Трастовые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Трастовые доверительные операции коммерческих банков требуют пристального внимания,так как они играют большую роль в банковском деле,а также в связях банков с промышленностью и другими сферами экономики. Трастовые операции позволяют банкам распоряжаться крупными (иногда контрольными) пакетами акций промышленных компаний.

Содержание работы

Введение
1.Сущность трастовых операций
1.1.Понятие и содержание трастовых операций банков.
1.2.Трастовые услуги физическим лицам.
1.3.Трастовые услуги юридическим лицам.
1.4.Услуги,предоставляемые банками клиентам в комплексе доверительных операций.
2.Проведение трастовых операций коммерческими банками.
2.1.Структура страст-отдела коммерческого банка.
2.2.Механизм доверительных операций в банковской сфере.
2.3.Договор траста.
2.4.Права и обязанности доверительного управляющего.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Трастовые операции коммерческих банков.DOC

— 144.00 Кб (Скачать файл)
  1. дохода в интересах других лиц, а не наследников или бенефициаров). Этот вид нарушения только влечёт за собой возмещение доверенным обман (например, неправильное использование основного имущества или лицом убытков, но и грозит ему уголовной ответственностью;
  2. неуплата налогов;
  3. отказ от реинвестировния средств траста в течение неоправданно большого периода времени, в результате чего пострадал доход по трасту;
  4. осуществление инвестиций без согласования, предусмотренного договором, если эти действия повлекли за собой убытки;
  5. отказ от диверсификации инвестиций, предусмотренной договором или законом, если это привело к убыткам;
  6. недополучение любых доходов и платежей по трастовому имуществу, что сократило доход по трасту;
  7. неоправданно долгое хранение трастовых активов в малоликвидных, непригодных для инвестирования средствах.

         Доверительный управляющий обязан вести учет и отчитываться перед бенефициарием за управление трастом или учредителем траста,предоставляя точную и полную информацию в отношении имущества траста.Информация о деятельности банка должна быть представлена в следующих документах:

   -справка о состоянии инвестиционного портфеля на определенную дату.В ней должны быть отражены структура портфеля,баланс и оценочная стоимость портфеля;

   -отчет о движении денежных средств и ценных бумаг по счетам клиента;

   -итоговый отчет,включающий в себя доходы/убытки,сумму расходов  и комиссионное вознаграждение.

Все отчеты должны соответствовать требованиям,предъявленным контролирующими органами( ФКЦБ,Налоговой инспекцией).По запросу контролирующих органов доверительный управляющий должен в любой момент представить информацию о деятельности по договору доверительного управления.Отчет управляющего служит для учредителя и выгодоприобретателя документом,на основании которого в их балансе будут сделаны проводки по счетам имущества,находящегося в доверительном управлении,счетам доходов и расходов.

В соответствии с п.1 ст.1022 ГК РФ доверительный управляющий,не проявивший при доверительном управлении должной зоботливости,возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду,а учредителю управления убытки,причиненные утратой или повреждением имущества,с учетом естественного износа,а также упущенную выгоду.

Стоит заметить,что большинство предусмотренных ГК РФ обязанностей доверительного управляющего характерны только для договорных(фидуциарных) отношений.Например,обязанность действовать в интересах выгодоприобретателя(ст.1022ГК РФ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Примечательно то, что активное развитие траста в России связано в первую очередь с падением доходности на финансовом рынке, где его участники столкнулись с необходимостью формирования инвестиционных портфелей квалифицированными менеджерами.

В данный момент развитие рынка трастовых услуг находится в руках Министерства финансов России, Центрального Банка РФ и Государственной налоговой полиции: от соответствия их распоряжений реальной действительности и возможности принятия их на практике. Пока не принят один общий закон о доверительном управлении имуществом, хотя проект был подготовлен уже несколько лет назад.Этот вид деятельности банков регламентируется множеством различных нормативных документов, которые в различных аспектах рассматривают этот вопрос.

Государство связывает с трастом большие надежды, учитывая возможность пополнения бюджета за счет передачи в доверительное управление пакетов акций приватизированных предприятий, находящихся в федеральной собственности.

Однако ,вследствии того,что в Российской Федерации пока еще нет таких огромных накопленных ценностей у физических лиц, сдерживается развитие трастовых операций в том виде, в котором они существуют в западных странах. К тому же есть определенный синдром недоверия к банкам из-за нестабильности в стране банки не могут приобрести устойчивое положение. Кроме того, одним из элементов трастового дела является хранение и управление ценными бумагами. Однако в России рынок ценных бумаг как элемент рыночной экономики также еще не полностью сформировался.

В России коммерческие банки оказывают трастовые услуги, посредством  создания Общих фондов банковского управления. Вследствии, нестабильной экономики (кризиса августа-сентября 1998г.) к началу 1999г.значительно сократилась сумма активов, находящаяся в управлении с 5322773 тыс.руб. в 1998г. до 4575987 тыс.руб. в 1999г. Это показывает невостребованность клиентами такой банковской услуги, как доверительное управление имуществом (см. табл.2).

 

 

 

 

 

 

 

Информация о зарегистрированных Общих фондах банковского управления (далее — ОФБУ) на территории Российской федерации по состоянию

на 1. 01. 99 г. (табл.2)17

Главное территориальное управление ЦБ РФ или Национальный банк

Количество кредитных организаций, зарегистрировавших общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ

1.01.99 г

Количество зарегистрированных ОФБУ

1.01.99г.

Сумма активов, находящихся в управлении ОФБУ (тыс. руб.)

1. 01. 99г.

1

2

3

4

Вологодская область

2

3

1752

Иркутская область

4

6

6925

Кемеровская область

1

1

23434

Краснодарский край

1

3

0

Ленинградская область

1

2

0

Липецкая область

1

2

0

г. Москва

29

74

2 309 386

Московская область

2

6

0

Приморский край

1

1

0

Ростовская область

1

1

0

г. Санкт-Петербург

8

15

20746

Саратовская область

1

1

0

Свердловская область

4

11

3390

Удмуртская республика

4

4

2 209 509

Республика Саха (Якутия)

2

3

845

Тюменская область

1

1

0

ВСЕГО

63

134

4 575 987


 

Разъяснения.

1. В таблице содержатся сведения только по тем территориальным управлениям (Национальным банкам), на территории которых кредитные организации осуществляют доверительное управление имуществом путем создания ОФБУ (без включения информации о территориальных управлениях, на территории которых кредитные организации осуществляют доверительное управление имуществом по индивидуальным договорам доверительного управления).

  1. "О" в графе 4 означает, что кредитные организации, зарегистрировавшие Общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ, по состоянию на 1. 01. 99 г не привлекли ни одного учредителя управления.

По данным на 1.01.99 г., 89 кредитных организаций осуществляют операции доверительного управления имуществом как путём заключения индивидуальных договоров доверительного управления имуществом, так и путем создания Общих фондов банковского управления. В настоящее время Банком России зарегистрировано 134 ОФБУ, управление которыми должны осуществлять 63 кредитные организации. Значительную долю (3/5) активов ОФБУ составляют инвестиции в ценные бумаги. Финансовый кризис оказал негативное воздействие на развитие ОФБУ. За истекший после финансового кризиса период не создавались новые Общие фонды банковского управления. Прекратили свое существование 4 ОФБУ, некоторые кредитные организации временно приостановили свою деятельность в качестве доверительного управляющего. Вместе с тем в условиях финансового кризиса структура Общих фондов банковского управления практически не изменились, что, на наш взгляд, связано, с одной стороны, с недостаточной развитостью данного инструмента в отечественной практике и, с другой стороны, со строгим перечнем объектов инвестирования средств ОФБУ с целью, снижения присущих доверительному управлению рисков

В Кемеровской области услуги по доверительному управлению имуществом официально не оказываются, т. е. не составляется договор доверительного управления.Сам же механизм “управления активами” присущь операциям с ценными бумагами, т. е. банк, принимая на хранение или в залог какие-либо ценные бумаги, все равно играет на понижение или повышение курса ценной бумаги. Доходы по таким курсовым разницам, полученые дивиденды отдаются собственнику ценных бумаг. Что в сущности схоже с операциями доверительного управления имуществом.

Так, имущество, переданное доверительное управление, все равно в большей части направляется в ценные бумаги. Примером может служить баланс по доверительному управлению коммерческого банка “Доверительный и Инвестиционный банк” (см.табл.3).

Еще одним отрицательным моментом в развитии трастового дела в России явилось отсутствие желания инвестировать денежные средства в реальный сектор экономики. Это объясняется прежде всего тем, что кредиты, выданные какой-либо организации, предприятию могут быть не возвращены в срок. В результате банки не получают расчитанную норму прибыли. Существуют проблемы, связанные с техникой проведения банками данных операций, в частности, неотлаженный механизм приобретения ценных бумаг доверительным управляющим в пользу клиента.

 

 

 

Баланс по доверительному управлению        табл.318

 

Наименование статей

тыс. руб.

Актив

 

1. Имущество в управлении, в т.ч.

3875

1.1. Кредиты, предоставленные и ценные бумаги в управлении

3875

2. Убыток по доверительному управлению

167

Итого активов

4062

Пассив

 

1. Капитал в управлении

3784

2. Прибыль по доверительному управлению

258

Итого пассивов

4062


 

 

Несмотря на многие причины медленного развития трастовых операций, они имеют ряд преимущест как для банка, так и для клиента.

Для коммерческого банка оказание этого вида услуги выгодно по слеующим причинам:

  • получение возможности распоряжаться капиталом по своему усмотрению(с учетом интересов клиента), таким образом контролируя инвестиционный процесс;
  • снижение затрат за счет исключения средств,связанных с брокерскими операциями (затраты на поддержание связи с клиентом, постоянное консультирование клиента,отдельный учет движения денежных средств клиента в некоторых аспектах учета);
  • получение возможности повысить мобильность капитала, а также собственного влияния на движение рынка.

Все эти факторы приводят к повышению прибыли, получаемой коомерческими банками. Кроме того. Осуществление функций управления активами позволяет вовлечь в управление капиталы частных инвесторов, не имеющих возможности пользоваться брокерскими услугами коммерчеких банков.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Алехин В.Траст на рынке ценных бумаг // Рынок ценных бумаг, 1998, №8.
  2. Атаманчук Л. Доверительное управление: проблемы бухгалтерского учета и налогооблажения// РЦБ, 1997, №13.
  3. Баланс коммерческого банка “Доверительный и Инвестиционный банк” // Бизнес и банки, 1998, № 23 (июнь).
  4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов./ Е.Ф.Жуков, Л.М.Маркова и др.;Под ред. проф. Е.Ф.Жукова.-М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
  5. Банковское дело: Учебник./ Под ред. проф. В.И.Колесникова, проф.Л.П.Кроливецкой.-М.: Финансы и статистика, 1996.
  6. Волков К., Воропаева Е. Банковские фонды: возможность дана // РЦБ, 1997, №22.
  7. Голубович А.Д. Траст.Доверительные услуги банков и финансовых компаний клиентам.-М.: Ао “АРГО”, 1994.
  8. Гончаров А. Траст в Росси не похож сам на себя // РЦБ, 1997,№8.
  9. Гражданский Кодекс РФ .С- Пб., 1996.
  10. Гринько Д. Доверительное управление в России //РЦБ, 1998, №8.
  11. Гринько Д. Доверительное управление и безнравственная конкуренция // РЦБ,1997, №8.
  12. Гусалова Е. Организация трастового подразделения банка: зарубежный опыт // Банковское дело, 1998, №6.
  13. Дробышев П. Правовое регулирование доверительного управления // РЦБ, 1997, №22.
  14. Жуков А.И. Услуги коммерческих банков. Зарубежный опыт и практика./ Серия “Международный банковский бизнес”.-М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”,1995.
  15. Жуков Е.Ф. Трастовые и факторинговые операции коммерческих банков./ Серия “Международный банковский бизнес”.-М.: Изд-во АО “Консалтбанкир”,1995.
  16. Зайцев Ф. Перспективы новой формы доверительного управления // РЦБ, 1997, №20.
  17. Информация о зарегистрированных ОФБУ на территории Российской Федерации. // Вестник Банка России, 1999, № 4, 15.
  18. Карпиков Е., Рылько П. ОФБУ и ПИФы: инвестиционные возможности // РЦБ, 1998, №1.
  19. Куприна А. Банки и доверительное управление: любые проблемы разрешимы // РЦБ, 1997, №22.
  20. Назарова Н. Траст: правове основы и практика реализации в США и России // Банковское дело,1997, №5.
  21. О трастовых операциях коммерческого банка. Информационно- аналитический обзор // Банковские услуги, 1998, №7-8.
  22. Шаталов А. Траст и доверительное управление.Критический анализ.// РЦБ, 1997, №14, 15.
  23. Шмыгов С. Договорные отношения при доверительном управлении // РЦБ, 1997, №13.

Информация о работе Трастовые операции коммерческих банков