Сущность и роль малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 20:01, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Для развития рыночных отношений необходимо формирование и развитие предприятий малого бизнеса. Это экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты. В виду того, что развитие малого бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………...3

Глава 1. Сущность и роль малого бизнеса в экономике………………………………..4
1.1 Сущность малого бизнеса……………………………………………………………….4
1.2 Роль малого бизнеса……………………………………………………………………..8

Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса в РФ и пути их решения…………...12

Глава 3. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий……………….17

Гдава 4. Роль государства в развитии малого бизнеса……………………………….23
4.1 Цели и принципы государственной политики в области развития малого бизнеса ………………………………………………………………………………………...23
Заключение……………………………………………………………………………………27
Список литературы…………………………………………………………………………..28

Файлы: 1 файл

бизнес.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Ряд мер в этом направлении  уже реализован. Регионы получили право устанавливать пониженную ставку налога на малый бизнес. Был принят закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении госконтроля. Согласно этому закону, проверки серьезно ограничивались. Также предполагается снизить требования по обеспечению заявки на участие малых предприятий в конкурсах и аукционах. Это позволит малому бизнесу сэкономить деньги.

2. Финансового обеспечения  государственной поддержки малого  предпринимательства.

В 2009 году впервые началась реализация программы предоставления грантов начинающим предпринимателям.  Также предполагается осуществить поддержку малого предпринимательства через систему государственных банков. Предоставление кредитных ресурсов банкам в рамках программы поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляется Российским банком развития на максимально льготных условиях. В рамках дальнейшего совершенствования программы финансовой поддержки МП банк будет уделять особое внимание снижению кредитной ставки для конечных заемщиков – малых предприятий.

3. Формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для  субъектов малого предпринимательства  необходимых услуг и ресурсов;

Предполагается провести серьезную инвентаризацию помещений, которые недостаточно эффективно используются федеральными структурами.

4.  Повышения эффективности  деятельности органов государственной  власти РФ, субъектов РФ и органов  местного самоуправления по поддержке  малого предпринимательства.

В соответствии с указанным  Федеральным законом основными целями в области развития малого предпринимательства в стране являются:

1) развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;

2) обеспечение благоприятных  условий для развития субъектов малого предпринимательства;

3) обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;

4) оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых им товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;

5) увеличение количества субъектов малого предпринимательства;

6) обеспечение занятости  населения и развитие самозанятости;

7) увеличение доли  производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;

В Федеральном законе сформулированы основные принципы государственной  политики в области развития малого предпринимательства:

1) разграничение полномочий  по поддержке субъектов малого  предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2) ответственность федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти  субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;

3) участие представителей  субъектов малого предпринимательства,  некоммерческих организаций, выражающих  интересы субъектов малого и предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4) обеспечение равного  доступа субъектов малого предпринимательства  к получению поддержки в соответствии  с условиями ее предоставления, установленными федеральными программами развития малого предпринимательства, региональными программами развития малого предпринимательства и муниципальными программами развития малого предпринимательства.

Согласно Федеральному закону к полномочиям органов государственной власти РФ относятся:

1. Формирование и осуществление  государственной политики в области  развития малого и среднего  предпринимательства;

2. Определение принципов,  приоритетных направлений , форм  и видов поддержки субъектов   малого и среднего предпринимательства;

3. Разработка и реализация  федеральных программ развития  субъектов малого и среднего  предпринимательства;

4. Формирование единой  информационной системы в целях  реализации государственной политики  в области развития малого  и среднего предпринимательства;

5.  Финансирование  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  работ по проблемам развития  малого и среднего предпринимательства  за счет средств федерального  бюджета;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данной работе сделана  попытка охарактеризовать малый бизнес в России, выделить особенности малого бизнеса и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Таким образом, мне хотелось бы подвести некоторые итоги.

В процессе рассмотрения развития малого бизнеса в России, было выяснено следующее. Малые предприятия, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка. Они являются опорой для крупных компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Малые фирмы создают новые рабочие места, тем самым способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности в стране. Они имеет свою нишу в экономике, которая обеспечивает наиболее эффективную отдачу от работы, как с целыми предприятиями-гигантами, так и с отдельным человеком. Данная позиция обусловлена особенностями и функциями малого предприятия. Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России - это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Мной было выяснено, что  на современном этапе развития малого бизнеса в качестве основных проблем выделяют: кредитование, административные барьеры, слабо развитая инфраструктура, нехватка информации и высокие цены на рабочую силу.

Говоря о взаимоотношениях малого бизнеса и государства, можно заметить, что здесь происходит монолог со стороны государства, которое не хочет услышать малый бизнес и вывести взаимоотношения на более качественно высокий уровень. Но будем надеяться, что ситуация изменится.

Подводя итог,  можно  сказать, что малый бизнес в России- уже реальность, от его развития, от отношения общества и государства к этой сфере экономики зависит и развитие всей России в целом.

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»  (в ред. Федеральных законов от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 22.07.2008 N 159-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ) // www.konsultantplus.ru
  2. Федеральный закон от 4 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ) // www.konsultantplus.ru
  3. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – М.: Проспект, 2006. – 544 с.
  4. Касьянов А.В. Все о малом предпринимательстве. – М.: ГроссМедиа, 2008. -  573 с.
  5. Кислов Д.В.  Все о малом предпринимательстве. – М.: ГроссМедиа, 2007. – 765 с.
  6. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: под ред. Н.К. Моисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2008.- 416 с.
  7. Лапуста М.Г. Малое предпринимательство. - М.: ИНФРАМ, 2008. – 685 с.
  8. Малое предпринимательство в Российской Федерации: прошлое, настоящее и будущее» / Под общ. ред. Е.Г. Ясина, А.Ю.Чепуренко, В.В. Буева., О.М.Шестоперова. - М.: Новое издательство, 2007 . – 268 с.
  9. Рубе В.А., Батькина С.В. Малое предпринимательство: организация, экономика, управление: Учебное пособие для вузов. – М.:  ИНФРА-М, 2009. – 480 с.
  10. Сидоров М. А. Проблемы малого бизнеса в России. – М.: МЭО МГИМО (У) МИД РФ, 2008. – 67 с.
  11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ (Росстата) // www.gks.ru

Информация о работе Сущность и роль малого бизнеса