Участие России в международных экономических организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики России.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
­ ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
­ определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
­ дать классификацию международных экономических организаций;
­ показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
­ дать анализ процесса присоединения России к ВТО;

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений 5
1.1 Общая характеристика.....................................................................................5
1.2 Этапы развития международных экономических отношений.....................6
Глава2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 9
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ 9
2.2 Россия и МБРР 10
2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО 11
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Ульяновский  государственный технический университет»

Кафедра «Экономическая теория»

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Мировая экономика»

 

Участие России в международных экономических организациях

 

 

                         

 

 

 

Выполнил: студент гр. ФКд-32 ЭМФ 

                                       Мельниченко А.А

 

 

 

 

 

 

Ульяновск,2012

План

 

Введение 3

Глава1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений 5

1.1 Общая характеристика.....................................................................................5

1.2 Этапы развития международных экономических отношений.....................6

Глава2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 9

2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ 9

2.2 Россия и МБРР 10

2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО 11

Заключение 26

Список использованной литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В современных  условиях экономика каждой страны поневоле попадает в возрастающую зависимость  от экономики других стран. Это проявляется  в многообразии связей, складывающихся между странами. Сейчас отдельное  государство практически не может  существовать обособленно от других стран, не вступая с ними в разнообразные  взаимосвязи. Экономические отношения  между странами уже не ограничиваются внешней торговлей, товарообменом. Они включают движение капитала между  странами, миграцию рабочей силы, научно – технический обмен.

Международные экономические организации представляют собой прежде всего специфическую  форму проявления и организации  экономического сотрудничества между  различными странами. При этом необходимо отметить, что на современном этапе  общественного развития пределы  действия международного права, характер международных организаций, а также  их возможности играть относительно активную роль в становлении международного сотрудничества представляют собой  как бы равнодействующих двух объективных  тенденций.

Объект исследования является международные экономические  организации и их роль в развитии экономики России. Интерес к данной теме связан с возросшим влиянием экономических организаций на мировую  экономику и в частности на Россию.

Целью работы является предоставить структуру, направления  деятельности и роль международных  экономических организаций в  экономики России.

В соответствии с поставленной целью, формируются  следующие задачи:

  • ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
  • определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
  • дать классификацию международных экономических организаций;
  • показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
  • дать анализ процесса присоединения России к ВТО;

Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений.

 

1.1 Общая характеристика

 

Международные экономические организации стали  глобальным, всеохватывающим явлением, оказывающим многогранное влияние  на мировую экономику и политику. Оценка этого влияния и перспектив международных экономических организаций  представляет большой научный интерес.

Следует отметить, что международные экономические  организации являются объектом внимания со стороны экономистов с момента  своего возникновения. На исследованиях  их сущности, роли отразились разногласия  и оценке рыночных и целенаправленно-государственных  факторов развития мировой экономики.

До Великой  Депрессии 30-х годов преобладали неоклассические взгляды на экономику, которая рассматривалась как саморегулируемая система. Великая депрессия обнаружила несостоятельность «рыночного романтизма», уповавшего только на магическую силу «невидимой руки» рынка. Возникла потребность в повои теории, но только раскрывающей глубокие причины разрушительных кризисов, но и вооружившей политиков действенным инструментов экономической стабилизации. Джон Кейнс обосновал необходимость активного», государственного вмешательства в экономические процессы.1

«Великая депрессия» выявила взаимную зависимость экономик капиталистических стран. В этой связи действия правительства одной страны в сфере национальной экономики неизбежно воздействовали на экономические процессы в других странах. Поэтому возникла объективная необходимость межгосударственного согласования экономической политики.

 

1.2 Этапы развития международных экономических отношений

Первый этап охватывает период с конца второй мировой войны до конца 50-х гг. Характерной особенностью данного этапа является определяющая роль США в деятельности международных экономических организаций. В этот период большинство организаций было создано по инициативе США и контролировалось ими. К таким организациям следует отнести Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР). Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), Организация экономического сотрудничества и развитие (ОЭСР) и Координационный комитет по контролю за экспортом стратегических товаров в социалистические страны (КОКОМ). Кроме того, следует также отметить, что создание ООН сопровождалось учреждением специализированных экономических структур в рамках сообщества наций. Это создавало определенный противовес монополии США в формировании мирового экономического порядка. Кроме того, важным событием было создание в 1957 г. Европейского экономического сообщества (ЕЭС), заложившего организационную основу мощных интеграционных процессов в Западной Европе.2

В целом система  международных экономических организаций  этого периода соответствовала  потребностям развития мировой экономики, прежде всего целям ведущих капиталистических  стран. Характерные черты этой системы  были следующие:

– во-первых, она включала в основном промышленно-развитые капиталистические страны;

– во-вторых, регулирование сводилось, в основном, к либерализации международной торговли путем снижения таможенных пошлин.

Второй этап начался в начале 60-х годов. Он отражал существенные изменения в соотношении сил в мировом хозяйстве. Эти изменения были обусловлены усилением Западной Европы и Японии, ликвидацией колониальной системы и появлением множества новых государств, а также необходимостью определенной экономической координации со странами социалистического блока. Вследствие этого формы взаимодействия стали более разнообразными и разносторонними.

Действующие организации (МВФ, МБРР, ГАТТ) утратили однородность состава в связи с вступлением  в них большого числа освободившихся и некоторых социалистических стран. В целом промышленно развитые капиталистические страны стали  занимать в них около 1/4 численного состава этих организации. Конечно, изменение количественного соотношения  еще не означает качественно новой  обстановки внутри них. Но прежней свободой действий ведущие державы уже  не располагали. Тем более, что во многих организациях решения принимались  большинством голосов, и каждая страна обладала только одним голосом. Вовлечение в орбиту международных экономических  организаций большинства стран  мира было весьма важным качественным изменением. Оно показывало, что  мировая экономика находится  в таком качественном состоянии, когда координация экономической  политики и сотрудничество становится насущной потребностью любой страны мира. При этом различия политического  устройства даже отходят на второй план, а на первое место выходят  интересы экономической выгоды.3

Третий этап развития международных экономических  организаций начался в 70-е годы. Усилилось экономическое сотрудничество капиталистических стран со странами социалистического блока. Развивающиеся страны стали требовать установления более справедливого мирового экономического порядка, эквивалентного обмена с развитыми капиталистическими странами. В результате краха Бреттон-Вудской системы, усиления Западной Европы и Японии обострились экономически противоречия между индустриальными державами. Многочисленность некоторых международных экономических организаций стала препятствовать эффективному решению некоторых мировых экономических проблем. Возросла необходимость согласования экономической политики главных капиталистических стран, поскольку их взаимозависимость в экономике еще более усилилась. Вследствие этого возник новый международный орган с ограниченным числом участников, в рамках которого легче было добиться согласованности. С 1975 г. такой орган стал действовать – стали проводиться ежегодные встречи на высшем уровне представителей стран «большой семерки»: США, Канады, Японии, ФРГ, Англии, Франции и Италии. И хотя этот форум не имеет постоянно действующих органов и аппарата, его влияние на мировые процессы велико. Несомненно, что «семерка» контролирует большую часть мировой экономики.

Четвертый этап в развитии международных экономических  организаций связан с распадом социалистической системы. В результате распался Совет  Экономической Взаимопомощи (СЭВ), а  на месте СССР возникло СНГ, по сути представляющее орган координации  экономической политики республик  бывшего СССР. Ликвидация идеологических основ участия в международных  организациях бывших социалистических стран и республик СССР обнаружила направления их экономических интересов. Страны Восточной Европы, страны Балтии устремились в европейские экономические  организации. Украина, учитывая экономическую  взаимозависимость с Россией, не отказалась от координации экономической  политики в рамках СНГ. Но при этом всячески подчеркивала свое стремление в организации Европейского Союза. Республики Средней Азии и Казахстан  пытаются формировать Центральноазиатское  экономическое сообщество с общими рынками товаров, труда и капитала. Кроме того все страны бывшего социалистического лагеря участвуют в ООН и большинство – в деятельности МВФ. Кроме того, Россия как правопреемница СССР вероятно будет участвовать в ежегодных встречах «семерки», как равноправный партнер, и «семерка» со временем превратится в «восьмерку».

2. Взаимодействие России  с международными экономическими  организациями

2.1 Сотрудничество Российской  Федерации с МВФ

 

Эта организация оказывает  воздействие на экономические процессы в России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок  платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом  обусловленности, согласно которому страны-члены  могут получить от него кредиты лишь при условии, что они обязуются  проводить определенную экономическую  политику. В качестве таких условий  МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции. Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного капитала. Это объясняется тем, что, получая  кредит, страна обязуется проводить  экономическую политику, в результате которой она накопит валютные резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.4

Высшим руководящим органом  МВФ является Совет управляющих, состоящий из представителей стран-членов (обычно ответственного за проведение валютной политики министра или главы  центрального банка вместе с заместителем), назначенных на пять лет; он собирается один раз в год. За исключением  ряда полномочий (определение условий  и прием новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь из 24 исполнительных директоров назначаются  странами с наибольшими квотами (Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением  принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров представлена и Россия. Назначение и выборы производятся один раз в два года. Заседания  Исполнительного совета проходят несколько  раз в неделю. Директорат назначает  директора-распорядителя (по традиции – это представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни исполнительным директором. Директор-распорядитель  председательствует на заседаниях Директората (без права голоса, за исключением  случаев, когда голоса разделяются  поровну) и возглавляет административный аппарат фонда. Правительство России приняло решение увеличить число  своих голосов до 3%, что потребует  внесения в бюджет МВФ дополнительных валютных средств, зато и сумма, на которую  может претендовать наша страна, увеличится до 8 млрд. долл. Общий бюджет фонда в последние годы ХХ столетия составлял более 200 млрд. долл. Последний официальный займ Россия должна была получить в 1998 г. Кроме 13,8 млрд. долл. для России, было решено выделить займы Южной Корее (15,2 млрд. долл.), Мексике (9,1 млрд. долл.), Аргентине (4,1 млрд. долл.), Индонезии (2,2 млрд. долл.). Россия свой кредит так и не получила, а потом вообще отказалась от займов у МВФ. Председатель Правительства РФ М. Касьянов в одном из интервью весной 2001 года заявил, что необходимости брать кредиты у Международного валютного фонда у нашей страны нет и в ближайшие годы не возникнет.5

Информация о работе Участие России в международных экономических организациях