Теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - изучить теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и основные положения деятельности ФФОМС
Проанализировать бюджет Фонда ОМС за 2010-2013 годы
Сформулировать перспективы развития Фонда ОМС.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФФОМС…………...……5
Сущность, значение и принципы ФОМС………………………………….5
Задачи ФОМС………………………………………………………….........9
Система обязательного медицинского страхования в России…………..11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФФОМС ЗА 2010-2013 ГОДЫ……………16
2.1 Источники формирования бюджета ФОМС…………………………………16
2.2 Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС…………………19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….33

Файлы: 1 файл

22.rtf

— 193.54 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ ФФОМС…………...……5

  • Сущность, значение и принципы ФОМС………………………………….5
  • Задачи  ФОМС………………………………………………………….........9
  • Система обязательного медицинского страхования в России…………..11

ГЛАВА 2.  АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФФОМС  ЗА 2010-2013 ГОДЫ……………16

2.1 Источники формирования бюджета ФОМС…………………………………16

2.2 Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС…………………19

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………………………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….33

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………………34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Важным звеном государственных и муниципальных финансов являются внебюджетные фонды государства - совокупность финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов власти и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и использования регламентируется финансовым правом.

Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают 2 важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.

Переход к страховой медицине обусловлен спецификой рыночных отношений в здравоохранении. Медицинское страхование позволяет человеку сопоставить необходимые затраты на охрану здоровья с состоянием собственного здоровья. Тема медицинского страхования звучит злободневно, где говорят о серьезных просчетах и недостатках в этой области. Поэтому тема данной курсовой работы актуальна. Также актуальность данной темы характеризуется тем, что Фонд обязательного медицинского страхования обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи.

Цель курсовой работы - изучить теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

  • Раскрыть сущность и основные положения деятельности ФФОМС
  • Проанализировать бюджет Фонда ОМС за 2010-2013 годы
  • Сформулировать перспективы развития Фонда ОМС.

Объектом исследования выступил Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования, предметом - порядок формирования и использования средств Фондами обязательного медицинского страхования.                                                                                            Поэтому в первой главе курсовой работы рассмотрен Фонд обязательного медицинского страхования - его роль, функции, полномочия, а также направления деятельности. Во второй главе характеризуется анализ формирования бюджета Фонда и направления использования средств, показана динамика расходов за период 2010 -2013годов.                                                                                                      А третья часть показывает перспективы развития Фонда ОМС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1.  ПОНЯТИЕ,СУЩНОСТЬ  И ЗНАЧЕНИЕ ФФОМС

 

  • Сущность, значение и принципы ФФОМС

Система обязательного медицинского страхования создана с целью обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в статье 41 Конституции РФ. Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское страхование, является Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации». Закон установил правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в РФ, определил средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских учреждений и заложил основу для создания в стране системы страховой модели финансирования здравоохранения. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.  В качестве субъектов медицинского страхования Законом определены гражданин, страхователь, страховая медицинская организация, медицинское учреждение. Численность граждан, застрахованных согласно спискам к договорам ОМС, составила 143 065, 0 тыс. человек; численность граждан, обеспеченных страховым медицинским полисом ОМС -- 139 346, 0 тыс. человек, в том числе: работающих -- 57 217,5 тыс. человек, неработающих -- 82 128,5 тыс. человек. На 01.01.2010  в ТФОМС зарегистрировано 8 000 620 страхователей, из них 87 страхователей неработающего населения - органов исполнительной власти.

На 01.01.2013  работу по организации и проведению вневедомственного контроля качества медицинской помощи в системе ОМС осуществляли 12108 специалистов, участвующих в деятельности по защите прав застрахованных граждан, в том числе 1 412 штатных специалистов ТФОМС, 3 253 штатных специалистов СМО, 7 443 внештатных медицинских экспертов, включенных в территориальный регистр. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования граждан созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. По состоянию на 01.01.2013 в систему ОМС Российской Федерации входят 84 территориальных фондов ОМС, 120 страховых медицинских организаций (СМО) и 262 филиала СМО.                          Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) -- один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Он является правовой, экономической и организационной основой медицинского страхования, направленного на усиление заинтересованности и ответственности как самого застрахованного, так и государства, предприятия, учреждения, организации в охране здоровья работников. Создан 24 февраля 1993 года постановлением Верховного Совета РФ № 4543-I. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования.                                                                                                      ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность на правах юридического лица в соответствии с действующим законодательством РФ. Осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и уставом Федерального фонда ОМС. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также иными законодательными и нормативными актами. Положение о Фонде утверждено 29 ноября 2010 г.          Роль федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ в реализации социальных функций государства раскрывается через его функции.              В целях выполнения основных задач ФОМС:                        1.Осуществляет выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.   2.Разрабатывает и в установленном порядке вносит предложения о размере взносов на обязательное медицинское страхование.                       3.Осуществляет в соответствии с установленным порядком аккумулирование финансовых средств Федерального фонда.                                               Выделяет в установленном порядке средства территориальным фондам обязательного медицинского страхования, в том числе на безвозвратной и возвратной основе, для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования.                                              Управление Федеральным фондом осуществляется коллегиальным органом - правлением и постоянно действующим исполнительным органом - директором.                                                                                                               К компетенции правления Федерального фонда относится решение следующих вопросов:                                                                                     1.Утверждение перспективных планов работы Федерального фонда.   2.Рассмотрение проектов бюджета Федерального фонда и отчетов о его исполнении, утверждение годовых отчетов о результатах деятельности Федерального фонда.                                                                                3.Определение направлений и порядка использования доходов Федерального фонда, в том числе полученных от использования временно свободных средств

и нормированного страхового запаса, а также порядка покрытия убытков.                                                                                                     4.Утверждение порядка направления финансовых средств на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, на выполнение целевых программ по оказанию медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. 5.Рассмотрение проектов базовой программы обязательного медицинского страхования и предложений о тарифе взносов на обязательное медицинское страхование.                                                                                           6.Рассмотрение разрабатываемых Федеральным фондом проектов нормативных актов по совершенствованию системы обязательного медицинского страхования.                                                                          7.Принятие решений о внесении в установленном порядке предложений по определению норматива средств на содержание Федерального фонда, о рекомендациях по определению норматива средств на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования и страховых медицинских организаций.                                                Формирование ревизионной комиссии.               Контроль за деятельностью Федерального фонда осуществляет ревизионная комиссия. Правление Федерального фонда по мере необходимости, но не реже одного раза в год, назначает аудиторскую проверку деятельности Федерального фонда, осуществляемую специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию. Отчет о результатах этой проверки представляется в Правительство РФ. Состав правления Федерального фонда в количестве 11 человек утверждается Правительством РФ. Срок полномочий правления 3 года. Правление возглавляет председатель, который имеет 1 заместителя. Они избираются правлением Федерального фонда. В состав правления входит по должности директор Федерального фонда. В состав правления могут входить представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заседания правления проводятся не реже 1 раза в 3 месяца.

                                           1.2 Задачи ФОМС        Основными задачами ФОМС являются:       1.Финансовое обеспечение установленных законодательством РФ прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования в целях, предусмотренных Законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации».   2.Обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создание условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории РФ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.         3.Аккумулирование финансовых средств ФОМС для обеспечения финансовой стабильности системы обязательного медицинского страхования.  Стратегическим направлением деятельности ФОМС является обеспечение исполнения на территории Российской Федерации Закона «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», а также развитие и совершенствование нормативно-методической базы ОМС. Во исполнение установленных функций, ФОМС осуществляет аккумулирование финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости системы ОМС, выравнивание финансовых условий деятельности ТФОМС в рамках базовой программы ОМС путем направления ТФОМС финансовых средств на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС, а также осуществляет в соответствии с законодательством РФ расходы на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами, национальный проект «Здоровье», пилотный проект в субъектах РФ, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения.         Расходование средств ФОМС осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством, регламентирующим его деятельность, в соответствии с бюджетом, утвержденным федеральным законом.  Деятельность ФОМС регулируется Уставом, утвержденным постановлением Правительства. Деятельность ТФОМС осуществляется в соответствии с Положением о ТФОМС, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ.        Территориальные фонды обязательного медицинского страхования выполняют роль центральной финансирующей организации страховой медицине. Они вступают в правовые и финансовые отношения либо с гражданами (физическими лицами), либо с предприятиями, учреждениями, организациями (юридическими лицами, страхователями), страховыми организациями, а так же объектами здравоохранения. При этом территориальные фонды контролируют объем и качество предоставляемой медицинской помощи.                                                                    Территориальные фонды обязательного медицинского страхования создаются органами исполнительной власти субъекта РФ и осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденным постановление Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.1993 №4543-1 «О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год».              В настоящее время в России предпринимается попытка перехода от государственной (бюджетной) системы финансирования медицинской помощи к финансированию через систему обязательного медицинского страхования.  Немаловажным фактором является создание основы системы ОМС на уровне субъекта РФ, что позволит урегулировать взаимоотношения «центра» и «регионов» в отношении разделения полномочий в системе здравоохранения, а не территориальном уровне осуществлять выравнивание финансовых средств территорий, необходимых для реализации программ ОМС.     Основной смысл проводимых в здравоохранении преобразований заключается в создании медицинских услуг при соблюдении принципа общественной солидарности и удовлетворения потребности граждан в медицинской помощи.

              1.3 Система обязательного медицинского страхования в России

  Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из  наиболее  важных элементов системы социальной защиты населения  в  В В России ОМС является  государственным  и  всеобщим  для  населения.  Это  означает,  что государство  в  лице  своих   законодательных   и   исполнительных   органов определяет  основные   принципы   организации   обязательного   медицинского страхования, устанавливает тарифы  взносов,  круг  страхователей  и  создает специальные государственные фонды для аккумуляции  взносов  на  обязательное медицинское страхование. Всеобщность  ОМС  заключается  в  обеспечении  всем гражданам  равных  гарантированных   возможностей   получения   медицинской, лекарственной,  и  профилактической  помощи  в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС. Здоровье населения  -  важнейший  элемент  социального,  культурного  и экономического  развития  страны.  В  связи  с  этим  обеспечение  населения гарантированным объемом  бесплатной  медицинской  помощи,  финансируемой  из бюджетов всех уровней и  средств  ОМС,  является  важнейшей  государственной задачей.  И  это  положение  особо  подчеркивается  в  Программе  социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Система обязательного медицинского страхования сегодня играет ключевую роль в решении этой задачи.

Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов  и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем  категориям граждан  на  законодательно  установленных  условиях  и  в   гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек  зрения.  С одной  стороны,  это  составная  часть  государственной  системы  социальной зашиты наряду  с  пенсионным,  социальным  страхованием  и  страхованием  по безработице. С другой стороны, ОМС представляет  собой  финансовый  механизм обеспечения дополнительных к бюджетным  ассигнованиям  денежных  средств  на финансирование  здравоохранения  и  оплату  медицинских  услуг.   Необходимо заметить,  что  в  сферу  ОМС  включено  только   медицинское   обслуживание населения.   Возмещение   заработка,   потерянного   за    время    болезни, осуществляется уже и дамках другой  государственной  системы  -  социального страхования и не является предметом ОМС.

Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми   и   территориальными   программами   обязательного   медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации  в  целом  и  в  субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ  от  22.10.2012 г.  № 1074 Базовая  программа  ОМС  граждан  России  содержит  основные  гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая  и стационарная   помощь,   предоставляемая   в   учреждениях   здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при  любых  заболеваниях,  за исключением тех, лечение которых  должно  финансироваться  за  счет  средств федерального бюджета. Значительно  (на   34,6%)   возросли   поступления   на   обязательное медицинское страхование неработающего населения - 24,1 млрд. рублей.  Однако это только 1/3 часть  от  расчетной  потребности,  которая  составляет  76,0 млрд. рублей, ведь неработающее население составляет порядка  60%  от  общей численности населения Российской Федерации. В настоящее  время  государственные  обязательства  по  предоставлению бесплатной медицинской помощи не обеспечиваются  финансовыми  ресурсами. До сих пор не утверждена базовая программа  ОМС,  а  территориальные  программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС