Теоретические основы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать общее представление о финансовом контроле.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Введение

Коренные перемены в социально-экономическом  строе России и в методах управления экономикой сделали неизбежным радикальное  преобразование одного из важнейших  рычагов финансово-хозяйственного управления – финансового контроля.

Ликвидация административно-командной  системы управления экономикой с  всесторонней регламентацией хозяйственной  деятельности серьезно поколебала основы сложившейся ранее системы финансового  контроля, который престал отвечать потребностям общества, его социально-экономическом  реалиям. Это не замедлило проявиться на практике, вызвало ряд негативных последствий.

Как свидетельствует мировой  опыт, цивилизованное экономическое  развитие возможно только при соблюдении установленных государством законов  и норм и защите интересов граждан. Соблюдение экономическими субъектами действующего законодательства, эффективное  распоряжение управляющими вверенной  им собственностью необходимо контролировать. Именно поэтому в развитых странах  уделяется такое внимание вопросам организации финансового контроля всех сторон экономической жизни  и особенно сферы государственных  финансов.

Для России в высшей степени  актуальна организация эффективной  и всеобъемлющей системы финансового  контроля. Существовавшая ранее в  стране система финансового контроля была ориентирована на экономику, в  которой основная роль принадлежала государственной собственности, управляемой  административно-командными методами. Экономические преобразования вызвали  необходимость построения принципиально  новой системы финансового контроля – целостной, действующей на единых принципах, охватывающей все стороны  экономической жизни.

Актуальность темы финансовый контроль, вызванная объективными причинами  социально-экономического и политического  положения в стране, обеспечила определенный интерес ученых-экономистов. Поэтому  можно сказать, что данная тема широко освещена в учебной литературе. Современное  состояние финансового контроля в России, его развитие и изменения  в сфере финансового контроля в достаточной мере отражаются в  периодических изданиях.

Цель данной работы –  дать общее представление о финансовом контроле.

В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие  задачи работы:

  • отразить теоретические аспекты финансового контроля;
  • дать общую характеристику финансовому контролю в России.

Объектом изучения  работы является финансовый контроль. 

Предмет изучения – сущность финансового контроля, его организация  и функционирование.

 

 

 

 

1. Теоретические основы финансового контроля

1.1 Понятие финансового контроля  и его значение

Нарушения и злоупотребления  в финансовой, бюджетной сфере  не имеют ни хронологической привязки, ни национальных корней. Во-первых, потребности  любого государства, как правило, превышают  его финансовые возможности, и у  чиновников нередко возникает соблазн  быстро, в обход парламента и закона, перераспределить средства в пользу «неотложных» нужд. Во-вторых, в любом  обществе в той или иной степени  проявляются как политические, так  и коммерческие интересы различных  компаний, кланов, групп, что приводит к лоббированию этих интересов в  сфере экономики, приобретению различных  преференций и льгот. Вот почему с тех пор как человечество стало осознавать себя организованным сообществом и до наших дней для  любой страны остается актуальной задача создания и совершенствования системы  гласного, всеобъемлющего контроля за состоянием финансовой системы.

История новейшего времени убедительно  показывает, что либерализация экономики, развитие рыночных отношений отнюдь не отменяют для государства необходимости  строго контролировать движение денежных ресурсов. Прозрачность финансов –  один из существенных признаков реальной демократии. Это особенно важно для  стран с ослабленной экономикой и связанной с этим острой нехваткой  средств. Здесь проблемы, как правило, усугубляются снижением доверия  населения к государству, что  вызывает болезненную «утечку капиталов» в другие страны, нередко – с  нарушением финансового и валютного  законодательства. Наконец, контролировать бюджетный процесс в этих странах (а к ним приходится отнести  и Россию) важно и для того, чтобы добиваться исполнения финансовых обязательств государства в социальной сфере.

Таким образом, в условиях многоукладной экономики, многообразия форм собственности, образования фондового  рынка и рынка капиталов возникла потребность в налаживании жесткой  системы финансового контроля как  неотъемлемой части управления общественными  процессами.

Финансовый контроль —  это совокупность мероприятий по проверке финансовых и связанных  с ними вопросов деятельности экономических  субъектов с применением определенных форм и методов их организации.

Функциональное назначение контроля заключается, прежде всего, в  успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики  и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля —  объективно изучить фактическое  положение дел на проверяемом  объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно  влияющие на исполнение управленческих решений. Особое место финансового  контроля в общей системе контроля как одного из элементов системы  управления обусловлено, во-первых, его  спецификой, выражающейся в контрольной  функции самих финансов, во-вторых, ролью финансовых отношений в  рыночной экономике. Поскольку финансы  пронизывают все общественное производство, все уровни хозяйствования, они являются универсальным орудием контроля.

В рыночной экономике финансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности, когда на практике происходит естественное органическое взаимодействие материальных и финансовых отношений в рамках единого товарно-денежного  комплекса государства.

Финансовый контроль имеет  определенную сферу применения и  целевую направленность деятельности.

Основным назначением  государственного финансового контроля является целевое и эффективное  использование финансовых ресурсов государства, эффективное использование  государственной собственности.

Правильное понимание  сущности и значения финансового  контроля важно в силу многих причин. Финансы успешно функционируют  только в том случае, когда они  хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач  развития экономики и повышения  жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового  контроля. Особую значимость он приобретает  в рыночной экономике, когда проявляются  неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования  всего инструментария финансового  контроля.

Для демократического общества с рыночной организацией экономики  естественна потребность контроля финансово-экономической деятельности субъектов хозяйствования и управления. У различных общественных групп  эти потребности различны и по объему и по содержанию.

Как правило, интересы, потребности  и возможности заказчиков финансового  контроля и потребителей его информации (что часто не одно и то же) во многом не совпадают. В условиях рыночной экономики  государство имеет право лишь проверять, насколько полно хозяйствующие  субъекты, юридические и физические лица выполняют свои предусмотренные  законом обязательства, прежде всего  в налоговой сфере. Оно не имеет  права (да и возможности) контролировать и вмешиваться в финансово-хозяйственную  деятельность частных предприятий. Поэтому в отношении частных  предприятий государство проводит самостоятельно и за свои средства лишь контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов, а контроль их финансово-хозяйственной деятельности организуют за свои средства владельцы или собственники этих предприятий.

Практически во всех случаях, когда государство привлекает к  удовлетворению общественных нужд коммерческие структуры и передает им финансовые средства или государственное имущество  для такой деятельности либо использует банки и другие финансово-кредитные  учреждения для обслуживания государственных  средств, оно посредством финансового  контроля следит за целевым, рациональным и эффективным использованием переданных средств, следит за тем, чтобы эти  средства были использованы по назначению и общество, доверившее государству  управление этими средствами, не понесло  ущерба.

Таким образом, в условиях демократического общества, экономика  которого базируется на равноправии  различных форм собственности и  рыночных методах хозяйствования, организация  финансового контроля не является привилегией  государства, хотя его потребности  в проведении финансового контроля остаются значительными.

Необходимость проведения финансового  контроля при рыночной экономике  определяется прежде всего потребностями  рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При  этом управляющие хозяйствующих  субъектов, которым владельцы или  собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение финансового контроля, в  какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы  лица, доверившие им управление (или  возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью. Аналогичная ситуация характерна и для государственного сектора, где руководители, которым  общество доверило распоряжаться государственной  собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью  повышения эффективности своей  деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным государственным имуществом и финансовыми средствами с максимальной пользой для общества.

1.2 Классификация видов финансового  контроля

Существует несколько  классификаций видов финансового  контроля по различным признакам.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают государственный, внутрихозяйственный  и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Государственный финансовый контроль реализуется через общегосударственный  и ведомственный. Общегосударственный  финансовый контроль осуществляют органы государственной власти и управления. Он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной  подчиненности. Ведомственный финансовый контроль производят контрольно-ревизионные  отделы министерств, концернов, соответствующие  управления местных органов власти и др. Его объектом является производственная и финансовая деятельность подведомственных предприятий, учреждений.

Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется экономическими службами предприятий, организаций  и учреждений (бухгалтерии, финансовые отделы и т.д.). Объектом здесь выступает  производственная и финансовая деятельность самого предприятия, а также его  структурных подразделений.

Независимый финансовый контроль осуществляют специальные аудиторские  фирмы и службы. Контрольные и  консультационные услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на платной основе. Аудиторские фирмы являются независимыми организациями, призванными способствовать повышению качества контроля, его объективности.

Иногда такого рода классификацию  представляют в виде деления на государственный  контроль, аудит и общественный контроль. Поясним понятие общественного  контроля. Общественный контроль реализуется  без посредства специальных государственных  органов через общественные институты  и на основе законов, обязывающих  власть предоставлять информацию обществу.

По формам проведения финансовый контроль делится на предварительный, текущий  и последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов  договорных соглашений, учредительных  документов и т.д.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств, соответствие отпуска средств выполнению планов расходов, использованию ранее выданных ресурсов.

Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного  периода и финансового года в  целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий  и организаций, смет расходов бюджетных  учреждений.

1.3 Формы и методы проведения  финансового контроля

Под формой финансового контроля понимают конкретное выражение и  организацию контрольных действий.

По характеру материала, на основе которого проводится, контроль подразделяется на документальный (формальный) и фактический.

Источниками информации для  документального (формального) контроля служат первичные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская, статистическая и оперативно-техническая  отчетность, нормативная, проектно-конструкторская, технологическая и другая документация.

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля