Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:25, реферат
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие финансового права порождает множество пробелов в правовом регулировании бюджетных правоотношений. В настоящее время ряд проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, к сожалению, остается неразрешенным. Отрасль финансового права является публичной отраслью и служит интересам не только общества, но и каждого гражданина.
СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность темы исследования. Стремительное развитие финансового права порождает множество пробелов в правовом регулировании бюджетных правоотношений. В настоящее время ряд проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, к сожалению, остается неразрешенным. Отрасль финансового права является публичной отраслью и служит интересам не только общества, но и каждого гражданина. Именно в рамках публичного права государство способно реализовывать и охранять те общие устои, без которых невозможно адекватное развитие российской экономики. Естественно, что все это обусловливает необходимость развития науки финансового права в Российской Федерации и его важнейшей составной части - бюджетного права1.
Основной задачей бюджетного права является обеспечение специфическими правовыми средствами осуществления единой финансовой политики, а также необходимыми денежными средствами поступательного развития экономики, повышения материального благосостояния общества, содержания органов государственной власти и органов местного самоуправления. Важнейшей ролью бюджетного права является обеспечение всех звеньев бюджетной системы, бюджета любого уровня самостоятельной доходной базой, необходимой для покрытия всех запланированных расходов.
Сущность бюджетной
сбалансированность бюджетных интересов
центра и субъектов Российской Федерации,
так как определенная бюджетная самостоятельность
государственно-территориальных образований
не должна привести к их «суверенизации».
Реформа межбюджетных отношений, заключающаяся
в закреплении бюджетных доходов и расходов
за каждым уровнем бюджетной системы,
приведет к повышению финансовой обеспеченности
каждого субъекта Российской Федерации,
муниципального образования, что, в свою
очередь, позволит России выйти на более
высокий уровень развития экономики и
благосостояния общества и государства.
Данные обстоятельства определяют специфику правового статуса субъектов бюджетного права. Наделение субъектов бюджетного права правами и обязанностями, имеющими первостепенное значение для всего общества, и наличие конфликтности финансовых интересов позволяет говорить и об особых гарантиях реализации бюджетных прав и выполнения обязанностей, одной из которых выступает гарантия защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права. Следует отметить, что одной из основных причин нарушения прав субъектов бюджетного права является отсутствие действенных механизмов правового регулирования защиты и восстановления нарушенных прав данной категории субъектов.
Актуальность исследования определяется необходимостью определения роли бюджетного права в регулировании финансовой деятельности бюджетных организаций.
Выбор темы исследования обусловлен указанными выше положениями, свидетельствующими об актуальности, научном и практическом его значении.
Целью исследования является комплексный анализ порядка и способов защиты нарушенных прав субъектов бюджетного права.
Достижение указанной цели определило постановку и решение следующих задач:
1. определить сущность бюджетного права;
2. раскрыть роль бюджетного
Объектом исследования выступают общественные отношения в области субъектов бюджетного права.
Предмет исследования составляют теоретические
и практические аспекты регулирования
деятельности субъектов бюджетного права,
а также
правовые нормы, регулирующие порядок
и способы защиты нарушенных прав субъектов
бюджетного права.
Степень научной разработанности темы. составляют фундаментальные труды по финансовому праву В.В. Бесчеревных, Д.В. Винницкого, О.Н. Горбуновой, Е.Ю. Грачевой, М.А. Гурвича, A.B. Демина, М.В. Карасевой, Ю.А. Крохиной, В.Е. Кузнеченковой, М.Н. Карасева, И.И. Кучерова, Н.П. Кучерявенко, С.Г. Пепеляева, М.И. Пискотина, В.М. Родионовой, Н.И. Химичевой и др.
Методологическую основу исследования
составляют общенаучный метод познания,
метод системного анализа, нормативно-логический
метод, методы сравнительного правоведения,
правового моделирования и
Положения и выводы исследования основываются на анализе Конституции РФ, федеральных и региональных нормативных правовых актов, федеративных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, постановлений и определений высших судебных органов Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных ученых, специализирующихся в различных отраслях права, а также публикации в периодической печати по вопросам исследуемой проблемы.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Предметом бюджетного права является бюджетная система РФ- федеральный бюджет РФ и бюджеты субъектов РФ.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики.
Ряд федеральных налогов являются регулирующими, т.е. часть из них направляются в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Например, из доходов, поступающих от уплаты НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, лишь 75 % поступает в федеральный бюджет; из акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - 50 % и т.п. Полностью в федеральный бюджет поступают такие налоги, как, например, акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ, таможенные пошлины, таможенные сборы и иных таможенные платежи.
Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.
К бюджетам субъектов Федерации относятся:
Региональные бюджеты имеют свою специфику образования доходов, расходование средств, связанных с экономическим и географическим положением данного субъекта Федерации.
Основными задачами региональных бюджетов являются финансирование производственной и социальной инфраструктуры в соответствие с законом “О предметах ведения”, т.е. региональные бюджеты не финансируют армию, органы внутренних дел, а только перечисляют долю.
Доходная часть бюджета
К региональным налогам (сборам) относятся:
Налоги, поступающие в соответствующие бюджеты, называются закреплёнными доходами.
Кроме того, нижестоящему бюджету для покрытия его расходов из вышестоящего бюджета могут перечисляться дополнительные средства в различных формах. Они называются регулирующими доходами. Регулирующие доходы позволяют региональным органам власти иметь необходимые для выполнения их функций финансовые ресурсы, сбалансировать доходную и расходную части бюджетов.
К неналоговым доходам можно отнести следующие доходы:
Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2005 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:
Процедура утверждения и построение бюджетов субъектов Российской Федерации аналогичны процедуре и построению федерального бюджета, однако, существуют определенные отличия, связанные с различным правовым регулированием бюджетного механизма регионов - каждый субъект Федерации имеет свое бюджетное законодательство (комплекс нормативных актов).1
Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований (подробнее об этом - в разделе 2.5 настоящей работы).
Местные бюджеты составляют третий уровень (низовое звено) бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив который нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.
Относительно формирования и расходования
средств местных бюджетов или
муниципальных образований
При переходе к рыночным отношениям доходная часть бюджета формируется в основном из налогов.
К местным налогам (сборам) относятся:
Информация о работе Сущность, роль бюджетного права в регулировании бюджетных правоотношений