Пенсионный
фонд РФ (ПФР) был создан в целях
государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ
и является самостоятельным финансово-кредитными
учреждением.
Фонд
социального страхования (ФСС) был
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
финансово-кредитным учреждением. Управление
Фондом социального страхования РФ осуществляется
Правительством РФ.
Фонд
обязательного медицинского страхования
(ФОМС) предназначен для аккумулирования
финансовых средств и обеспечения
стабильности государственной системы
обязательного медицинского страхования.
Для реализации государственной политики
в области обязательного медицинского
страхования созданы Федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования
как самостоятельные некоммерческие
финансово-кредитные учреждения.
Важным
звеном финансовой системы являются внебюджетные
фонды государства - форма использования
финансовых ресурсов, привлекаемых государством
для финансирования не включаемых
в бюджет некоторых общественных потребностей
и комплексно расходуемых на основе оперативной
самостоятельности строго в соответствии
с целевыми назначениями фондов. Государственные
внебюджетные фонды создаются на базе
соответствующих актов высших органов
власти, в которых регламентируется их
деятельность, указываются источники
формирования, определяются порядок и
направленность использования денежных
средств. Решение об образовании внебюджетных
фондов принимает Федеральное собрание
РФ, а также государственные представительные
органы субъектов Федерации и местного
самоуправления. Внебюджетные фонды находятся
в собственности государства, но являются
автономными. Они имеют, как правило, строго
целевое назначение и решают две важные
задачи: обеспечение дополнительными
средствами приоритетных сфер экономики
и расширение социальных услуг населения.
Пенсионный
фонд, фонды обязательного медицинского
страхования и социального страхования
населения, с одной стороны, являются финансовыми
сегментами, выделенными из бюджета для
самостоятельного, более эффективного
функционирования, с другой — приняли
форму страховых фондов. Фонд социального
страхования изначально был — и по форме,
и по сути — страховым фондом под патронажем
профсоюзов.
- Классификация
внебюджетных фондов и источники их формирования
Наряду
с общегосударственными, т.е. федеральными
и территориальными внебюджетными
фондами, существуют отраслевые и межотраслевые
внебюджетные фонды, экономические и социальные.
Среди всех отраслевых внебюджетных фондов
значительную долю составляют фонды научно-исследовательских
и опытно-конструкторских разработок
(НИОКР).
Федеральные
внебюджетные фонды формируются
за счет следующих источников:
- специальные
целевые налоги и сборы, установленные
для соответствующего фонда;
- отчисления
от прибыли предприятий, учреждений и
организаций;
- средства
бюджета;
- прибыль от
коммерческой деятельности, осуществляемой
фондом как юридическим лицом;
- займы, полученные
фондом у Центрального банка РФ или у коммерческих
банков.
3.1 Пенсионный
фонд РФ
Положение
о Пенсионном фонде Российской Федерации
(России) (утв. постановлением ВС РФ от
27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря
1993 г., 5 мая 1997 г. ) указывает:
Пенсионный
фонд Российской Федерации (России) (далее
- ПФР) образован постановлением Верховного
Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года в
целях государственного управления
финансами пенсионного обеспечения в
Российской Федерации.
ПФР
является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность
в соответствии с законодательством
Российской Федерации и настоящим
Положением.
ПФР
выполняет отдельные банковские операции
в порядке, установленном действующим
на территории Российской Федерации законодательством
о банках и банковской деятельности.
ПФР
и его денежные средства находятся
в государственной собственности
Российской Федерации. Денежные средства
ПФР не входят в состав бюджетов, других
фондов и изъятию не подлежат.
ПФР
обеспечивает:
- целевой сбор
и аккумуляцию страховых взносов, а также
финансирование расходов, предусмотренных
целями ПФР;
- организацию
работы по взысканию с работодателей и
граждан, виновных в причинении вреда
здоровью работников и других граждан,
сумм государственных пенсий по инвалидности
вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца;
- капитализацию
средств ПФР, а также привлечение в него
добровольных взносов (в том числе валютных
ценностей) физических и юридических лиц;
- контроль
с участием налоговых органов за своевременным
и полным поступлением в ПФР страховых
взносов, а также контроль за правильным
и рациональным расходованием его средств.
Согласно
Федеральному закону от 15 декабря 2001 г.
N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов
на обязательное пенсионное страхование
осуществляется налоговыми органами.
Согласно
Федеральному закону от 5 августа 2000 г.
N 118-ФЗ с 1 января 2001 года налоговый контроль
в отношении плательщиков взносов в государственные
социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых
в составе единого социального налога,
осуществляется налоговыми органами РФ.
С
1 января 2001 года взносы, зачисляемые
в Пенсионный фонд РФ, уплачивались
в составе единого социального налога.
С 1 января 2002 года введены страховые взносы
на обязательное пенсионное страхование.
Средства
ПФР формируются за счет:
- страховых
взносов работодателей;
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью, в том числе фермеров
и адвокатов;
- страховых
взносов иных категорий работающих граждан;
- ассигнований
из республиканского бюджета Российской
Федерации на выплату государственных
пенсий и пособий военнослужащим и приравненным
к ним по пенсионному обеспечению гражданам,
их семьям социальных пенсий, пособий
на детей в возрасте старше полутора лет,
на индексацию указанных пенсий и пособий,
а также на предоставление льгот в части
пенсий, пособий и компенсаций гражданам,
пострадавшим от чернобыльской катастрофы,
на расходы по доставке и пересылке пенсий
и пособий;
- средств,
взыскиваемых с работодателей и граждан
в результате предъявления регрессивных
требований;
- добровольных
взносов (в том числе валютных ценностей)
физических и юридических лиц, а также
доходов от капитализации средств ПФР
и других поступлений.
Средства
ПФР направляются на:
- выплату в
соответствии с действующим на территории
Российской Федерации законодательством,
межгосударственными и международными
договорами государственных пенсий, в
том числе гражданам, выезжающим за пределы
Российской Федерации;
- оказание
органами социальной защиты населения
материальной помощи престарелым и нетрудоспособным
гражданам;
- финансовое
и материально-техническое обеспечение
текущей деятельности ПФР и его органов;
- другие мероприятия,
связанные с деятельностью ПФР.
Пенсионный
фонд РФ и его региональные отделения
на местах наделены очень широкими
полномочиями в осуществлении контрольных
функций. Процедура контроля за правильным
расходованием средств включает в себя
проверку правильности назначения (перерасчета),
начисления пенсий, их выплату и доставку,
проверку банковских операций по расходованию
пенсионных средств, проверку состояния
учетно-отчетной документации по пенсионным
платежам. Кроме того, постоянное увеличение
расходов Пенсионного фонда на выплату
пенсий требует усиления контроля за их
надлежащим распределением.
3.2
Фонд социального страхования
ФСС
создан в целях обеспечения государственных
гарантий в системе социального страхования
и повышения контроля за правильным и
эффективным расходованием средств социального
страхования и является самостоятельным
государственным финансово-кредитным
учреждением. Согласно Положению «о Фонде
социального страхования Российской Федерации»
(утв. постановлением Правительства РФ
от 12 февраля 1994 г. N 101) (с изменениями от
24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря
1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля
2002 г.) основными задачами Фонда являются:
- обеспечение
гарантированных государством пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им
возраста полутора лет, а также социального
пособия на погребение или возмещение
стоимости гарантированного перечня ритуальных
услуг, санаторно-курортное обслуживание
работников и их детей;
- участие в
разработке и реализации государственных
программ охраны здоровья работников,
мер по совершенствованию социального
страхования;
- осуществление
мер, обеспечивающих финансовую устойчивость
Фонда;
- разработка
совместно с Министерством труда и социального
развития Российской Федерации и Министерством
финансов Российской Федерации предложений
о размерах тарифа страховых взносов на
государственное социальное страхование;
- организация
работы по подготовке и повышению квалификации
специалистов для системы государственного
социального страхования, разъяснительной
работы среди страхователей и населения
по вопросам социального страхования;
- сотрудничество
с аналогичными фондами (службами) других
государств и международными организациями
по вопросам социального страхования.
Средства
Фонда образуются за счет:
- страховых
взносов работодателей (администрации
предприятий, организаций, учреждений
и иных хозяйствующих субъектов независимо
от форм собственности);
- страховых
взносов граждан, занимающихся индивидуальной
трудовой деятельностью и обязанных уплачивать
взносы на социальное страхование в соответствии
с законодательством;
- страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую
деятельность на иных условиях и имеющих
право на обеспечение по государственному
социальному страхованию, установленному
для работников, при условии уплаты ими
страховых взносов в Фонд;
- доходов от
инвестирования части временно свободных
средств Фонда в ликвидные государственные
ценные бумаги и банковские вклады. Помещение
этих средств Фонда в банковские вклады
производится в пределах средств, предусмотренных
в бюджете Фонда на соответствующий период;
- добровольных
взносов граждан и юридических лиц; поступления
иных финансовых средств, не запрещенных
законодательством;
- ассигнований
из федерального бюджета на покрытие расходов,
связанных с предоставлением льгот (пособий
и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие
чернобыльской катастрофы или радиационных
аварий на других атомных объектах гражданского
или военного назначения и их последствий,
а также в других установленных законом
случаях;
- прочих поступлений
(возмещаемых страхователем расходов,
не принятых к зачету в счет страховых
взносов, и не принятых расходов на выплату
пособий по временной нетрудоспособности,
вследствие трудового увечья или профессионального
заболевания; недоимок по обязательным
платежам, сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством; уплаченных
в установленном порядке сумм за путевки,
приобретенные страхователем за счет
средств Фонда; средств, возмещаемых Фонду
в результате исполнения регрессных требований
к страхователям, и других).
Средства
Фонда направляются на:
- выплату пособий
по временной нетрудоспособности, беременности
и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние
сроки беременности, при рождении ребенка,
при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком
до достижения им возраста полутора лет,
а также социального пособия на погребение
или возмещение стоимости гарантированного
перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных
выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом
или инвалидом с детства до достижения
им возраста 18 лет; оплату путевок для
работников и их детей в санаторно-курортные
учреждения, расположенные на территории
Российской Федерации и в санаторно-курортные
учреждения в государствах - участниках
СНГ, аналогичных которым нет в Российской
Федерации, а также на лечебное (диетическое)
питание;
- частичное
содержание находящихся на балансе страхователей
санаториев-профилакториев, имеющих лицензии
на право занятия этим видом деятельности
(оплата расходов на питание, лечение и
медикаменты, заработную плату работников,
культурно-массовое обслуживание);
- частичную
оплату путевок в детские загородные оздоровительные
лагеря, находящиеся на территории Российской
Федерации, для детей работающих граждан;
- частичное
содержание детско-юношеских спортивных
школ (оплата расходов на оплату труда
тренерско-преподавательского состава
и аренду помещений, необходимых для учебно-тренировочного
процесса);
- оплату проезда
к месту лечения и обратно;
- создание
резерва для обеспечения финансовой устойчивости
Фонда на всех уровнях. Порядок формирования
резерва и предоставления из него средств
(на возвратной основе или безвозмездно)
определяется инструкцией о порядке начисления,
уплаты, расходования и учета средств
государственного социального страхования
(далее именуется - инструкция), утвержденной
Фондом совместно с Министерством труда
и социального развития Российской Федерации,
Министерством финансов Российской Федерации,
Государственной налоговой службой Российской
Федерации и с участием Центрального банка
Российской Федерации;
- обеспечение
текущей деятельности, содержание аппарата
управления Фонда;
- финансирование
деятельности подразделений органов исполнительной
власти, обеспечивающих государственную
защиту трудовых прав работников, охрану
труда (включая подразделения надзора
и контроля за охраной труда) в случаях,
установленных законодательством;
- проведение
научно-исследовательской работы по вопросам
социального страхования и охраны труда;
- осуществление
иных мероприятий в соответствии с задачами
Фонда, включая разъяснительную работу
среди населения, поощрение внештатных
работников Фонда, активно участвующих
в реализации мероприятий по социальному
страхованию;
- участие в
финансировании программ международного
сотрудничества по вопросам социального
страхования.