Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2015 в 20:19, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность и основные положения деятельности ФФОМС
Проанализировать бюджет Фонда ОМС за 2010-2013 годы
Сформулировать перспективы развития Фонда ОМС.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФФОМС…………...……5
Сущность, значение и принципы ФОМС………………………………….5
Задачи ФОМС………………………………………………………….........9
Система обязательного медицинского страхования в России…………..11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФФОМС ЗА 2010-2013 ГОДЫ……………16
2.1 Источники формирования бюджета ФОМС…………………………………16
2.2 Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС…………………19
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ…………………………………………...23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………....30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ………….33
Участники системы ОМС.
Основными участниками системы обязательного медицинского страхования помимо граждан являются непосредственно сами страхователи и страховщики. Страхователями в системе ОМС являются физические и юридические лица, заключившие договор страхования со страховщиком. Страхователями для работающего населения выступают предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью и лица свободных профессии; для неработающего - органы исполнительной власти разных уровней.
Страхователями по ОМС, т.е. теми, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают работодатели и местные органы исполнительной власти. Работодатели обязаны платить страховые взносы за работающее население. Тариф страховых взносов устанавливается федеральным законом и в настоящее время составляет 3,6% к фонду оплаты труда.
Страховые взносы в фонды ОМС обязаны платить все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
К ним относят:
- организации, учреждения, предприятия;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйствования;
- граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой;
- граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве;
- лиц творческих профессий.
Освобождаются от уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, объединения, учреждения, созданные для осуществления их уставных целей. Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции (штрафы, пени). Суммы начисленных взносов уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма взносов в размере 3,4% фонда оплаты труда перечисляется на счет территориального фонда ОМС, а 0,2% - на счет федерального ФОМС.
Фонды ОМС - это самостоятельные государственные кредитные учреждения, реализующие государственную политику в области обязательного медицинского страхования. Фонды ОМС предназначены для аккумулирования страховых взносов, обеспечения финансовой стабильности государственной системы ОМС и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. По Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» существует три группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС. Эти субъекты заключают договоры на осуществление ОМС, собирают и аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных страховых операций.
Федеральные фонды ОМС создаются высшим органом законодательной власти и Правительством РФ. Территориальные фонды ОМС создаются соответствующими органами законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.
Вывод: Обязательное медицинское страхование (ОМС) - один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.
В России обязательное медицинское страхование является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации обязательного медицинского страхования, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создаёт специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами обязательного медицинского страхования. Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счёт собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему обязательного медицинского страхования следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, обязательное медицинское страхование представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо отметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни, осуществляется уже в рамках другой государственной системы - социального страхования - и не является предметом ОМС.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ФОМС ЗА 2010-2013 ГОДЫ
2.1 Источники формирования бюджета ФОМС
Финансовые средства ФОМС являются федеральной собственностью, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. Финансовые средства Федерального фонда образуются за счет:
-Части страховых взносов (отчислений) хозяйствующих субъектов и иных организаций на обязательное медицинское страхование в размерах, устанавливаемых федеральным законом.
-Ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования.
-Добровольных взносов юридических и физических лиц.
-Доходов от использования временно свободных финансовых средств.
-Нормированного страхового запаса Федерального фонда.
-Поступлений из иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Временно свободные финансовые средства Федерального фонда в целях защиты их от инфляции размещаются в банковских депозитах и могут использоваться для приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг. Финансовые средства, не израсходованные в истекшем году, изъятию не подлежат и при утверждении ассигнований из федерального бюджета на следующий год не учитываются. Федеральный фонд вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, причем полученные доходы в установленном порядке поступают в распоряжение Федерального фонда, учитываются на балансе и направляются для реализации уставных задач Федерального фонда. Федеральный фонд ежегодно разрабатывает бюджет и отчет о его исполнении, которые по представлению Правительства РФ утверждаются федеральным законом.
Главным источником доходов Федерального фонда ОМС до 2009 года включительно являлись отчисления от единого социального налога (ЕСН). Основная ставка ЕСН, зачисляемая в Федеральный фонд обязательного медицинского образования, по последним данным составляла 1,1 % от доходов граждан. Однако, начиная с 2010 г., структура поступлений в ФОМС изменилась. Таким образом, финансовые средства, которые аккумулирует Федеральный фонд ОМС (доходная часть) включают в себя:
1. Страховые взносы на обязательное медицинское страхование;
2. Недоимки по взносам, налоговым платежам;
3. Начисленные пени и штрафы;
4. Средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами;
5. Доходы от размещения временно свободных средств;
6. Иные источники, предусмотренные законодательством Российской Федерации
Межбюджетные трансферты бюджету ФОМС,
передаваемые из федерального бюджета,
на оказание отдельным категориям граждан
социальной услуги по дополнительной
бесплатной медицинской помощи в части,
предусматривающей обеспечение лекарственными
средствами, изделиями медицинского назначения,
а также специализированными продуктами
лечебного питания для детей-инвалидов: 1.Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету
ФОМС на проведение диспансеризации находящихся
в стационарных учреждениях детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. 2.Средства
федерального бюджета, передаваемые бюджету
Федерального фонда обязательного медицинского
страхования на реализацию мероприятий
в рамках базовой программы обязательного
медицинского страхования. 3.
Из данных, представленных в таблице 1 видно, что в 2012 году по сравнению с 2011 годом доходы бюджета ФФОМС снизились на 36058515,5 тысяч рублей или на 22,2%. Такое снижение доходов объясняется снижением поступлений Налогов на совокупный доход, Налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения, налогов, взимаемых с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, безвозмездных поступлений, средств федерального бюджета, передаваемые ФФОМС в целях предоставления трансфертов бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи и других статей доходов. Увеличение поступлений от налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, в сравнении с показателями, утвержденными в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на период до 2013 года, составит в 2012 году 92 млн. рублей, или 7,8 % к утвержденному показателю, в 2013 году - 109,8 млн. рублей, или 8,1 % к утвержденному показателю. Объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, определяется в соответствии со статьей 63 Федерального закона «О государственной социальной помощи» исходя из численности граждан, не воспользовавшихся правом отказа от получения набора социальных услуг полностью или от получения соответствующей социальной услуги, на основании сведений, содержащихся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
2.2 Анализ структуры и динамики расходов бюджета ФОМС
Если рассматривать расходную часть средств ФОМС, то здесь можно выделить следующие направления:
1. Выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, включая нормированный страховой запас.
2. Расходы на управление Фондом (компьютеризация системы ОМС, мероприятия по переподготовке и повышению квалификации кадров, научные исследования, проведение конференций и совещаний, международное сотрудничество, содержание аппарата Фонда и пр.).
3. Дотации на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС.
4. Оплата диспансеризации работающих граждан и оказания им первичной медико-санитарной помощи.
5. Расходы на мероприятия в области здравоохранения, спорта и физической культуры, туризма.
6. Реализация мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.
7. Субсидии, субвенции и дотации бюджетам территориальных фондов ОМС и т. д. Из представленных в таблице 2 данных видно, что бюджет ФФОМС в 2012 году сократил свои расходы на 22,93%. В том числе за счет таких статей расходов, как: - Общегосударственные вопросы - на 187 866,90 тысяч рублей; - Информатика - на 218157,2 тысяч рублей (Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования); - Органы управления государственных внебюджетных фондов на 218157,2 тысяч рублей; - Межбюджетные трансферты - на -38488088,6 тысяч рублей.
На 2012 год всего по РФ 49 823,3 млн. рублей, в том числе: на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС 41 823,3 млн. рублей; на завершение в первом полугодии 2011 года расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2010 году 8 000 млн. рублей. На 2012 год всего по РФ 85 687,1 млн. рублей.
В структуре расходов ФОМС на 2012 год отсутствуют следующие виды расходов, ранее осуществляемые за счет средств федерального бюджета: -На финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов. -На финансовое обеспечение выполняемого в соответствии с программами государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи государственного задания на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-социальную помощь, дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики, медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики. -На финансовое обеспечение проведения в субъектах РФ пилотного проекта, направленного на повышение качества услуг в сфере здравоохранения с ориентацией на конечный результат с поэтапным переходом на преимущественно одноканальное финансирование. По целевой статье расходов «Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации» наблюдается постоянное неисполнение бюджета ФОМС. Так, в 2010 году исполнение бюджета ФОМС на проведение диспансеризации, находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составило 62 %, по состоянию на 1 июля 2011 года бюджет ФОМС исполнен на 1,2 %. По целевой статье расходов «Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан» запланированы средства в сумме на 2012 год - 4 000 млн. рублей. В 2010 и 2011 годах на данные цели также предусматривались средства в объеме 4 000 млн. рублей на финансовый год, которые выделялись из федерального бюджета своевременно и в полном объеме. Однако исполнение бюджета ФОМС по данному виду расходов в 2010 году составило 57,6 %, в I полугодии 2011 года -17,2 %. Планируется расходы бюджета ФОМС направить на финансовое обеспечение мероприятий по созданию единой информационной системы обязательного медицинского страхования. ФОМС направляет в бюджеты ТФОМС субвенции на финансовое обеспечение оказания социальной услуги по дополнительной бесплатной медицинской помощи в части, предусматривающей обеспечение необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, в соответствии с Федеральным законом «О государственной социальной помощи». Указанные субвенции расходуются ТФОМС на основании государственных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Вывод: Таким образом, анализируя формирование и использование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования, можно наблюдать некоторые недостатки и недочеты. Они заключаются, с одной стороны, в проблемах с определением размеров страховых взносов, и с другой, в выборе приоритетных направлений расходования этих средств. Если выделяются средства на создание хорошего лечебно-профилактического учреждения, потом может образоваться нехватка средств на содержание этого ЛПУ из-за неправильной работы уполномоченных органов власти при принятии решений. При дефиците средств Федеральный фонд ОМС не может в полном объеме реализовать поставленные задачи, и за это приходится расплачиваться другим внебюджетным фондам (территориальным фондам ОМС и Фонду социального страхования) и бюджетам различных уровней, которые, в свою очередь, также не смогут в полном объеме выполнить свои задачи.
Информация о работе Теоретические и практические аспекты формирования и использования бюджета ФОМС