Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:14, курсовая работа
Специфика исследования определяется тем, что большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
ВВЕДЕНИЕ
Исторический опыт развития экономических отношений показывает, что финансы используются государством для достижения определенных целей и решения задач в социальной, культурной, научной и других сферах. Важную роль при осуществлении поставленных целей призвана играть финансовая политика.
Специфика исследования определяется тем, что большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Правильность выбранной финансовой политики зависит от критической оценки складывающейся в стране экономической ситуации, от соблюдения «железного правила» экономической теории – при разработке прогнозов и рекомендаций оценивать реальную экономическую ситуацию в стране, а не такую, какой бы ее хотелось видеть.
Исходя из вышесказанного, актуальность избранной темы для современных российских условий очевидна, поскольку в последний период роль правительства в регулировании национальной экономики через финансовую систему усиливается, возникает необходимость определение новых форм и механизмов взаимодействия финансовой политики на российскую экономику.
1 СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И ГЛАВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовая политика государства как часть (подсистема) экономической политики государства представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. В этом определении принципиально важно подчеркнуть единство двух механизмов финансовой политики – инструментов и институтов финансовой государственной власти. Это единство проявляется в том, что любой финансовый инструмент приводится в действие, «живет» в финансовой жизни страны лишь при условии, если технология его практического использования формируется в государственно-финансовых институтах (Минфин, Министерство по налогам и сборам, Минэкономразвития, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный фонд и т. д.).
Важной компонентой приведенного определения является положение, что финансовая политика – это органическая часть экономической политики и поэтому имеет целевую направленность1.
Главной целью осуществления финансовой политики является укрепление экономического потенциала государства.
Основные направления финансовой политики складываются при осуществлении следующих взаимосвязанных между собой мер:
– аккумуляция фондов денежных средств и их распределение внутри государства между отдельными регионами и отраслями экономики;
– оптимизация структуры доходов и расходов Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований;
– совершенствование федерального и регионального финансового законодательства2.
Именно в рамках социально-экономической политики может разрабатываться и проводиться в жизнь эффективная финансовая политика.
Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов (рисунок 2).
Рисунок 1 – Компоненты финансовой политики
По содержанию финансовая политика предполагает:
– разработку общей концепции такой политики, определение ее основных направлений, целей, задач;
– создание адекватного финансового механизма – системы установлен-ных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений;
– управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов хозяйственных
отношений.
Финансовая политика РФ основывается на следующей системе социально-экономических приоритетов:
– достижение социальной стабильности в обществе;
– оздоровление государственных финансов;
– восстановление нормального функционирования кредитной системы;
– поддержка сбалансированности натурально-вещественных и денежных потоков;
– достижение финансово-экономической самостоятельности и усиление ответственности регионов в рамках единого федеративного государства;
– создание равных условий в бюджетно-налоговой сфере для регионов;
– создание условий по пресечению финансовых злоупотреблений и коррупции.
К основным задачам финансовой политики можно отнести:
– обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
– установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
– организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
– выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
– создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами3.
В результате действенной финансовой политики осуществляется перераспределение валового внутреннего продукта, обеспечивающее выравнивание уровней развития субъектов РФ, сочетание интересов всех хозяйствующих субъектов4.
2 ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА РФ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА
Кризис ликвидности в российских банках, резкое падение биржевых индексов РТС и ММВБ, падение цен на экспортную продукцию (сырьё и металл) начали в октябре – ноябре 2008г. сказываться на реальном секторе экономики: начался резкий спад промышленного производства, первая волна сокращений рабочих мест.
12 декабря 2008г. заместитель главы МЭРТ Андрей Клепач признал, что в IV кв. экономика России вошла в рецессию. 15 декабря заявление Клепача было опровергнуто министром финансов Алексеем Кудриным, предсказавшим рост ВВП в России в 2009г. на 3 %.
В сентябре – октябре 2008г. правительством России были объявлены первые антикризисные меры, направленные на решение самой неотложной на тот момент задачи: укрепление финансовой системы России5.
В качестве механизмов восстановления равновесия и стабильности в условиях кризисного периода мир выбрал национализацию банков на определенный период, выделение государственных денежных средств на поддержание ликвидности и межбанковского рынка, а также меры государственного регулирования доходов менеджеров банков и компаний. Последние должны подчинить мотивы поведения менеджеров целям обеспечения устойчивости банковской системы.
Переплетение в российском финансовом кризисе общемировых и характерных только для России черт обусловливало поиск нетривиальных путей нейтрализации кризиса, смягчения его последствий для реальной экономики.
Правительство выделило для восстановления ликвидности межбанковского рынка более 3,7 трлн. руб. (таблица 1).
Таблица 1 – Антикризисные меры российского правительства
Источник |
Адресат (цель) |
Сумма, млрд. руб. |
Примечание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Временно свободные средства бюджета |
Коммерческие банки |
1500 |
1,1 трлн. руб. -Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, всего 28 банков |
Фонд обязательного |
Коммерческие банки |
300 |
|
Бюджет |
Фондовый рынок |
500 (250 - в 2008 и 2009 гг.) |
75 млрд. руб. выделены ВЭБу |
Бюджет |
Рефинансирование ипотечных кредитов |
60 |
Через Агентство по ипотечному жилищному кредитованию |
Золотовалютные резервы |
Перекредитование компаний и банков с внешний долгом |
1250 |
Через Внешэкономбанк |
Экспортные |
Нефтекомпании |
140 |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
4 |
пошлины на нефть и нефтепродукты |
|||
Всего |
3750 |
Если пакет антикризисных мер в США стоил около 5% американского ВВП, то Россия объявила о выделении 12% ВВП, причем в более короткие сроки.
По ходу кризиса российское правительство искало более адекватные для российской экономики антикризисные меры. Было осознано, что такие меры должны не только восстановить нормальную циркуляцию денежных средств в экономике, поддержать работу фондового рынка, но и – это, может быть, главное, поддержать российских товаропроизводителей в сельском хозяйстве, строительстве, машиностроении, компании добывающих отраслей, оборонный комплекс, всю систему кооперационных и хозяйственных связей.
В числе антикризисных мер Д. А. Медведев назвал:
– устранение дисбаланса между объемом выпускаемых финансовых инструментов и реальной доходностью инвестиционных программ;
– укрепление системы управления рисками;
– максимальное раскрытие информации о компаниях и ужесточение по отношению к ним надзорных требований;
– снятие барьеров в международной торговле и свободное перемещение капитала6.
В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики, которые были нацелены на обеспечение погашения внешнего долга крупнейшими банками и корпорациями, снижение дефицита ликвидности и рекапитализацию основных банков. Расходы бюджета, направленные на поддержку финансовой системы, превысили 3% ВВП. Эти расходы осуществлялись по двум каналам: предоставлением ликвидности в виде субординированных кредитов и посредством вливаний в капитал банковской системы. По оценке Всемирного банка, «это позволило добиться стабилизации банковской системы в условиях крайнего дефицита ликвидности и предотвратить панику среди населения: чистый отток вкладов из банковской системы стабилизировался, начался рост валютных вкладов, удалось избежать банкротств среди крупных банков, и был возобновлён процесс консолидации банковского сектора».
Попытки правительства сдержать падение
курса российского рубля
Согласно данным, обнародованным 23 января 2009г. Росстатом, в декабре 2008г. падение промышленного производства в России достигло 10,3% по отношению к декабрю 2007г. (в ноябре – 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие; в целом, в 4 кв. 2008г. падение промпроизводства составило 6,1% по сравнению с аналогичным периодом 2007г.
Золотовалютные резервы России снизились за первый квартал 2009г. примерно на 10%
По итогам 2009г. российский фондовый рынок оказался мировым лидером роста, индекс РТС вырос в 2,3 раза. 12 марта 2010г. «Независимая газета» отмечала, что российскому фондовому рынку удалось отыграть большую часть падения, произошедшего в начале мирового финансового кризиса. По мнению «Независимой газеты», это произошло благодаря осуществлённой российским правительством антикризисной программе.
В марте 2010г. в докладе Всемирного банка отмечалось, что потери экономики России оказались меньше, чем это ожидалось в начале кризиса. По мнению Всемирного банка, отчасти это произошло благодаря масштабным антикризисным мерам, которые предприняло правительство.
По итогам первого квартала 2010г., по темпам роста ВВП (2,9%) и роста промышленного производства (5,8%) Россия вышла на 2-е место среди стран «Большой восьмёрки», уступив только Японии. В октябре 2010г. В. В. Путин заявил, что глобальный экономический кризис стал для России серьёзным испытанием, но его уроки подтвердили правильность избранного правительством пути, а «заранее накопленные резервы, ответственная макроэкономическая политика, успешно реализованная антикризисная программа – всё это позволило смягчить последствия спада экономики для граждан и для бизнеса и сравнительно быстро вернуться на траекторию роста».
По мнению журнала «The Economist», индекс Биг-Мака с поправкой на ВВП на душу населения на 25 июля 2011г. показывает, что российский рубль переоценён по отношению к доллару США на 10%7.
В феврале 2008г. Стабфонд был разделён на два фонда: Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
30 сентября 2010г. президентом Д. А. Медведевым подписан федеральный закон «О внесении изменений в бюджетный кодекс российской федерации и иные законодательные акты РФ» 245-ФЗ, согласно которому формирование обоих фондов приостановлено до 1 января 2014г. На этот же срок Правительство получает право принимать решения о направлении средств обоих фондов на финансирование дефицита федерального бюджета (Статья 6 закона).
При этом от Правительства
не требуется вносить