Теоретические основы финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 20:32, реферат

Описание работы

Цель данной работы – дать общее представление о финансовом контроле.
В соответствии с поставленной целью можно выделить следующие задачи работы:
отразить теоретические аспекты финансового контроля;
дать общую характеристику финансовому контролю в России.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния  проверяемых объектов по данным их осмотра (пересчета, взвешивания, лабораторного  анализа и т.п.), а поэтому он не может быть всеобъемлющим из-за непрерывности хозяйственных ситуаций. Полноценность и неопровержимая доказательность первичных документов и учетных записей при необходимости  устанавливаются с помощью специальных  приемов фактического контроля. Поэтому  оба вида контроля существуют не изолированно, а дополняют друг друга.

Для осуществления контроля могут использоваться различные  методы, к числу которых относятся:

а) проверки, которые подразделяются на документальные и камеральные. Документальные проверки проводятся непосредственно  на предприятии или в организации. При этом изучаются сметы расходов, бухгалтерская и статистическая отчетность, расчеты с бюджетом по налогам и другим обязательным платежам, иные финансовые документы. Особенностью камеральных проверок является то, что они не связаны с посещением проверяемых организаций. Такие проверки проводятся по месту нахождения контрольного органа на основе документов, предоставленных предприятиями и организациями, а также иных сведений, имеющихся в его распоряжении;

б) обследование - основано на личном ознакомлении проверяющего с отдельными сторонами деятельности предприятий и организаций по месту их нахождения. При этом могут не только изучаться финансовые документы, но и проводиться наблюдение, опрос сотрудников, контрольные замеры, обследование помещений, используемых для осуществления хозяйственной деятельности, и др.;

в) экономический анализ – анализ финансового состояния, предполагает оценку результатов финансовой деятельности хозяйствующего субъекта, эффективности использования его  капитала. Особое значение экономический  анализ приобретает при осуществлении  контроля в бюджетной системе.

г) ревизия - это наиболее распространенный метод контроля. Ревизия – это комплекс взаимосвязанных проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций. Проверкой может быть также охвачена работа финансовых органов. Ревизии проводятся в органах государственной власти и их отдельных структурных подразделениях; во внебюджетных фондах; на предприятиях и в организациях с государственным участием; в организациях всех форм собственности, получающих бюджетное финансирование, и др. Они служат основой для принятия управленческих решений, способствуют профилактике нарушений в бюджетной сфере.

В зависимости от того, насколько  широко ревизии охватывают деятельность проверяемого объекта, можно выделить следующие их виды:

  • комплексные ревизии – это наиболее распространенный вид проверок. Он охватывает все стороны деятельности ревизуемой организации: финансовые и хозяйственные операции, организацию производства, эффективность использования ресурсов, расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, состояние бухгалтерского учета и др.;
  • тематическая ревизия - при которой проверке подлежит лишь определенный участок деятельности организации. Такая ревизия не дает полного представления о работе объекта, но позволяет провести углубленный анализ по какой-либо одной проблеме.

Все нарушения, которые были выявлены в процессе проверки, отражаются в акте ревизии. Акт является официальным  документом, на основе которого делаются выводы о деятельности организации  и принимаются последующие управленческие решения. Ответственность за точность его составления несет ревизор. В акте ревизии должно содержаться  описание фактов нарушений, указано  время их совершения, стоимостная  оценка, а также виновные лица. Нельзя отражать в акте личные выводы и  предположения ревизора. Ревизоры также  не имеют права вмешиваться в  управление проверяемой организацией, налагать штрафы и дисциплинарные взыскания.

После ознакомления с актом  ревизии руководитель контрольного органа выносит решение по устранению выявленных недостатков. Материалы  проверок могут быть также направлены в вышестоящие инстанции, а при  наличии серьезных нарушений  – в следственные органы.

В целом, можно отметить, что системы финансового контроля в разных странах имеют отличия, обусловленные их финансово-промышленными  развитием, степенью централизации  управления экономикой и социальной сферой, историческими и законодательными особенностями.

 

2. Финансовый контроль в России

2.1 Государственный финансовый  контроль

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции  РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном  кодексах РФ, федеральных законах, законодательных  актах субъектов Федерации и  органов местного самоуправления.

Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми  ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного  продукта задачам финансовой политики государства.

Важнейшая обязанность государственного финансового контроля состоит в  обеспечении органов государственной  власти и обществ всеобъемлющей  и достоверной информацией о  формировании и использовании государственных  средств.

Объектами государственного финансового контроля являются денежные отношения, возникающие в связи  с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства (и его  организаций) и использованием этих средств на удовлетворение нужд государства  и всего общества.

Государственному финансовому  контролю подлежат:

  • органы государственной власти (в том числе их аппараты);
  • государственные предприятия и учреждения, а также предприятия, учреждения и организации с участием государства;
  • предприятия, организации, учреждения, финансируемые за счет бюджетных средств или получающие государственные субсидии;
  • государственные бюджетные и внебюджетные фонды;
  • органы местного самоуправления, предприятия и организации вне зависимости от видов и форм собственности, а также физические лица, если они получают, перечисляют, используют государственные средства или управляют ими, имеют предоставленные законодательством или органами государственной власти налоговые, таможенные или иные льготы и преимущества;
  • общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации в части, связанной с получением, перечислением, использованием государственных средств или управлением ими, а также в части предоставленных законодательством или органами государственной власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ;
  • предпринимательские структуры и физические лица в части уплаты налогов и осуществления деятельности, регулируемой государством.

Государственный финансовый контроль осуществляется уполномоченными  государственными органами в пределах их компетенции в любой сфере  экономики и управления, а также  ведомственного финансового контроля, проводимого министерствами и ведомствами  в отношении подведомственных предприятий  и организаций. Система органов  государственного финансового контроля представляет собой элемент общей  структуры контрольных органов  государства и вместе с тем  выступает как важнейшая часть  того финансового механизма, с помощью  которого государство реализует  свою финансовую политику.

Государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой  Федерального Собрания, Главным контрольным  управлением (КРУ) и Минфин РФ, Федеральной таможенной службой, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, Федеральной службой по финансовым рынкам. Ведомственный контроль выполняется контрольно-ревизионными службами министерств и ведомств.

Конкретные задачи органов  государственного финансового контроля и сферы компетенции устанавливаются  при их создании соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.

По сфере компетенции  можно выделить следующие виды государственного финансового контроля.

Общегосударственный финансовый контроль направлен на все хозяйствующие  субъекты независимо от формы собственности  или ведомственной подчиненности. Он осуществляется органами государственной  власти и государственного управления общей компетенции (например, прокуратурой), а также специальными контрольными органами, основной функцией которых  является государственный финансовый контроль (например, налоговыми органами). Объектом этого контроля является прежде всего соблюдение финансового законодательства и финансовых интересов государства.

Особое место в этом виде контроля занимает налоговый контроль, эффективная организация которого во многом определяет полноту поступления финансовых ресурсов в распоряжение государства и, следовательно, возможность государства исполнять свои функции.

Важное значение имеет  таможенный контроль. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности  налоговых органов по взиманию налогов  и сборов при пересечении товарами таможенной границы.

Соблюдение валютного  законодательства при валютных операциях обеспечивает валютный контроль.

Бюджетно-финансовый контроль проводится в бюджетно-финансовой сфере. Предметом контроля являются процессы формирования и использования финансовых ресурсов государства.

Контроль этих процессов  включает контроль законности и эффективности  использования государственных (прежде всего бюджетных) средств; контроль исполнения бюджетов всех уровней власти и бюджетов государственных внебюджетных фондов; контроль денежного обращения, использования кредитных ресурсов, состояния государственного внутреннего  и внешнего долга и государственных  резервов; контроль предоставления финансовых и налоговых льгот и преимуществ, сохранности и использования  государственного имущества, закрепленного  за государственными органами, предприятиями  и учреждениями, и иного имущества, находящегося в собственности государства.

Основными задачами бюджетно-финансового  контроля является контроль за:

  • поступлением средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • законностью, рациональностью и эффективностью использования средств бюджета и внебюджетных фондов органами государственной власти и организациями;
  • своевременностью исполнения доходных и расходных статей бюджета и внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;
  • эффективностью использования государственной собственности, ее приватизацией или национализацией;
  • обоснованностью предоставления и законностью использования льгот по налогообложению, государственных дотаций и иных финансовых преференций;
  • а также пресечение расточительства, финансовых злоупотреблений, неэффективного использования государственных средств посредством обращения внимания законодательных органов на недоработки действующего законодательства или в предлагаемых к утверждению законопроектах.

Решение задач бюджетно-финансового  контроля требует не только контрольно-ревизионной, но и экспертно-аналитической и  информационной деятельности. Это обычно предусматривает: проведение оперативного контроля за надлежащим исполнением  бюджета; анализ и исследование нарушений  и отклонений при формировании доходов  и расходовании средств бюджета, их причин и последствий, подготовку и внесение в представительные и  исполнительные органы власти предложений  по их устранению, а также по совершенствованию  бюджетного процесса в целом.

Органы государственного финансового контроля можно также  классифицировать и по другим признакам, а именно:

  • по характеру функций и объему компетенции — общефункциональные; специализированные общей компетенции; специализированные ограниченной компетенции; внутриведомственные;
  • по принадлежности к ветвям власти — контрольные органы исполнительной власти; органы парламентского контроля или независимые органы финансового контроля;
  • по вертикальному уровню власти — федеральные; субъектов Федерации; местных органов власти;
  • по способу формирования — избираемые или утверждаемые коллегиально путем голосования; назначаемые в административном порядке.

В целом в настоящее  время признается, что государственный  финансовый контроль недостаточно действенен, его эффективность крайне низкая. Бюджетные средства часто используются не по назначению, а иногда вообще теряются, наблюдается коррупция, финансовые результаты корпораций и организаций  в большей части скрыты, огромны  неплатежи, продолжается отток капитала за рубеж, имеются и другие недостатки. Деятельность государственных контрольных  финансовых органов разобщена, часто  дублируется.

2.2 Аудиторский и внутрихозяйственный  финансовый контроль

Помимо государственного в странах с рыночной экономикой широко используется такая форма  финансового контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой деятельностью организаций  и учреждений, как аудиторский  финансовый контроль.

Назначение аудиторского финансового контроля – удовлетворение потребностей заказчиков аудиторской  проверки в объективной информации о финансовом состоянии субъекта проверки с целью оценки его финансового  положения. Деятельность аудиторов  может быть также направлена на предотвращение финансовых нарушений и неудач в  организациях, заказавших аудиторское  обслуживание.

Информация о работе Теоретические основы финансового контроля