Теоретические и правовые основы потребительского кредитования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Огромное значение приобретают вопросы банковского обслуживания населения, самых широких его слоев. Зарубежный опыт свидетельствует, что банки, которые предоставляют различные услуги населению, совершают с ним широкий круг банковских операций, обычно имеют преимущества перед банками с ограниченным выбором услуг.
Целью данной курсовой работы является исследование теоретических и практических вопросов организации и развития потребительского кредитования в России.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа.Контр вариант.docx

— 60.32 Кб (Скачать файл)

Банки оказывают розничные услуги, ориентируясь как на неопределенный круг клиентов, так и на конкретную группу клиентов. Учет интересов отдельных групп населения предполагает проведение банками сегментации рынка розничных банковских услуг. Рост доходов населения и социальное расслоение формируют дифференцированные требования клиентов к банковским услугам. Так, для клиентов с высоким уровнем дохода большое значение имеют факторы комфортности и престижа. Наряду с этим предложение услуг только высокого качества (с соответствующим ценовым диапазоном) может оказаться невостребованным значительной массой клиентов, которые не испытывают необходимости в таком уровне обслуживания. В связи с этим актуальным является использование зарубежными банками современной системы организации продаж обслуживания, основанной на реализации принципов не только технологичности и оперативности, но и сегментации клиентов.

Сегментирование розничного рынка банковских услуг проводится банками в зависимости от используемой маркетинговой стратегии, имеющихся каналов сбыта и других факторов.

Расширение спектра услуг частным лицам на европейском розничном банковском рынке, в значительной мере, обусловлены развитием банковских технологий, международной конкуренцией банков, в том числе, национальных банков и международных банковских институтов, а также конкуренцией банков и небанковских кредитно-финансовых организаций на национальных (локальных) рынках.

В настоящее время доля банков на европейском рынке составляет менее половины общего объема оказываемых услуг, что связано с усилением проникновения небанковских кредитно-финансовых организаций в традиционно банковскую сферу деятельности. Например, крупные европейские финансовые компании специализируются на выдаче потребительских кредитов и предоставлении услуг на дому, кредитные союзы предлагают частным лицам услуги по привлечению средств в депозиты, выдаче кредитов, проведению платежей, страхованию жизни и имущества  и  т.д.     В     свою очередь,    коммерческие   банки  расширяют нетрадиционные виды деятельности, в частности, страховой бизнес.

В последние годы развивается процесс сертификации банковских услуг на основе международных стандартов. Банки, желающие значительно повысить качество своих услуг и внедрять современные системы управления качеством, проводят сертификацию своих услуг на соответствие  международным стандартам (ISO). По оценкам специалистов, такая сертификация позволила проводившим ее банкам существенно повысить степень удовлетворенности клиентов качеством обслуживания.

Усиление внимания  как европейских, так и российских  банков к качественным аспектам своей деятельности на рынке розничных банковских услуг связано с тем, что на достаточно развитом рынке розничных банковских услуг именно от качества предоставляемых услуг зависят конкурентные рыночные позиции банков.

Основным содержанием нового этапа в развитии банковской сферы должно стать повышение качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских услуг, использование инноваций  в сфере обслуживания, а  также  совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и устойчивости бизнеса кредитных организаций.

Процесс интенсивной технологической модернизации банковской деятельности, связанный с внедрением в кредитных организациях банковских автоматизированных систем и технологий дистанционного банковского обслуживания,  позволяет существенно расширить клиентскую базу кредитных организаций и предложение банковских услуг, а также повысить качество обслуживания клиентов.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности организации потребительского кредитования в коммерческом банке в современных условиях

2.1 Особенности организации выдачи  потребительских  кредитов в коммерческом банке

Процедуры предоставления кредитов физическим лицам каждым коммерческим банком разрабатываются самостоятельно и различаются между собой порядком установления предельных сроков, сумм и размеров кредита. Условия выдачи кредитов утверждаются управлением коммерческого банка и подвержены частым изменениям, особенно в части процентных ставок, размер которых зачастую увязывается со ставкой рефинансирования. Стадии кредитного процесса аналогичны предоставлению кредитов юридическим лицам с некоторыми особенностями. При выдаче кредитов необходимо соблюдение принципов их целевой направленности, материальной обеспеченности, срочности, платности и возвратности. Банк осуществляет выдачу кредитов за счет собственных средств, мобилизованных ресурсов юридических и физических лиц, за исключением зарезервированных в фонде обязательных резервов, за счет средств, приобретенных на рынке кредитных ресурсов.

Сегодня почти все банки, выдающие займы физическим лицам, предлагают потенциальным клиентам обширный выбор программ кредитования. В настоящее время есть возможность выбрать не только конкретную торговую компанию и марку товара, но также процедуру, сумму и срок кредитования. Российский потребитель выбирает банк, который оперативно оценивает косвенные доходы заемщика, предъявляет минимальные требования при максимально коротких сроках оценки кредитоспособности, имеет широкую филиальную сеть для погашения кредита в удобное для клиента время.

На потребительском кредитовании специализируются многие банки России, тем более, что это относительно новая ниша рынка кредитования, рынок потребительского кредитования страны далек от насыщения и в перспективе доля товаров, приобретаемых в кредит, будет значительно выше, чем на сегодняшний день.

2.2 Методы  оценки кредитоспособности заемщика - физического лица и определения качества ссуды.

Оценка кредитоспособности предполагает прежде всего использование показателей, характеризующих деятельность заемщика с точки зрения возможности погашения ссудной задолженности.

При анализе кредитоспособности используются различные источники информации:

-    материала, полученного непосредственно от клиента;

-    материала о клиенте, имеющемся в архиве банка;

-    сведения, сообщенные теми, кто имел деловые контакты с клиентом (его поставщиками, кредиторами, покупателями его продукции, банками и т.д.);

-    учетные и другие материалы частных и государственных учреждений и агентов (отчеты о кредитоспособности, справочники по инвестициям и т.д.). Не последнюю роль могут играть фирмы собирающие информацию о заемщиках и о том, как они раньше погашали свои долги, т.е. кредитные истории.

Существует множество различных методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения долга банку.

Среди разнообразных методик обращает на себя внимание подход к этому вопросу Центрального банка РФ.

Определяя надежность коммерческих банков, ЦБ РФ применяет систему оценки их финансового состояния, базируясь на:

-    расчете обязательных нормативов;

-    анализе общей финансовой отчетности, критериев проблемности коммерческих банков и системы показателей их деятельности.

Эти системы оценки используются комплексно. Информационной базой для анализа служат данные балансов банков, отчетов о прибылях и убытках (форма № 2), оборотные ведомости по балансовым счетам, общая финансовая отчетность, данные о выполнении установленных экономических нормативов, расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности, другие формы отчетности и другая имеющаяся информация о деятельности банка.

Категория качества присваивается кредиту на основании двух критериев: финансового состояния заемщика и качества обслуживания им долга (своевременность выплат по основному долгу, процентам, наличие переоформлений условий договора и т. д.).

Классификация банковских кредитов по категориям качества помогает финансовому учреждению создавать резервы на возможные потери по ссудам, которые они обязаны формировать в соответствии с порядком, установленным положением Банка России от 26 марта 2004 года № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».

Категория качества ссуды показывает банку степень кредитного риска по выданному займу, определяет процент вероятности финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств по ссуде.

Согласно положению № 254-П, классификация выданных банком кредитов (за исключением ссуд, сгруппированных в портфель однородных) осуществляется по пяти категориям качества:

I (высшая) категория (стандартные ссуды) - отсутствие кредитного риска (вероятность финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком обязательств по ссуде равна нулю);

II категория (нестандартные ссуды) - умеренный кредитный риск (вероятность финансовых потерь обусловливает обесценение займа в размере от 1% до 20%);

III категория (сомнительные ссуды) - значительный кредитный риск (обесценение в размере от 21% до 50%);

IV категория (проблемные ссуды) - высокий кредитный риск (обесценение от 51% до 100%);

V (низшая) категория (безнадежные ссуды) - отсутствует вероятность возврата кредита в силу неспособности или отказа заемщика выполнять обязательства по ссуде, что обусловливает полное (в размере 100%) ее обесценение.

Ссуды, отнесенные ко II - V категориям качества, являются обесцененными.

2.3. Способы организации  оценки риска, формирование резервов  на возможные потери по потребительским  кредитам, порядок погашения кредитов  и способы уплаты процентов. 
При предоставлении банком потребительского кредита может использоваться модель бальной оценки кредита. В этом случае потенциальному заемщику предлагается заполнить специальные стандартные анкеты. Баллы начисляются в зависимости от возраста, пола, семейного положения, месячного дохода, оседлости, занятости в конкретной отрасли и срока работы на определенном месте, наличия сберегательного счета в банке, недвижимости, страхового полиса ит.д. Для принятия положительного решения необходимо, чтобы итоговая сумма баллов превысила определенный уровень.

Упрощенная модель бальной оценки заемщика потребительского кредита, основана на девяти факторах:

1 Возраст заемщика: 0,01 балла за  каждый год сверх 20-ти лет при  максимуме 0,3 балла.

2 Пол: 0,4 балла - женский; 0 - мужской.

3 Оседлость: 0,042 балла за каждый  год, прожитый в данной местности, при максимуме 0,42 балла.

4 Занятость: 0,55 балла за профессию  с низким уровнем риска для  жизни; 0 - с высоким риском, 0,16 балла - за все остальные профессии.

5 Отрасль: 0,21 балла для работников  коммунальных служб, государственных  и банковских служащих, 0 - для  всех остальных.

6 Стабильность занятости: 0,059 балла  за каждый год на данном  месте работы при максимуме 0,59 балла.

7 Наличие сберегательного счета  в банке: 0,35 балла.

8 Наличие недвижимости: 0,35 балла.

9 Страхование жизни: 0,19 балла.

Критической в данной модели является сумма в 1,25, т.е. если итоговый балл клиента ниже указанного уровня, ему кредит предоставлен не будет.

Основными методами снижения кредитного риска являются:

1 Оценка кредитоспособности заемщика, основанная на бальной оценке. Этот метод предполагает разработку  специальных шкал для определения  рейтинга клиента.

2 Лимитирование ссудных операций, при котором обычно применяются следующие группы лимитов:

- лимиты на заемщиков, контрагентов  и эмитентов приобретаемых банком ценных бумаг;

- страновые и отраслевые лимиты;

- лимиты полномочий должностных  лиц и органов банка по принятию  решений о предоставлении ссуд;

- лимиты на объем и структуру  ссудного портфеля.

Лимиты полномочий должностных лиц особенно актуальны для крупных банков, имеющих разветвленную сеть филиалов. Желательно, чтобы система таких лимитов предусматривала для каждого должностного лица, имеющего полномочия на принятие решений по выдаче ссуд, два лимита: это, во-первых, лимит на объем ссуд, выдаваемых по решению этого лица одному заемщику (или группе взаимосвязанных заемщиков); и во-вторых, это лимит на общий объем ссуд, выдаваемых по решению данного должностного лица. Такая система лимитов (разумеется, в сочетании с эффективной системой контроля за их исполнением) позволяет повысить ответственность должностных лиц за принимаемые ими решения и способствует диверсификации ссудного портфеля.

1 Применение политики диверсификации  кредитного портфеля, предусматривающая  разнообразие заемщиков банка, ссуд  и других кредитных операций.

2 Страхование кредитов, т.е. полная  передача риска его невозврата организации, занимающейся страхованием.

3 Формирование резервного фонда  на возможные потери по ссудам.

4 Привлечение достаточного обеспечения  ссуд, что практически полностью  гарантирует банку возврат выданной  суммы и получение процентов.

5 Выдача крупных кредитов на  консорциальной основе.

6 Другие способы.

Резервы на возможные потери по ссудам формируются кредитной организацией на случай возможного обесценения ссуды из-за неисполнения или ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств. С помощью формирования резерва банком закладывается риск невозврата. Резерв обеспечивает кредитной организации более стабильные условия финансовой деятельности и позволяет избегать колебаний величины прибыли, связанной со списанием потерь по ссудам. Резервы формируются из отчислений, которые банк относит на расходы. В бухгалтерском учете создание резервов отражается как расходы банка. Размер резервов зависит от качества ссуд, которые делятся на пять категорий в соответствии с нормативными актами ЦБ РФ. На ссуды первой категории качества банк создает 0% резервов, второй — до 20% от суммы основного долга, третьей — от 21% до 50%, четвертой — от 51% до 100%, пятой (безнадежные ссуды) — все 100%. Банк классифицирует ссуды и относит их в ту или иную категорию качества, исходя из оценки риска. 
Погашение кредита осуществляется в сроки, предусмотренные кредитным договором. Проценты начисляются со дня возникновения задолженности по кредиту и взимаются ежемесячно в сроки и в размерах, предусмотренных кредитным договором.  Банк может разрешить заемщику оплачивать платежи по основному долгу неровным частями. В этом случае к кредитному договору составляется график погашения кредита, который подписывается заемщиком и согласовывается с банком. График является неотъемлемой частью кредитного договора.  
Заемщик может производить досрочное погашение всей задолженности по кредиту или внесения отдельных платежей в погашение задолженности по кредиту заранее, предупредив об этом банк через две недели.  
Погашение задолженности по кредитам и выплата процентов по ним может производиться заемщиками через учреждения банка наличными, переводами через предприятия связи либо перечислением с вкладных счетов, а также путем удержания средств из заработной платы, пенсии и перечисление их в погашение долга на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы или органа, Что назначил пенсию. Но потенциальный заемщик должен знать, а кредитный работник - объяснить, что срок внесения очередного платежа исчисляется со дня поступления последнего в кассу учреждения коммерческого банка, который предоставил кредит, или на его счет.  
В случае нарушения сроков платежей по кредиту или процентов и возникновения просроченной задолженности учреждение коммерческого банка применяет к заемщику санкции, обусловленные кредитным договором: начисление пени, прекращение кредитных отношений, предъявление всей задолженности к досрочному взысканию и др. На время возникновения просроченной задолженности банк начисляет пеню, размер которой определяется кредитным договором, но не выше установленного НБУ. Взыскание просроченного долга по кредиту, начисленными процентами и пени с физических лиц осуществляется на основании нотариальных надписей и исполнительных документов.  
В случае просрочки заемщиком платежа за начисленными процентами кредитный комитет учреждения коммерческого банка может признать эту задолженность сомнительной. Решение кредитного комитета о признании задолженности сомнительной оформляется протоколом.  
Банк приостанавливает начисление процентов за просроченными кредитами в соответствии с действующим законодательством в случае:  
- Решение суда о принудительном взыскании;  
- Совершение нотариального надписи о принудительном взыскании всей суммы долга.

Информация о работе Теоретические и правовые основы потребительского кредитования в РФ