Сущность, роль бюджетного права в регулировании бюджетных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 17:25, реферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. Стремительное развитие финансового права порождает множество пробелов в правовом регулировании бюджетных правоотношений. В настоящее время ряд проблем, возникающих в процессе образования, распределения и использования бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, к сожалению, остается неразрешенным. Отрасль финансового права является публичной отраслью и служит интересам не только общества, но и каждого гражданина.

Файлы: 1 файл

Сущн бюджетного права.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

К средствам бюджетного регулирования местных бюджетов относятся:

  • нормативные отчисления от регулирующих доходов;
  • дотации и субвенции местным бюджетам;
  • средства, выделяемые из фонда финансовой поддержки муниципальных образований;
  • средства, поступающие по взаимным расчётам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.1

Фонд финансовой поддержки муниципальных  образований создаётся в бюджетах субъектов РФ и распределяется по формуле, учитывающей численность  населения муниципального образования, долю детей дошкольного и школьного возрастов в общей численности населения, душевой обеспеченности бюджетными средствами муниципального образования и др.

К нормативным отчислениям от регулирующих доходов относятся доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  РФ, закреплённые за местными бюджетами на постоянной основе. Они наряду с местными налогами и сборами относятся к собственным доходам местных бюджетов.

Местные бюджеты могут привлекать только внутренние займы (в отличие  от региональных бюджетов, которые  могут получать и внутренние и внешние займы) путём эмиссии ценных бумаг.

Кроме вышеперечисленных доходов  к доходам можно отнести:

  • доходы от продажи имущества или безвозмездного отчуждения;
  • доходы от конфискованного имущества;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответствующих бюджетов;
  • штрафы, безвозмездные перечисления, которые зачисляются по соответствующим уровням бюджетной системы;
  • прочие доходы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.1

Через бюджетные расходы  финансируются бюджетополучатели  – организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Значит, расходы  бюджета носят транзитный характер. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды.

Бюджетное финансирование строится на конкретных принципах. Прежде всего главной задачей бюджетного финансирования является получение максимального эффекта при минимальных затратах, что требует экономности и эффективности использования средств. Эффективность и экономность использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств. В случае необходимости дополнительного финансирования бюджетополучатель должен ориентироваться на собственные средства или искать дополнительные источники финансирования.

Целевой характер использования  расходов предполагает использование  ассигнаций по утвержденным направлениям. Если получатель бюджетных средств не выполняет условий, определенных законом (решением) о бюджете, министр финансов Российской Федерации, руководитель соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления на любом этапе исполнения бюджета обязан осуществить блокировку расходов, связанных с выполнением определенных условий, впредь до выполнения указанных условий в соответствии с порядком, установленным Кодексом. Нецелевое использование ассигнований может привести к возврату уже использованных средств.1

Следующий принцип бюджетного финансирования заключается в выделении  средств в меру выполнения производственных показателей, а также с учетом ранее выделенных ассигнований. Для  организаций производственной сферы  на основе составленных финансовых планов. В социальной сфере с учетом утвержденных смет.

Ассигнования из бюджета  выдаются на безвозвратной основе, что означает предоставление средств  без условия их обязательного  возврата в государственный бюджет.

Экономическая сущность расходов бюджета проявляется во множестве видов расходов. Каждый вид расходов обладает качественной и количественной характеристикой. При этом качественная характеристика, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, количественная – их величину. Структура бюджетных расходов ежегодно устанавливается непосредственно в бюджетном плане и зависит от экономической ситуации и общественных приоритетах.

Итак, расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.

 

2. РОЛЬ БЮДЖЕТНОГО ПРАВА  В РЕГУЛИРОВАНИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Бюджетное право - основной раздел финансового  права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные. Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т.д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции  РФ. Статьи 71 и 72 определяют компетенцию  РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области  бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты регулирующие бюджетные  правоотношения установлены в статье 3 БК РФ.

Совокупность  нормативных актов, содержащих нормы  бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Бюджетное законодательство

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса  РФ Бюджетное законодательство РФ состоит  из Бюджетного кодекса РФ (далее  по тексту Кодекс) и принятых в соответствии с ним федеральных законов  о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения указанные в соответствующих статьях Кодекса.

Бюджетный кодекс РФ Принят Государственной  Думой 17 июля 1998 года и Одобрен Советом  Федерации 17 июля 1998 год.

Бюджетный кодекс Российской Федерации  служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ.

Согласно ст. 6 БК РФ. бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Бюджетная система РФ - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

Государственный или муниципальный  заем (заимствование) - передача в собственность РФ, субъекта РФ или муниципального образования денежных средств, которые РФ, субъект РФ или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа.

Государственный или муниципальный  долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием обязательства третьих лиц. Различают внутренний и внешний долг.

Внутренний долг - обязательства, возникающие  в валюте Российской Федерации.

Внешний долг - обязательства, возникающие  в иностранной валюте.

Бюджетный кодекс служит для регулирования  правовых отношений бюджетных организаций. Отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования бюджетов государства и местных бюджетов, чрезвычайно разнообразны и сложны. Они возникают в процессе установления бюджетной системы РФ, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов государства и местными бюджетами, закрепления прав РФ, ее субъектов, административно территориальных единиц в области бюджетов, а также в процессе составления и утверждения отчетов об их исполнении. Указанные отношения регламентируются нормами финансового права, которые в своей совокупности образуют бюджетное право. Поэтому бюджетное право Российской Федерации можно определить как совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные (финансовые) отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государственного и местных бюджетов на территории России.

Бюджетные правоотношения. Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно статьи 1 БК РФ к бюджетным  правоотношениям относятся:

отношения возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, контроля за их исполнением.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации. 1

Вопрос о понятии субъекта бюджетного права, представляется необходимым начать с изучения структуры бюджетного правоотношения, так как субъекты бюджетного права являются неотъемлемой частью бюджетного правоотношения в целом.

Правовые отношения лишь одна из сторон общественной жизни или отношений между людьми. Современная наука об обществе различает также отношения экономические, политические, нравственные, брачно-семейные, экологические, трудовые, социальные отношения в узком смысле (т.е. в сфере социального страхования и обеспечения, образования и культуры, охраны здоровья и т.п.). В чем состоят специфические отличия правоотношений от иных видов общественных отношений, складывающихся в обществе, и как первые взаимодействуют со вторыми?  
В советской правовой науке в отличие от производственных отношений, которые, согласно К. Марксу, составляли экономический базис общества и складывались независимо от воли и сознания людей, правовые отношения рассматривались как надстроечные. Этому соотношению базиса и правовой надстройки (или ее правовой части) были посвящены многие страницы научных и учебных трудов. Тот факт, что экономика лежит в основе общественного развития, следует считать, по крайней мере, реальным выводом, хотя далеко не абсолютным, о чем писали сами основоположники марксизма. Поэтому типы складывающихся в разные эпохи цивилизации правовых отношений, несомненно, зависят от сложившегося уровня развития производства и обмена товаров. Конечно, нельзя забывать и о влиянии  
других факторов на развитие общественных отношений, в том числе и правовых.

Правовые отношения зависят  не только от экономики, но и от политики, сложившихся форм семьи, уровня развития культуры, идеологии, общественной нравственности и от многого другого. Вместе с  политическими, семейными, нравственными, социально-культурными, религиозными отношениями марксизм относил правовые отношения к идеологическим, а всю сферу идеологии - к «надстройке» над базисом, рассматривая такие отношения как отражения экономического базиса. Такова общая закономерность исторического развития в целом, верно выделенная марксистским учением. Однако любым отношениям между людьми в цивилизованном обществе присуща и другая сторона: они в каждом отдельном случае всегда осознаются их участниками и создаются по воле людей.

Информация о работе Сущность, роль бюджетного права в регулировании бюджетных правоотношений