Сущность, роль бюджетного права в регулировании бюджетных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Стремительное развитие финансового права порождает множество пробелов в правовом регулировании бюджетных правоотношений. В настоящее время ряд проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, к сожалению, остается неразрешенным. Отрасль финансового права является публичной отраслью и служит интересам не только общества, но и каждого гражданина.

Файлы: 1 файл

Сущн бюджетного права.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Правосубъектность включает в себя правоспособность и дееспособность, а также правовой статус субъекта права. Под правоспособностью понимается способность иметь права и обязанности, предусмотренные законом, т.е. конкретные позитивные права и обязанности участника различных правоотношений. Под дееспособностью имеется в виду способность своими действиями приобретать права и создавать для себя юридические обязанности. Это легальное определение гражданской дееспособности важно для физических лиц. У правомочных юридических лиц - органов государства и общественных организаций - право- и дееспособность, как правило, не разрываются, всегда сопутствуют друг другу.

Правовой статус - это признанная конституцией или законами совокупность исходных, неотчуждаемых прав и обязанностей человека, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, непосредственно закрепляемых за теми или иными субъектами права. 1

Правовое отношение связывает  его участников взаимными позитивными  правами и обязанностями, которые  составляют главное специфическое содержание правоотношения. Вместе с тем права и обязанности должны осуществляться в реальных действиях субъектов по использованию прав и  
выполнению обязанностей. Конечно, мыслимо владение предметами собственности без их использования. Право собственности при этом сохраняется. Но реальная ценность такого хранения вещей невелика и небеспредельна. К тому же подобные явления нетипичны и не имеют большого общественного значения.

Таким образом, логически правильно  заключить, что содержание правоотношения состоит в правах, обязанностях его участников и в реальных действиях по их использованию и осуществлению.

Однако при этом возникает одно логическое затруднение. Как мы видели, правовое отношение выступает в  качестве юридической формы фактического общественного отношения. Например, осуществление компетенции - форма реализации государственной властной функции органа государства; права и обязанности договора поставки, розничной купли-продажи - форма денежного обмена товара; брак - форма супружеских отношений и т.д. В процессе реализации правоотношение и фактическое (экономическое, семейное и т.д.) отношение как бы смыкаются. Но грань различия и здесь выступает в виде признания реальных действий участников не только экономическими, социальными и иными факторами жизнедеятельности, но и юридическими фактами по «движению» правового отношения, т.е. по его возникновению, изменению, осуществлению и прекращению.

Субъективная юридическая обязанность  участника правоотношения состоит  в должном поведении, соответствующем субъективному праву. Это касается не только относительных правоотношений, в которых обязанности выражаются главным образом в совершении активных действий (поставке  
товаров, перевозке, оказании услуг, выполнении работы, воспитании детей в семье и т.п.), но и абсолютных правоотношений, где субъективному праву корреспондируют пассивные обязанности не нарушать права собственности, не препятствовать его реализации и т.п.

Пассивные обязанности «не препятствовать»  и «не нарушать» относятся  и к тем основным субъективным правам, которые признаются государством как принадлежащие каждому человеку к гражданину государства. Если эти неотчуждаемые права не обеспечиваются обязанностями других уважать права человека и не ограничивать свободы его действий, вряд ли можно говорить об их юридической обеспеченности. 1

Среди всего множества правоотношений существуют финансовые правоотношения, т.е. урегулированные нормами финансового  права общественные отношения, участники  которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права; охраняются принудительной силой государства; их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности.

Следует иметь в виду, что в  процессе осуществления финансовой деятельности государства возникают  также отношения, не нуждающиеся  в правовой регламентации (организационные, подготовительные, информационные, аналитические, массово-разъяснительные и иные отношения государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую  
организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязи юридических прав и обязанностей, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениям  чертами, финансовые правоотношения имеют  и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные  черты финансовых правоотношений, заключается  в том, что они возникают в  процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности.

Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, получения из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органами государственного управления подведомственным организациям; при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита между Центральным банком РФ (далее - Банк России) и Правительством РФ; в связи с уплатой налогов между государством или и органами местного самоуправления и гражданами и т.д.

Урегулированные нормами финансового  права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также  обеспечивают движение финансовых ресурсов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, подведём итоги. В юридической и экономической литературе понятие «бюджет» рассматривается в разных аспектах. Бюджет определяется как экономическая категория, т. е. совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования государственного централизованного фонда денежных средств. Как правовая категория, бюджет — это основной финансовый план государства, роспись его доходов и расход. Рассматривается бюджет и в материальном смысле. По своему материальному содержанию бюджет — это государственный централизованный фонд денежных средств.

Бюджет государства играет значительную роль в политической и хозяйственной  жизни страны. В связи с тем, что Россия является федеральным  государством, под бюджетом государства  понимают бюджет России (федеральный  бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. Бюджет государства должен обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие страны, ее обороноспособность и другие потребности. Разработка бюджета государства осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на конкретный год. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Бюджету государства (федеральному) придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме федерального закона.

Средства федерального бюджета  должны использоваться с соблюдением  норм федерального закона, утвердившего его.

На уровне образований местного самоуправления (районов, городов, районов  в городах, сел, поселков) создаются  местные бюджеты.

Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования  бюджетов государства и местных  бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы  РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются · нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Бюджетное право — основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы„,устанавливающие структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

 Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные1. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы Российской Федерации, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета, Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений. Бюджетные правоотношения, являясь одним из видов финансовых правоотношений, характеризуются всеми признаками, свойственными любому финансовому правоотношению. Но одновременно они имеют свои особенности, свойственные только этому виду финансовых отношений. Так, субъектами бюджетного правоотношения являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, местные (муниципальные) самообразования, органы государственной власти всех трех ветвей, государственные юридические лица.

Субъект бюджетного правоотношения либо принимает участие в распределении  доходов и расходов между различными видами бюджетов, либо является участником бюджетного процесса, либо получает из бюджета денежные средства в форме бюджетного финансирования или бюджетного кредитования (бюджетной ссуды). Субъекты бюджетного правоотношения обладают одним из перечисленных выше признаков или несколькими признаками одновременно. Характерной особенностью бюджетного правоотношения является то, что оно не может, как правило, длиться свыше одного года и прекращается в конце соответствующего года, что не исключает возникновения нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами. Важнейшими нормативными актами, регулирующими бюджетные отношения, являются:

- Закон РФ «Об основах бюджетных  прав и прав по формированию  и использованию внебюджетных  фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15 апреля 1993 г.;

- Указ Президента РФ «О некоторых изменениях в налогообложении и взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г.1 и др. Особое место в регулировании бюджетных отношений занимают нормативные акты, издаваемые Правительством РФ, правительствами республик в составе РФ, главами администрации других субъектов Федерации, органами местного самоуправления. Значительную роль в регулировании бюджетных отношений играют нормативные акты Министерства финансов РФ, министерств финансов субъектов РФ, финансовых органов других субъектов Федерации.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

В юридической литературе содержится большое количество работ, посвященных  исследованию бюджетного права, в частности  полномочий различных субъектов бюджетного права. Эти полномочия выражаются в праве: получать определенные бюджетные доходы, распределять бюджетные средства по своему усмотрению, самостоятельно исполнять бюджет, используя предусмотренные им ассигнования. Бюджетные права Российской Федерации реализуются органами государственной власти: Федеральным собранием, Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации. Бюджетные права субъектов Российской Федерации реализуются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» //правовая система Гарант, 2009
  2. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2008
  3. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.  Бюджетное право России, М., Дрофа, 2008
  4. Зуев В.М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы, НТЛ, 2007
  5. Кучеров  И.И. Бюджетное право России. Курс лекций, м., 2007
  6. Лившиц Р.З. Теория Права. – М., 2002.
  7. Поляк Г.Б., Кононов П.И.  Бюджетное право, М., ЮНИТИ, 2008
  8. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 2006
  9. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 2004
  10. Финансовое право РФ: учебник под ред. М.В. Карасева. – М., 2006
  11. Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2005

 

1 Финансовое право РФ: учебник под ред. М.В. Карасева. – М., 2007

1 Финансовое право: учебник под ред. О. Н. Горбуновой, М., 2006

1 Зуев В.М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы, НТЛ, 2007

1 Финансовое право РФ: учебник под ред. М.В. Карасева. – М., 2006

1 Кучеров  И.И. Бюджетное право России. Курс лекций, м., 2007

1 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д.  Бюджетное право России, М., Дрофа, 2008

1 Зуев В.М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы, НТЛ, 2007

Информация о работе Сущность, роль бюджетного права в регулировании бюджетных правоотношений