Сущность внебюджетных фондов, источники их формирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 15:11, реферат

Описание работы

Современный мир – это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутренняя жизнь любого государства и его деятельность на международной арене. В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются фонды денежных средств. При этом не имеет значения, в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, или в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вне всякой формы.
Предметом науки о финансах является определенная система

Файлы: 1 файл

Введение.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

  Введение

         Современный мир – это мир  всесторонних и всемогущих  товарно-денежных отношений.   Ими  пронизана  внутренняя  жизнь  любого  государства  и   его деятельность на международной арене. В процессе  воспроизводства  на  разных уровнях, начиная с предприятия   и   кончая   национальной   экономикой   в целом, образуются фонды денежных  средств.  При  этом  не  имеет   значения, в  какой  форме  выступают деньги:   в  виде  наличных  бумажных    знаков, или  в  форме  кредитных карточек,  или на  значащихся     на    банковских счетах  сумм   вне всякой формы.

         Предметом   науки   о   финансах   является   определенная    система

  экономических  отношений,  связанных  с  формированием,   распределением   и использованием  централизованных  и   децентрализованных   фондов   денежных средств  (государства,  предприятий,  организаций  и  других   хозяйствующих субъектов) в целях выполнения функций  и  задач  государства  и  обеспечения условий расширенного воспроизводства.

    Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий. Средства, обобществленные внебюджетными фондами, используются для процесса воспроизводства. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер  экономики и расширение социальных услуг населению.

  Переход к рынку изменил содержание хозяйственного механизма в стране, организационные структуры отдельных его частей, в т.ч. модернизировал финансовую систему. Превращение экономики России из административно-командной системы в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы финансирования. Один за другим возникли и выделились из бюджетной системы внебюджетные фонды, часть из которых затем опять была консолидирована в бюджеты в виде целевых фондов.

  Прежняя хозяйственная система аккумулировала в Государственном бюджете практически все финансовые ресурсы государства. Высокая степень концентрации и централизации финансов имела свои преимущества, главные из которых заключались в возможности мобилизации значительных финансовых ресурсов для решения глобальных национальных задач в рамках отдельных территорий, сфер, отраслей или межотраслевых комплексов. Однако недостатком такой централизации финансовых средств было малоэффективное их использование в масштабе всей хозяйственной системы и отдельных объектов финансирования.

  На  историческом переходе от одной хозяйственной  системы к другой Россию поразило множество кризисных явлений, взаимообуславливающих друг друга. Экономический и финансовый кризисы обусловили резкое снижение уровня жизни подавляющего числа населения, безработицу. В этих условиях, с одной стороны, возникает потребность в концентрации ограниченных финансовых ресурсов на государственном уровне с целью обеспечения наиболее насущных социальных и общеэкономических потребностей. С другой стороны, в условиях финансового кризиса, обусловившего дефицит финансовых ресурсов, у центральной власти возникает необходимость ранжировать общественные потребности по степени важности и для удовлетворения наиболее насущных из них образовать целевые денежные фонды, тем самым оградив эти потребности от значительного недофинансирования. Эта мера аналогична выделению в бюджете защищенных статей.

  Постепенно  из бюджета  выделились внебюджетные фонды, среди которых основное место  заняли социальные фонды. Создание внебюджетных фондов необходимо государству для более эффективного использования своих финансовых ресурсов. Специфика внебюджетных социальных фондов – четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств.

  Статья 144 Бюджетного Кодекса РФ В Состав государственных внебюджетных фондов Российской Федерации включает:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Сущность  внебюджетных фондов

  Внебюджетные  фонды государства — это совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления и имеющих строго целевое назначение. Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств. Основными задачами внебюджетных фондов являются: 

  
  • влияние на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
 
  
  • обеспечение природоохранительных мероприятий  за счет их финансирования из специально определенных источников и штрафов  за загрязнение окружающей среды;
 
  
  • оказание  социальных услуг населению путем выплаты пенсий, пособий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры;
 
  
  • предоставления  займов, в том числе зарубежным партнерам.

  Благодаря внебюджетным фондам у государства  появляются дополнительные средства для  воздействия на экономические процессы. В некоторых случаях внебюджетные фонды могут использоваться для покрытия дефицита государственного бюджета.

        В соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» средства, направляемые на социальное обеспечение и социальное страхование, были выведены из государственного бюджета, и на их основе были созданы внебюджетные фонды. Главная цель их создания — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками дохода.Такие действия были обусловлены стремлением центральных органов власти: 

  
  • усилить контроль представительных органов власти за целевым использованием общегосударственных  средств на социальную защиту населения;
 
  
  • передать  исполнение бюджетов внебюджетных фондов из сферы государственной исполнительной власти органам управления специально созданных фондов;
 
  
  • создать четкий механизм формирования и использования  целевых внебюджетных фондов, соизмерить величины источников формирования этих фондов с суммами используемых ими средств;
 
  
  • снять нагрузку с центрального бюджета, из которого раньше давалась дотация на социальную защиту населения.
 

  Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального  дохода органами власти и управления в пользу определенных социальных групп населения и приоритетных сфер экономики.

  Общественные  фонды потребления используются для финансирования учреждений просвещения  и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям и многодетным семьям, семьям, потерявшим кормильца, безработным и др.). Объем средств, выделяемых на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны, состояния сферы материального производства.

  Источником  формирования фондов, из которых финансируются  мероприятия по социальной защите населения, служит национальный доход, созданный  трудоспособными гражданами и прошедший  затем перераспределение через  бюджеты и внебюджетные фонды.

  Для внебюджетных фондов существует также  особая система формирования и расходования денежных средств. Государство мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.

  Внебюджетные  фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возникновения единого центрального денежного фонда государственного бюджета.

  Также внебюджетные фонды имеют ряд преимуществ: 

  
  • автономность  фондов от бюджета, что позволяет  обеспечивать финансирование специальных  мероприятий;
 
  
  • лучшая  наполняемость по сравнению с  бюджетом.
 

  Внебюджетные  фонды создаются двумя путями: 

  
  • выделением  из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
 
  
  • формированием внебюджетного фонда с собственными источниками доходов для определенных целей.
 

  Материальным  источником внебюджетных фондов, как  и других звеньев финансовой системы, является национальный доход.

  Доходы  внебюджетных фондов:

  • налоги, сборы и прочие обязательные платежи;
 
  
  • финансирование из бюджетов различных уровней в виде субсидий и займов;
 
  
  • добровольные  отчисления граждан (на пенсионное, медицинское  страхование и т. д.);
 
  
  • средства, полученные в результате ведения  коммерческой деятельности (сдача имущества  в аренду, банковские проценты и  т. д.).

  Правом  образовывать внебюджетные фонды обладают как федеральные власти, так и республиканские и местные органы.

  Внебюджетные  фонды, создаваемые на федеральном  уровне, определяются долей налогов, поступающих в республиканский, областной и местные внебюджетные фонды. По такому типу строятся пенсионный фонд, фонд государственного социального страхования. На региональном уровне формируются свои внебюджетные фонды: фонды природоохранных мероприятий, фонды социальной поддержки малоимущих слоев населения, дорожные фонды. По целевой направленности внебюджетные фонды можно разбить на две группы: социальные и экономические. 

    1. История возникновения  внебюджетных фондов

  История возникновения внебюджетных государственных  фондов связана с развитием специальных  видов правительственной деятельности, для которой была нежелательна огласка. Как правило, это были операции временного характера, которые покрывались за короткий срок специальными доходами. При этом специальные фонды или счета появились гораздо раньше возникновения единого государственного бюджета, количество и перечень специальных  фондов и счетов не были постоянными. Создание специальных фондов позволяло привлекать дополнительные средства для расширения сферы деятельности правительства в области всегда актуальных военных расходов, научных исследований, регулирования экономического развития страны, внешнеэкономической деятельности и социальных выплат населению. Специальные счета создавались для строительства, правительственной предпринимательской деятельности, управления денежной системой и государственным долгом, системой национального страхования.

  В России cоставлялось только два бюджета: обыкновенный и чрезвычайный. Обыкновенный бюджет формировался из традиционных, относительно постоянных расходов и направлялся на финансирование расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. Чрезвычайный бюджет фактически выполнял функции специальных фондов, он не утверждался, не публиковался и содержался в тайне. За счет его средств погашался государственный долг, покрывались убытки вызванные войной, стихийными бедствиями и т.д. Кроме того, за счет средств чрезвычайного бюджета покрывался дефицит обыкновенного, так как бюджетная система СССР предусматривала существование одного государственного бюджета.

  Впервые целевые бюджетные фонды стали создаваться в Российской Федерации в период перехода страны на новые экономические отношения на основе Закона РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991 года. Главная причина их создания – необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Среди них ведущую роль заняли социальные внебюджетные фонды.

  При создании социальных внебюджетных фондов ставилась задача «разгрузить» бюджет от существенной доли социальных расходов, которые в рамках бюджета финансировались с большими трудностями. Впоследствии, исчерпав положительный ресурс от функционирования целого ряда внебюджетных фондов, Правительство РФ приняло решение о консолидации их в бюджет, при этом сохранив определенную автономность таких фондов.

Информация о работе Сущность внебюджетных фондов, источники их формирования