Теория формирования структуры капитала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 11:53, контрольная работа

Описание работы

На современном этапе под термином структура капитала понимается соотношение элементов капитала, формируемого предприятием - собственного и заемного. Различают капитализированную структуру (соотношение собственного и долгосрочного заемного капитала) и финансовую структуру (соотношение собственного и всего заемного капитала - долгосрочного и краткосрочного).

Содержание работы

Теория формирования структуры капитала. 3 - 7
Сущность финансовой политики управления текущими издержками 8 - 24 предприятия. Классификация затрат.
Взаимосвязь финансовой политики предприятия с финансовой 25 - 28
политикой государства.
Задача 27. 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

контрольная долгосрочная и краткосрочная фин. политика.docx

— 71.35 Кб (Скачать файл)
  1. Релевантные затраты (relevant costs) — это значимые затраты будущего периода, которые меняются в результате принятия решения.
  2. Нерелевантные затраты (irrelevant costs) - если они являются незначимыми, т.е. не влияют на принимаемое решение.

Существуют предотвратимые и невозвратные затраты:

Предотвратимые  затраты (avoidable costs) — это затраты, которые еще не были осуществлены или которые могут быть аннулированы без потерь. При принятии управленческого решения учитывают только предотвратимые затраты (например, затраты на рекламную компанию предприятие может их осуществлять либо не осуществлять в зависимости от того, какое решение оно примет).

Невозвратные  затраты (sunk costs) — это затраты прошлого периода, которые возникли в результате ранее принятого решения и их невозможно изменить в будущем. (Затраты на аренду (в соответствии с договором аренды) того помещения, в котором размещен отдел рекламы). Их предприятие должно осуществить в любом случае и при любом варианте выбранной им рекламной политики.

Поскольку принятие управленческих решений касается будущей деятельности предприятия, изменить что-нибудь в  прошлом уже нет возможности. Поэтому прошлые (невозвратные) затраты следует исключить при принятии решения. Невозвратные затраты часто возникают при оценке инвестиционных проектов. Решение о принятии (отказе от принятия) инвестиционного проекта необходимо принимать без учета невозвратных затрат, поскольку они представляют собой произошедший в прошлом необратимый отток капитала. Только в том случае, когда невозвратные затраты - единственная основа определения будущих затрат по инвестиционному проекту, их следует брать в расчет.

Следует различать нерелевантные  и невозвратные затраты. Не все нерелевантные  затраты являются невозвратными.

Затраты любого предприятия  можно разделить на явные и неявные (альтернативные издержки ). Сумма всех явных затрат — себестоимость продукции, а разница между рыночной ценой и себестоимостью — прибыль. Чтобы получать бухгалтерскую прибыль, предприятию достаточно добиться превышения доходов над явными издержками. Однако положительная бухгалтерская прибыль не всегда свидетельствует о благополучии предприятия.

Иногда для принятия управленческих решений необходимо в суммарные  издержки включать затраты, которые  денежных расходов не требуют. Такие  затраты называют неявными (альтернативными, или вмененными). Альтернативные затраты (opportunity costs) — это доход, который могло бы получить предприятие, если бы предпочло иной вариант использования ресурсов. Альтернативные затраты возникают лишь в случае ограниченности ресурсов.

В странах с развитой рыночной экономикой, в основу современных систем управления затратами положено деление затрат на переменные и постоянные. Современные системы управления базируются на анализе зависимости между изменениями объема производства, выручки от реализаций продукции, затрат и чистой прибыли. Такой анализ получил название операционного (от англ. CVP — Cost — Volume — Profit, или затраты — объем — прибыль). CVP-анализ — основной инструмент оперативного финансового планирования внутри предприятия, он позволяет отслеживать зависимость финансовых результатов деятельности предприятия от затрат, объемов производства и цены.

СVP-анализ позволяет:

  1. Определить объем прибыли для заданного объема продаж.
  2. Спланировать объем реализации продукции, который обеспечит желаемое значение прибыли.
  3. Определить объем продаж для безубыточной работы предприятия.
  4. Установить запас финансовой прочности предприятия в его текущем состоянии.
  5. Оценить, как повлияют на прибыль изменения в цене реализации, переменных затратах, постоянных затратах и объеме производства.
  6. Установить, до какой степени можно увеличивать/снижать силу операционного рычага, маневрируя переменными и постоянными затратами, и изменять тем самым уровень операционного риска предприятия.
  7. Определить, как повлияют изменения в ассортименте реализованной продукции (работ, услуг) на потенциальную прибыль, безубыточность и объем целевой выручки.

Классическая модель СVP-анализа достаточно упрощенная. Операционный анализ — не только теоретический метод, но и инструмент, которым предприятия широко пользуются на практике для принятия управленческих решений.

Ключевыми элементами операционного  анализа являются:

1)  порог рентабельности;

2)  операционный рычаг;

3)  запас финансовой  прочности.

Порог рентабельности. CVP-анализ позволяет определить выручку, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не получает прибыли. Такой объем выручки называют критической точкой. Для ее нахождения можно использовать три метода: графический, метод формул и маржинальной прибыли.

На рисунке 1 точка, в которой линия выручки от реализации пересекает линию совокупных затрат (К), является критической точкой, в которой суммарный объем выручки равен суммарным затратам (точка равновесия). Сама точка равновесия имеет небольшое практическое значение, так как внимание обычно обращено на зону получения прибыли. Область, лежащая ниже критической точки, — это область убытков. Область, находящаяся выше, представляет собой область прибыли. Таким образом, критическая точка — это точка, начиная с которой предприятие начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности или порогом рентабельности.

            Стоимостная оценка, тыс. руб.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Зависимость затрат, объема и прибыли:

1 – постоянные расходы;  2 – полная себестоимость; 3 –  выручка от реализации.

С помощью формулы 1 определяется точка равновесия.

Если выручка (В) при объеме X равна В = ЦРед х X, а общая сумма затрат (3) при объеме X равна 3 = ПЗ + (ПрЗед х X), то в точке равновесия эти две величины должны быть равны. Уравнение приобретает следующий вид:

ЦРед х Х=ПЗ + (Пр Зед  х Х).                                                                           (1)

Исходя из этого уравнения  мы можем вывести основное уравнение нахождения критической точки:

                                                               Постоянные

Критическая точка                        затраты

в единицах                 =  ---------------------------------------                                          (2)

продаж                              Цена - Переменные затраты 

                                                на единицу продукции

 Иначе говоря, точка  равновесия может быть найдена путем деления суммы постоянных затрат на разность между ценой и переменными затратами на единицу продукции.

Другой способ определения  критической точки основан на концепции так называемой маржинальной прибыли.

Маржинальная  прибыль (contribution margin) — это превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.

Маржинальная     =       Выручка            _        Переменные                                    (3)

прибыль                     от реализации                    затраты

Если из маржинальной прибыли  вычесть постоянные затраты, то получим  величину операционной прибыли:

Операционная   =    Маржинальная      _        Постоянные                                       (4)

прибыль                      прибыль                        затраты

Критическая точка может  быть определена как точка, в которой  разница между маржинальной прибылью и постоянными затратами равна  нулю, или точка, в которой маржинальная прибыль равна постоянным затратам.

Уравнение точки равновесия (критической точки) при маржинальном подходе в единицах продукции  выражается следующим образом:

                                                      

                                                      Постоянные

Критическая точка                          Затраты

в единицах                   =     _____________________                                                 (5)

                                                         Маржинальная прибыль 

                                                          на единицу продукции

 

Анализ критической точки  с поправкой на фактор прибыли может быть использован как основа для оценки прибыльности предприятия. В этом случае используется уравнение:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты + 

+ Прибыль (целевая величина).                                                                                   (6)

Таким образом, объем реализации продукции, который обеспечивал бы получение целевой величины прибыли, можно рассчитать по формуле

Целевой                Постоянные затраты + Целевая прибыль  

объем    =             ___________________________________                                   (7)

продаж                  Цена за единицу   _   Переменные затраты

                               продукции                   на единицу продукции

При использовании маржинального  подхода данное уравнение будет  иметь вид:

                             

Целевой                    Постоянные затраты +целевая прибыль

объем          =         ____________________________________                             (8)

продаж                      Маржинальная прибыль на единицу продукции

 

Для проведения анализа зависимости  затрат, объема и прибыли следует  сделать определенные допущения:

  1. поведение переменных и постоянных затрат может быть точно определено;
  2. затраты и доходы имеют тесную прямую связь;
  3. в пределах релевантного уровня рентабельность и производительность производства не меняются;
  4. затраты и цены в течение планируемого периода не меняются;
  5. структура продукции не будет меняться в течение планируемого периода;
  6. объем производства будет приблизительно равен объему реализации.

Операционный  рычаг. Действие операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации продукции всегда порождает более сильное изменение прибыли. Степень чувствительности прибыли к изменению выручки от реализации продукции (сила операционного рычага) зависит от соотношения постоянных и переменных затрат в общих затратах предприятия. Чем выше удельный вес постоянных затрат в общем объеме затрат на производство и реализацию продукции, тем больше сила операционного рычага. Это означает, что большей силой операционного рычага обладают предприятия, использующие дорогостоящее оборудование и имеющие высокую долю внеоборотных активов в балансе. И наоборот, самый низкий уровень операционного рычага наблюдается на тех предприятиях, где высок удельный вес переменных затрат. У предприятий с большой силой операционного рычага прибыль очень чувствительна к изменениям объема реализации (выручки от реализации). Даже незначительное снижение выручки может привести к значительному снижению прибыли. Действие операционного рычага порождает особые типы риска: производственный (предпринимательский) риск, риск излишних постоянных затрат в условиях ухудшения конъюнктуры, так как постоянные затраты будут мешать переориентации производства, не давать возможности быстро диверсифицировать активы или сменить рыночную нишу. Таким образом, производственный риск является функцией структуры издержек производства.

При благоприятной конъюнктуре  предприятие с большой силой  операционного рычага (высокой фондоемкостью) будет иметь дополнительный финансовый выигрыш. Следовательно, наращивать фондоемкость производства или любого иного вида предпринимательской деятельности следует с большой осторожностью.

В практических расчетах для  определения силы воздействия

операционного рычага применяют  отношение валовой маржи к  прибыли:

          Сила                                   Валовая маржа

  операционного    =       __________________________      =

         рычага                                     Прибыль

                                         Выручка - Переменные затраты

          =      ________________________________________________                              (9)

            Выручка - Переменные затраты - Постоянные затраты

 

Сила операционного рычага показывает, на сколько процентов изменится прибыль при изменении выручки на 1%.

Таким образом, задавая тот  или иной темп прироста объема реализации (выручки), можно определить, в каких  размерах возрастет сумма прибыли  при сложившейся на предприятии  силе операционного рычага. Различия в достигаемом эффекте на разных предприятиях будут определяться различиями в соотношении постоянных и переменных затрат.

Понимание механизма действия операционного рычага позволяет целенаправленно управлять соотношением постоянных и переменных затрат в целях повышения эффективности текущей деятельности предприятия. Это управление сводится к изменению значения силы операционного рычага при различных тенденциях конъюнктуры товарного рынка и стадиях жизненного цикла предприятия.

При неблагоприятной конъюнктуре  товарного рынка, а также на ранних стадиях жизненного цикла предприятия  его политика должна быть нацелена на снижение силы операционного рычага за счет экономии на постоянных затратах. При благоприятной конъюнктуре  рынка и при наличии определенного  запаса прочности требования к осуществлению режима экономии постоянных затрат могут быть существенно ослаблены. В такие периоды предприятие может расширить объем реальных инвестиций, проводя модернизацию основных производственных фондов. Постоянные затраты в меньшей степени поддаются быстрому изменению, поэтому предприятия, имеющие большую силу операционного рычага, теряют гибкость в управлении своими затратами. 

Что касается переменных затрат, то основной принцип управления переменными  затратами заключается в обеспечении  постоянной их экономии.

Запас финансовой прочности. Запас финансовой прочности — это кромка безопасности предприятия. Расчет этого показателя позволяет оценить возможность дополнительного снижения выручки от реализации продукции в границах точки безубыточности. Поэтому запас финансовой прочности — это не что иное, как разница между выручкой от реализации и порогом рентабельности. Запас финансовой прочности измеряется либо в денежном выражении, либо в процентах к выручке от реализации продукции:

Информация о работе Теория формирования структуры капитала