Сущность расходов на социальные цели, их значение и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы является исследование проблемы и перспективы финансирования расходов на социальные цели.

Содержание работы

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Сущность и классификация расходов на социальные цели………….5
1.1 Содержание и классификация расходов на социальные цели…..……5
1.2 Сущность и необходимость создания внебюджетных фондов…….....8
Глава 2. Анализ расхода бюджета РФ в 2011 – 2014 г.г.…………………..…11
2.1 Состав и структура расходов РФ в 2011 – 2014 г.г…….…..….……. 11
2.2 Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 – 2014 годов……………….….15
Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования расходов на социальные нужды. ………………………25
3.1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды…....…25
3.2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов………………..……………26
Заключение ………………………………………………………………………31
Список нормативных актов и литературы ……………………………………32

Файлы: 1 файл

Курсовая финансы.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

 

 

В ближайшее время  бюджетная политика должна быть главным образом нацелена на восстановление стабильного функционирования экономики, перестройку областных государственных и муниципальных учреждений на работу в новых условиях при безусловном исполнении принятых расходных обязательств. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы и перспективы финансирования расходов на социальные нужды

 

3.1 Проблемы финансирования расходов на социальные нужды

 

Решение стратегических задач нашего государства невозможно без повышения эффективности  работы государственных институтов, увеличения степени социальной защищенности наиболее нуждающихся слоев населения и повышения результативности бюджетных расходов.

Совершенствование механизма  финансирования социальной сферы необходимо осуществлять комплексно, что невозможно без учета всех проблем, которые влияют на финансовый механизм в данной сфере. Условно существующие проблемы, влияющие на финансовый механизм, объединены в четыре крупные группы: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные.

К первой группе отнесены проблемы, связанные с восприятием населением проводимых реформ, которые объясняются имеющимся опытом получения социальных услуг. Население, особенно возрастная его часть, в настоящий момент психологически, не готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг, поскольку на протяжении ряда поколений вырабатывалась привычка рассчитывать в данном вопросе на государство. Привычка полагаться на государство привела к тому, что население просто не видит социальных рисков, до тех пор пока они не наступят.

Во вторую группу объединены проблемы, связанные с деятельностью  государства в разработке стратегии  развития социальной сферы: отсутствие четкости в определении статуса  государства в социальной сфере; отсутствие единой концепции развития социальной сферы, отсутствие взаимосвязи в выработке решений между различными сферами деятельности.

К третьей группе социальной сферы следует отнести проблемы, связанные с обеспечением отрасли  финансовыми ресурсами: пенсионеры, которые являются основными потребителями социальных услуг, не располагают финансовыми возможностями оплачивать их, что является следствием экономических процессов, происходивших в России. Пережив две денежные реформы, два экономических кризиса, значительная часть населения лишилась всех своих накоплений, следовательно, не имеет возможности приобретать многие социальные услуги на платной основе.

В четвертую группу включены проблемы организации финансовых отношений  в части предоставления социальных услуг и взаимодействия между  различными секторами в данной сфере деятельности. Институциональные проблемы, характерные для социальной сферы, заключаются в следующем: доставшаяся в наследство от советского периода сеть бюджетных учреждений, рассчитанная на всеобщее социальное обеспечение, является потребителем значительного количества бюджетных ресурсов, что необоснованно завышает затратность социальной сферы без получения необходимой отдачи; социальная сфера по-прежнему остается в основном государственным сектором, который развивается экстенсивным путем. [13, c.2]

Итак, основными проблемами финансирования социальной сферы являются следующие: историко-психологические, политические, финансовые, институциональные.

 

3.2 Направления совершенствования системы финансирования социальных расходов из внебюджетных фондов

 

С 1 января 2010 года единый социальный налог со ставкой 26% был заменен тремя страховыми взносами с общей ставкой 26%. С 1 января 2011 года планируется заменить тремя страховыми взносами с общей базой 34%. Единый для всех организаций тариф взноса в Пенсионный фонд составит 26% (сейчас 20%), в Фонд обязательного медицинского страхования — 5,1% (сейчас 3,1%), Фонд социального страхования — 2,9% (сейчас также 2,9%). Решено также, что пенсионный взнос будет взиматься лишь с годового заработка, не превышающего 415 тыс. руб. Это 34,6 тыс. руб. в месяц до налогообложения, или всего 18 тыс. руб. после уплаты взносов и подоходного налога.

Средняя трудовая пенсия по старости сегодня - 7126 рублей, однако, уровень жизни нашего старшего поколения пока невысок. На данный момент наша пенсионная система требует реформирования, что обусловлено целым рядом факторов. Прежде всего, наблюдается финансовая несбалансированность пенсионной системы, вследствие чего объем средств, необходимых для выплаты пенсий, не обеспечивается поступлением страховых платежей. Средний размер пенсии близок к прожиточному минимуму пенсионера, а минимальный составляет четверть минимума. Одним из самых негативных социальных явлений стали задержки с выплатой пенсий. Кроме того, несовершенным является сложившийся механизм взаимоотношений федерального бюджета и ПФ по возмещению расходов на пенсии, подлежащие финансированию из федерального бюджета (социальные пенсии, пенсии военнослужащим и т.п.). Несовершенной является и сам механизм пенсионной системы. Для решения всех этих проблем необходимо достичь ниже следующих целей:

    • перейти от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы;
    • ввести минимальный страховой взнос, уплата которого обеспечит трудовую пенсию на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера;
    • перевести базовую часть трудовой пенсии в систему обязательного пенсионного страхования, и установить единый принцип индексации всей суммы пенсии с учетом роста доходов бюджета Пенсионного фонда;
    • установить размера тарифа страхового взноса на уровне 26 процентов;
    • установить, начиная с 2015 года, зависимость размера базовой составляющей страховой части трудовой пенсии по старости от продолжительности страхового стажа, также установить принцип снижения ее размера на 3 процента за каждый год, недостающий до нормативной продолжительности страхового стажа (30 лет), и повышения на 6 процентов за каждый год, превосходящий указанную нормативную продолжительность;
    • установить принцип назначения социальной пенсии соответствующего вида, если размер трудовой пенсии не обеспечивает пенсионеру прожиточного минимума, и адресного доведения размера выплаты неработающим пенсионерам. [9, c. 46]

Что же касается фонда  социального страхования, то тут  наблюдается плохая тенденция дефицит  бюджета в 2008 году составил 18213,8 млн. рублей, в 2009 – 9597,3 млн. рублей, в 2010 - 28330,5 млн. рублей, это свидетельствует о финансовой неустойчивости Фонда и является аргументом необходимости реформирования всей системы обязательного социального страхования. Для этого необходимо решить следующие вопросы:

    • принятие мер по разработке федерального закона, определяющего статус Фонда с учетом современного состояния системы социального страхования и перспектив ее развития;
    • возможности изменения налогового законодательства в части освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц пособий по временной нетрудоспособности;
    • принятия, в целях законодательного обеспечения прав граждан в области санаторно-курортного лечения, соответствующего федерального закона.

Одной из главных проблем  системы обязательного медицинского страхования является сокращение бюджетного финансирования отрасли. В связи  с этим имеются следующие направления по совершенствованию финансирования фонда обязательного медицинского страхования: совершенствование лекарственного обеспечения в системе обязательного медицинского страхования; повышение финансовой устойчивости системы за счет увеличения тарифа страхового взноса; создание и реализация мер по ликвидации дефицита средств на финансирование базовой программы ОМС, за счет обеспечения стабильного поступления страховых взносов и минимально гарантируемых платежей на ОМС неработающих граждан в территориальные фонды; совершенствование деятельности по оказанию финансовой помощи (субвенций) территориальным фондам для выравнивания условий финансирования территориальных программ ОМС. Также еще одними из главных направлений являются следующие: совершенствование законодательного регулирования в сфере оказания медицинской помощи населению на федеральном и региональном уровнях, это возможно за счет, активизации деятельности территориальных фондов и страховых медицинских организаций по защите прав застрахованных, установление ответственности органов исполнительной власти за невыполнение закона о медицинском страховании в части обязательности платежа на ОМС на неработающих граждан и исключение его из статей расходов, подлежащих секвестированию за счет отнесения его к защищенным статьям; совершенствование мер по повышению качества и доступности медицинской помощи населению, за счет обеспечения персонификации застрахованного населения и обеспечения всех территориальных фондов ОМС и филиалов электронной почтой и доступом к сети Интернет, а также стандартизация и унификации информационного программного обеспечения.

В настоящее время  попытки решить проблемы систему  нехватки средств в здравоохранении  и социальном обеспечении привели  к идее преобразования системы ОМС  в систему обязательного медико-социального страхования (ОМСС). Речь идет по существу об объединении двух фондов - ФФОМС и ФСС. Это позволит сформировать более эффективные механизмы контроля за выплатой пособий по временной нетрудоспособности на основании сведений о характере заболеваний и оказанной медицинской помощи, усовершенствовать порядок предоставления санаторно-курортного лечения, перенеся центр тяжести на оплату реабилитационного лечения после перенесенных заболеваний, а затем профилактического обслуживания при хронических заболеваниях, снизить административные затраты.

Формирование единой системы ОМСС предполагает реорганизацию  фондов ОМС и ФСС в единый Федеральный  фонд ОМСС и централизованное управление средствами ОМСС, формируемыми за счет закрепленных налоговых источников (единого социального налога, единого налога на вмененный доход), взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний, а также целевого трансферта из федерального бюджета на оплату медицинской помощи неработающему населению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

При рассмотрении круга  проблем, связанных с расходами  государства на социальные цели, можно  сделать следующие выводы:

- удельный вес государственных  расходов занимают вопросы, связанные с социальными нуждами населения;

- прослеживается весьма  ощутимый рост расходов на  социальные отрасли;

- рост доли расходов на социальную политику наиболее тесно связан с проводимыми реформами;

- поддержка социальной сферы будет являться одной из приоритетных направлений государственной политики;

- в расходах бюджета  ФСС основной удельный вес  приходится на выплаты пособий;

- бюджетные учреждения  слабо ориентированы на повышение  качества оказываемых ими услуг,  эффективное использование бюджетных ассигнований и закреплённого за ними государственного имущества.

Так же большую роль в  социальной политике играют внебюджетные фонды, но и система социальных внебюджетных фондов России требует реформирования, совершенствования сбора и распределения страховых взносов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства в целом. Особенно это актуально в условиях экономического спада в связи с финансовым кризисом в стране.

Финансирование социальной сферы необходимо, так как, от этого  зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.

 

 

 

 

Список нормативных  актов  и литературы

 

  1. Федеральный закон от 10.12.2010 г. № 355-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
  2. Федеральный закон от 08.12.2010 N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
  3. Федеральный закон от 08.12.2010 N 333-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
  4. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" [Электронный ресурс] // Справочная система «Консультант плюс».
  5. Википедия [Электронный ресурс] // http://ru.wikipedia.org
  6. Президент России [Электронный ресурс] //  www.президент.рф
  7. Министерство финансов Российской федерации [Электронный ресурс] //  www.minfin.ru
  8. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: учеб. пособие [Текст] / И.М. Александров - М.: Издательско-торговая корпорация “Дашков и К°”, 2007. — 486 с.
  9. Гуревич Е. Перспективы российской пенсионной системы: учеб. пособие [Текст]  /  Е. Гуревич // Вопросы экономики.  2007. №9. –

с. 46 – 71.

  1. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учеб. пособие [Текст] / Г.Б. Поляков - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 550 с.

 

  1.  Поляк Г.Б. Финансы: учеб. пособие [Текст] / Г.Б. Поляков – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 703 с.
  2. Романовский М.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. пособие [Текст] / М.В. Романовский – М.: Юрайт-Издат, 2006. –

543 с.

  1. Трутин С.Н. Финансово – экономические проблемы социальной политики в современной России: учеб. пособие [Текст]  / С.Н. Трутин // Финансы и кредит. 2008. №32 – с. 2 – 5.

 


Информация о работе Сущность расходов на социальные цели, их значение и структура