развития малого бизнеса, который, возможно, в ближайшее время станет играть главенствующую роль в экономике нашей страны.
Глава 3. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий
2008 год |
Москва |
Московская область |
Санкт-Петербург |
ЦФО |
Россия |
Площадь, тыс.кв.км. |
1 |
47 |
0,57 |
483 |
17075,4 |
Численность населения, млн. чел. |
10,5 |
6,7 |
4,6 |
37,1 |
141,9 |
Численность экономически активного населения, тыс. чел. |
6117 |
3764 |
2704 |
20215 |
75757 |
Уровень занятости1, % |
71,4 |
68,7 |
72 |
65,9 |
63,4 |
Наибольший уровень занятости отмечен в г. Москве и г. Санкт-Петербург, что является также характерной особенностью крупных мегаполисов.
Показатели микро и малых предприятий
По данным официальной статистики на 01.01.2009 года количество микро и малых предприятий в г. Москве составило около 217,5 тыс. ед., что на 1,4% больше данного показателя за 01.01.2008 г. Количество микро и малых предприятий РФ на начало 2009 года составило 1,135 млн. ед., что на 17,4 % больше, чем на начало 2008 года (рис.3.1..).
Рис.3.1. Динамика количества микро и малых предприятий по регионам за 2005-2008 гг.[11]
При сравнении темпов прироста количества микро и малых предприятий в крупнейших городах России - Москве и Санкт-Петербурге - наблюдается следующая особенность (рис.3.2). Увеличение количества микро и малых предприятий в г. Москве носит стабильный характер на протяжении последних лет, однако в 2008 году рост их количества замедлился и достиг значения 1,4%, что во многом может объясняться, с одной стороны, негативным воздействием финансово-экономического кризиса, а с другой, переходом малых предприятий на упрощенную систему налогообложения.
В г. Санкт-Петербурге изменение темпов роста количества микро и малых предприятий в большей степени нестабильно. После уменьшения данного показателя в 2006 году, произошло его резкое увеличение на 15,0% в 2007 году, а в 2008 году прироста не наблюдалось. Таким образом, в Санкт-Петербурге количество микро и малых предприятий в 2008 году составило порядка 126,8 тыс. ед. или около 9,5% всех микро и малых предприятий России, что меньше аналогичного показателя по Москве на 6,8%.
Рис.3.2 Сравнение темпов прироста количества микро и малых предприятий Москвы и Санкт-Петербурга по данным официальной статистики за 2006-2008 гг.[11]
При рассмотрении динамики доли количества микро и малых предприятий отдельных регионов в общем количестве микро и малых предприятий РФ по данным официальной статистики в 2005-2008 гг. (рис.3.3) стоит отметить, что доля микро и малых предприятий всех рассматриваемых регионов за четырехлетний период снизилась в 2008 году. В Москве за период 2005-2008 гг. доля количества микро и малых предприятий по отношению к количеству всех микро и малых предприятий России снизилась на 2,6% (с 18,9% до 16,3%). Московская область была наименее чувствительным по данному показателю регионом, на протяжении рассматриваемых четырех лет доля количества микро и малых предприятий в общем количестве микро и малых предприятий РФ удерживалась на уровне 4,0-4,2%.
Данный факт во многом объясняется, с одной стороны, снижением деловой активности субъектов экономической деятельности, а также банкротством части из них в связи с мировым финансово-экономическим кризисом. С другой стороны, на данный процесс существенное влияние могло оказать изменение налогового законодательства. В частности была усовершенствована упрощенная система налогообложения в части увеличения предельного размера годового дохода с 15 млн. до 45 млн. руб. при переходе на данную систему и с 20 млн. до 60 млн. руб. при утрате права на применение указанной системы. Таким образом, данное изменение позволило большему количеству малых предприятий применять данную систему, т.е. практически уйти в область, ненаблюдаемую статистикой.
Рис.3.3 Доля
количества микро и малых предприятий
отдельных регионов в общем количестве
микро и малых предприятий РФ по данным
официальной статистики
в 2005-2008 гг.[11]
В динамике количества микро и малых предприятий по всем четырем анализируемым регионам и по РФ в целом за 2005-2008 гг. прослеживается стабильная положительная тенденция. В 2008 году рост, однако, замедляется, причем темпы прироста по России в целом заметно выше, чем темпы прироста по регионам и по г. Москве в частности. Это может объясняться тем, что малый бизнес в столице постепенно достигает своего оптимального состояния и входит в период стабильного, но умеренного роста.
Численность работников микро и малых предприятий
В динамике роста общей
численности работников микро и
малых предприятий в
Рис.3.4. Динамика общей численности работников микро и малых предприятий по регионам за 2005-2008 гг.[11]
Согласно данным официальной статистики по состоянию на 01.01.2009 года общая численность работников микро и малых предприятиях Москвы составляла 2,035 млн. человек. Данная величина по сравнению с 01.01.2008 года сократилась на -0,6%. Данный факт объясняется, с одной стороны, снижением деловой активности субъектов экономической деятельности, а с другой стороны, часть малых предприятий перешла в другие организационно-правовые формы (индивидуальные предприниматели) или на упрощенную систему налогообложения.
В целом по России темпы
прироста общей численности работников
микро и малых предприятий
год от года увеличиваются, даже несмотря
на начавшийся во второй половине 2008 года
мировой финансово-
На рисунке 3.5 представлена динамика оборота микро и малых предприятий по четырем рассматриваемым регионам и по России в целом за 4 года наблюдений.
На 01.01.2009 года объем оборота микро и малых предприятий Москвы составил порядка 4,5 трлн. руб., что на -2,6% в номинальных и -13,2% в сопоставимых ценах2 меньше, чем на 01.01.2008 г.
Наиболее высокие темпы прироста оборота в 2008 году в сравнении с другими рассматриваемыми регионами в Санкт-Петербурге (36,4% в номинальных и 19,2% в сопоставимых ценах3).
Рис. 3.5 Динамика
оборота микро и малых предприятий по
регионам и по России в целом
за 2005-2008 гг. по данным официальной статистики
[11]
На рис.3.6 наглядно показано, что из рассмотренных регионов наибольший вклад в оборот микро и малых предприятий России вносит ЦФО (а именно, в 2008 году 39,1% от оборота всех микро и малых предприятий РФ). Однако необходимо отметить, что в основном показатель оборота микро и малых предприятий ЦФО формируется московскими микро и малыми предприятиями, доля оборота которых в ЦФО составляет порядка 62%. Доля оборота микро и малых предприятий Москвы в РФ в 2008 году составила 24,2%.
Рис. 3.6. Динамика доли оборота микро и малых предприятий регионов в обороте всех микро и малых предприятий России за 2005-2008 гг. по данным официальной статистики [11]
На протяжении 2005-2007 гг. микро и малые предприятия в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, ЦФО и России в целом стабильно развивались. Кризисный 2008 год не сильно сказался на динамике рассматриваемых показателей деятельности микро и малых предприятий представленных регионов. Большей частью это может объясняться тем, что запаса прочности экономики хватило на этот период, а все негативные последствия кризиса проявятся по итогам 2009 года. Москва на фоне остальных рассматриваемых регионов не выделяется по вкладу микро и малых предприятий в общее количество предприятий города, однако по вкладу в общую занятость города занимает лидирующие позиции. Это свидетельствует о высокой социальной значимости сектора микро и малых предприятий в столице.
Глава 4. Роль государства в развитии малого бизнеса
Как показывает мировая и отечественная практика, малое предпринимательство, учитывая его характерные особенности, нуждается в постоянном внимании и поддержке со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Для того чтобы малый бизнес развивался, необходимо создать для него максимально благоприятную и комфортную среду.
Согласно федеральному
закону от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии
малого и среднего предпринимательства
в РФ», государственная политика
в области развития малого предпринимательства
в стране является частью государственной социально-
Целью государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства, обеспечивающих:
1. Повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий: рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего класса- базы политической стабильности;
2. Повышение темпов
развития малого
Для достижения цели государственной политики в сфере малого предпринимательства должны быть решены задачи:
1. Формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие сферы малого предпринимательства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;