Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 10:14, курсовая работа
Специфика исследования определяется тем, что большинство своих функций современное государство реализует путем формирования экономической политики и ее стержневой основы – финансовой политики. Ряд авторов определяет финансовую политику как совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030г., определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020г. в бюджетной стратегии должны будут определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).
Бюджетная стратегия должна будет обеспечить предсказуемость реакций бюджетной системы на вызовы и возможности, которые могут возникать в рамках различных вариантов развития мировой экономики, предусматривать превентивное применение адекватного набора мер при негативном воздействии внешних экономических факторов.
4. Необходимо повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг. Эффективность осуществления бюджетных расходов в этих сферах справедливо принимается в расчет и при оценке качества инвестиционного климата, поскольку эти расходы рассматриваются как инвестиции в человеческий капитал.
Неэффективно с точки зрения использования бюджетных средств и несправедливо по отношению к гражданам, когда одинаково финансируются организации, предоставляющие как качественные, так и некачественные услуги, когда одинаково оплачивается труд как добросовестных, так и недобросовестных работников.
5. Обеспечение
Инструменты бюджетной политики будут нацелены на противодействие факторам нестабильности – высокой инфляции и бюджетному дефициту. Без этого невозможно улучшение предпринимательского и инвестиционного климата.
Прежде всего, необходимо крайне осмотрительно формировать политику расходов. В условиях высоких цен на нефть и газ на мировом рынке в бюджет поступают дополнительные доходы и возникает потенциальная возможность соответственно увеличить бюджетные расходы. Но действие этого фактора крайне нестабильно, и в случае ухудшения ситуации на мировом рынке может возникнуть угроза невыполнения бюджетных обязательств. Такого развития событий нельзя допустить.
Продуманная бюджетная политика в области расходов в совокупности с мерами денежно-кредитного регулирования, включая применение гибкого механизма формирования валютного курса рубля, должна обусловливать низкую инфляцию, что, в свою очередь, должно способствовать переходу России на новый уровень развития, характеризующийся большей устойчивостью к резкому воздействию внешних негативных факторов.
В период острой фазы мирового экономического кризиса в целях повышения возможности для оперативного бюджетного маневра было на время прекращено действие так называемого бюджетного правила, исключающего возможность использования доходов, получаемых в результате высокого уровня цен на нефть и газ, для осуществления текущих расходов. Необходимо возвратить действие этого правила, предусмотрев законодательное закрепление порядка использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке.
При планировании расходов
федерального бюджета целесообразно
основываться на базовой, средней цене
на нефть за пятилетний период с
ежегодным увеличением
В случае если фактическая цена на нефть оказывается выше базовой, дополнительные доходы следует направлять в Резервный фонд. Если же цена снижается, то для покрытия дефицита федерального бюджета следует направлять средства Резервного фонда.
После достижения нормативно установленного объема Резервного фонда дополнительные нефтегазовые доходы должны направляться в Фонд национального благосостояния. При этом часть этих доходов может использоваться для финансирования инфраструктурных и других приоритетных для Российской Федерации проектов.
Необходимо сформировать
эффективную систему управления
рисками, позволяющую обеспечивать
прогнозирование и предотвращен
Необходимо предусмотреть механизмы возможного перераспределения ресурсов для реализации дополнительных мер по поддержке отраслей экономики, рынка труда, отраслей социальной сферы и по социальному обеспечению населения. При этом механизмы и инструменты антикризисной государственной политики должны быть заранее проработаны.
6. Необходимо определиться
с параметрами дальнейшего
От определения параметров
дальнейшего развития пенсионной системы
зависят требуемый объем
Доверие инвесторов к
политике макроэкономической стабильности
повысится, если им будут понятны
условия и источники
7. Налоговая система
должна быть настроена на
Правительством РФ одобрены Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013г. и на плановый период 2014 и 2015 гг., что позволяет обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства.
Развитие налоговой системы должно отвечать задачам диверсификации российской экономики. Поэтому налоговая нагрузка на несырьевые сектора экономики не будет повышаться по крайней мере до 2018г.
Необходимы последовательные действия по предотвращению попыток уклонения от уплаты налогов.
8. Требуется реализация
нового этапа развития
В предстоящие годы необходимо завершить работу по распределению полномочий между уровнями публичной власти. Вместо практики делегирования субъектам РФ исполнения федеральных полномочий следует осуществлять передачу полномочий субъектам Российской Федерации на постоянной основе, обязательно предусмотрев и передачу субъектам Российской Федерации постоянных источников доходов в экономически обоснованном объеме.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления необходимо провести работу по мобилизации доходов и оптимизации расходных обязательств, сконцентрировав расходы на ключевых социально-экономических направлениях.
9. Важными задачами Правительства РФ являются обеспечение постоянного доступа России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
В этой связи Правительство РФ будет создать все условия для того, чтобы уже в начале 2013г. Российское финансовое агентство смогло приступить к своей практической деятельности.
10. Необходимо обеспечить прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса для общества.
Правительству РФ необходимо в 2013г. разработать методические рекомендации по представлению бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении в понятной информативной и компактной форме17.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Под финансовой политикой понимают комплекс мероприятий государства по использованию финансовых отношений, мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства.
2. Основные направления финансовой политики сводятся к реализации следующих задач со стороны государства: разработка научно обоснованных концепций развития финансов; определение базовых задач использования финансов на перспективу и текущий период; реализация практических действий, которые направлены на достижение поставленных целей.
3. Финансовая политика состоит из следующих главных компонентов: налоговой политики; бюджетной политики; денежно-кредитной политики; цеповой политики; таможенной политики; социальной политики; инвестиционной политики; политики в области международных финансов.
4. Финансовая политика РФ в кризисный и послекризисный период была направлена на поиск нетривиальных путей нейтрализации кризиса, смягчения его последствий для реальной экономики. В число этих мер вошли инструменты денежно-кредитной, бюджетной и квазифискальной политики.
5. Имеется ряд нерешенных проблем: сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит; структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития; на низком уровне осуществляется финансово-экономическое обоснование решений, приводящих к новым расходным обязательствам; эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка; Высока зависимость бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов; бюджетная политика во многом остается неясной для общества; не удалось избежать практики постоянных фрагментарных изменений налогового законодательства.
На основе выводов можно сформулировать следующие предложения:
– точно просчитывать бюджетное обеспечение;
– разработать меры, способствующие адаптации российской экономики к функционированию в условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации;
– внедрить современную государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
– разработать бюджетную стратегию Российской Федерации на период до 2030г.;
– повысить качество предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг;
– осмотрительно формировать политику расходов;
– законодательно закрепить порядок использования нефтегазовых доходов, позволяющего в максимально возможной степени стимулировать экономический рост и страховать от резких колебаний на мировом рынке;
– сформировать эффективную систему управления рисками, позволяющую обеспечивать прогнозирование и предотвращение кризисных ситуаций и быстрое реагирование на них;
– обеспечить прозрачность и предсказуемость налоговой политики государства;
– завершить работу по распределению полномочий между уровнями публичной власти;
– обеспечить постоянный доступ России на долговые рынки на приемлемых условиях, снижение стоимости заимствований и расходов по долговым обязательствам, получение дополнительных доходов от управления средствами, накопленными в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Миляков, Н.В. Финансы: учебник / Н.В. Миляков. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 432 с.
2. Романовский, М.В., Врублевская, О.В. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / М.В. Романовский, О.В. Врублевская. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 544 с.
3. Сенчагов, В.К., Архипов, А.И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В.К. Сенчагов, А.И. Архипов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2008. – 720 с.
4. Янин, О.Е. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / О.Е. Янин. – М.: Академия, 2010. – 192 с.
5. Бюджетное послание Президента Российской
Федерации о бюджетной политике в 2013–2015
годах: [Электронный ресурс] // Президент России: информационный портал,
2012. 28 июня. – Электрон. дан. URL: http://xn--d1abbgf6aiiy.xn--
6. Дефицит бюджета России в 2012 г. составил
0,02% ВВП: [Электронный ресурс] // Око планеты: новости, аналитика, информация,
2012. 29 дек. – Электрон. дан. URL: http://oko-planet.su/finances/
7. Структура и динамика расходов федерального
бюджета: [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации:
официальный сайт, 2013. 15 янв. – Электрон. дан. URL: http://info.minfin.ru/fbrash.
8. Экономика России: [Электронный ресурс] // Википедия: свободная энциклопедия, 2013.
25 фев. – Электрон. дан. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%
9. Мировой финансово-
10. Иванов, С. О состоянии российской экономики в 2010
году / С. Иванов: [Электронный ресурс]
// Деловое обозрение: информационный портал,
2010. 15 дек. – Электрон. дан. URL: http://www.dopfo.ru/?num=23&
11. Структура и динамика
доходов федерального бюджета:
17. Широв, А.А., Гусев, М.С., Янтовский, А.А. Обоснование возможных сценариев долгосрочного развития российской экономики / А.А. Широв, М.С. Гусев, А.А. Янтовский // ЭКО. – 2012. – №6. – С. 60 – 80.