Участие России в международных экономических организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 21:42, реферат

Описание работы

Целью работы является предоставить структуру, направления деятельности и роль международных экономических организаций в экономики России.
В соответствии с поставленной целью, формируются следующие задачи:
­ ознакомится с понятием международных экономических организаций в системе международных экономических отношений;
­ определить сущность и основные цели международных экономических организаций и проследить порядок их образования;
­ дать классификацию международных экономических организаций;
­ показать взаимоотношения России с основными международными организациями;
­ дать анализ процесса присоединения России к ВТО;

Содержание работы

Введение 3
Глава1. Международные экономические организации в системе международных экономических отношений 5
1.1 Общая характеристика.....................................................................................5
1.2 Этапы развития международных экономических отношений.....................6
Глава2. Взаимодействие России с международными экономическими организациями 9
2.1 Сотрудничество Российской Федерации с МВФ 9
2.2 Россия и МБРР 10
2.3 Анализ последствий присоединения России к ВТО 11
Заключение 26
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Мировая экономика.docx

— 61.33 Кб (Скачать файл)

2.2 Россия и МБРР

 

Россия стала  членом М БРР 16 июня 1992 г. В 1992–1998 гг. МБРР предоставил России кредиты на 11,4 млрд. долл. под реализацию 41 проекта (по состоянию на конец 1998 г. освоено 5,4 млрд. долл.). В 1998 г. Россия стала крупнейшим заемщиком МБРР в Европе и Центральной Азии. За 1997–1998 финансовый год она получила кредиты на 1,63 млрд. долл. (в мировом списке получателей Россия занимает пятое место).

В 1997 г. Россия впервые участвовала в сессии Всемирного банка и МВФ (в Гонконге) как полноправный член и заявила о своей прямой и полной заинтересованности в обсуждении мировых финансовых проблем.

В августе 1998 г. на заседании Совета директоров Всемирного банка был утвержден проект кредитования России на сумму 1,5 млрд. долл. Срок погашения – семь лет с трехлетним льготным периодом. Выделение кредита предусмотрено тремя траншами: 300 млн. долл. (немедленно), 500 (в декабре 1998 г.) и 700 млрд. долл. (в июне 1999 г.). Став членом МБРР, Россия вступила и в Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ).6

2.3 Анализ последствий  присоединения России к ВТО

 

В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой  о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая  группа по присоединению России к  ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.7

Переговорный  процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован  на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического  режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.

После представления  в 1998 году Россией первоначальных предложений  по доступу на рынок товаров и  по уровню поддержки сельского хозяйства  начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических  обязательств по доступу на рынок  услуг и проект Списка изъятий  из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО.

На современном  этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 59 стран-членов (27 стран-членов Европейского Сообщества (ЕС) – как один член). С 23 февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.

Согласно установленным  процедурам переговоры по системным  вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных  заседаниях РГ, переговорах по сельскому  хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях  с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и  услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.8

Основой для  проведения переговоров являются документы  и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация  проводит переговоры по четырем направлениям:

1. Переговоры  по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.

К настоящему моменту  переговоры по условиям доступа иностранных  товаров на российский рынок в  основном завершены со всеми членами  Рабочей группы по присоединению  России к ВТО: ЕС, США, Китай, Корея, Новая  Зеландия, Венесуэла, Мексика, Норвегия, Аргентина, Бразилия, Япония, Индия, Канада и др. Из них с 10 членами ВТО  имеется понимание, что они поддержат  присоединение России к ВТО без  проведения двусторонних переговоров (Армения, Гонконг, Кувейт, Марокко, ЮАР  и др.).

В рамках уже  достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный  уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины  не ниже действующих в настоящее  время, и в первый год после  присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет  снижена по сравнению с сегодняшним  днем. Уровень таможенной защиты сельского  хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет  право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период. По 2009 год  включительно зафиксировано право  Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих  российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2–2,5% годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.9

2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике

Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов  внутренней господдержки аграрного  сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные  экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный  характер. В октябре 2003 г. на встрече в Женеве российская делегация представила пакет документов, включающий новые предложения по AMS, составившие основу позиции Российской Федерации на данных переговорах: репрезентативный период – 1993–1995 гг. с объемом поддержки в 9 млрд. долларов. В июне 2005 г. российская сторона в ответ на многочисленные запросы стран-членов РГ предоставила данные по объемам внутренней поддержки в 2001–2003 гг. в требуемом ВТО формате. При этом позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: Последний раунд консультаций по сельскому хозяйству состоялся 27 июля 2007 г. в Женеве. Для обсуждения были представлены обновленные таблицы по размерам субсидий за 2001–2003 гг., ответы на вопросы стран-членов ВТО по итогам предыдущих консультаций 1 марта 2007 г., консолидированные материалы по «желтой» и «зеленой» корзинам. Дискуссия в целом была сосредоточена на технических вопросах.10

3. Переговоры  по доступу на рынок услуг  имеют своей целью согласование  условий доступа иностранных  услуг и поставщиков услуг  на российский рынок. К настоящему времени подписаны протоколы по доступу на рынок услуг со всеми (28) членами РГ, с которыми проводились двусторонние переговоры: Австралия, Бразилия, Болгария, Канада, Чили, Китай, Доминиканская республика, Гондурас, ЕС, Эквадор, Египет, Венгрия, Индия, Япония, Корея, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Панама, Парагвай, Сингапур, Швейцария, Тайвань, Таиланд, Турция, Уругвай, США, Венесуэла. 11

Наиболее сложно переговоры продвигались по таким чувствительным секторам сферы услуг как финансовые и «энергетические» услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для  ведущих стран-членов ВТО. Кроме  того, некоторые страны были весьма заинтересованы в улучшении условий  доступа на российский рынок поставщиков  услуг, являющихся физическими лицами (Индия, Канада, Швейцария).

По итогам завершившихся  переговоров Россия согласилась  принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция  России предусматривает более жесткие  условия работы иностранных поставщиков  услуг на российском рынке по сравнению  с условиями, предусмотренными действующим  законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.

В июле и октябре 2006 г. были проведены серии интенсивных консультаций с американской делегацией, по итогам которых 19 ноября 2006 г. в рамках форума АТЭС, с США были подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг.

4. Переговоры  по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы12:

1) несоответствие  российского законодательства и  правоприменительной практики положениям  ВТО. Основные обеспокоенности  членов РГ касаются применения  ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних  требований, предъявляемых к импортным  товарам в сфере нетарифных  мер (алкоголь, фармацевтика и  др.), а также в области применения  санитарных и фитосанитарных  мер, системы субсидирования промышленности  и т.д. Участники переговоров  требуют безусловного выполнения  этих «стандартных» положений  с момента присоединения России  к ВТО;

2) использование  Россией после присоединения  некоторых элементов регулирования  в сфере внешнеэкономической  деятельности (в принципе разрешенных  ВТО), что должно быть обусловлено  определенными обязательствами,  зафиксированными в докладе РГ («переговорные» требования);

3) запросы отдельных  стран-членов РГ, выходящие за  рамки обязательств многосторонних  торговых соглашений ВТО (требования  «ВТО+»): присоединение к «необязательным»  соглашениям по правительственным  закупкам. Помимо этого, ряд членов  РГ в рамках обсуждения системных  вопросов пытаются решить проблемы  сугубо двусторонних торгово-экономических  отношений, не входящих в компетенцию  ВТО.

Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным  вопросам являются13:

  • либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, а также шифровальной техники;
  • приведение режимов технических барьеров в торговле (ТБТ) и санитарных и фитосанитарных мер (СФС) в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах;
  • приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
  • обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству;
  • сокращение возможностей применять экспортные пошлины в качестве инструментов регулирования торговли;
  • обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.

По вопросу  «двойного ценообразования» на энергетические товары позиция российской стороны  зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит  в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей / дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.

Обсуждению  проекта Доклада в первую очередь  посвящены регулярно проводящиеся в Женеве заседания РГ.

В ходе 25-го заседания РГ (15–18 ноября 2004 г.) состоялось обсуждение консолидированного текста третьей редакции проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Было отмечено, что данный текст представляет собой основу для итоговой версии документа. По итогам заседания страны-члены Рабочей группы подготовили ряд дополнительных вопросов к российской делегации.

На 26-ом (14–18 февраля 2005 г.) 27-ом (13–15 апреля 2005 г.), 28-ом (21–24 июня 2005 г.) 29-ом (14–21 октября 2005 г.) заседаниях РГ было проведено многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ, с некоторыми странами-членами ВТО были проведены отдельные консультации по системным вопросам. На 29-ом заседании РГ были согласованы три раздела из 27 («Транзит», «Транспарентность», «Прочие таможенные формальности при импорте товаров»). В июне и октябре 2005 г. состоялись многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле. 24 июня 2005 г. на официальном заседании РГ выступил с речью Министр экономического развития и торговли Российской Федерации Г.О. Греф.14

30-е заседание РГ состоялось 21–23 марта 2006 г. Были проведены серии двусторонних консультаций системным вопросам, двусторонние и многосторонние консультации по сельскому хозяйству, санитарным и фитосанитарным мерам в торговле, а также многостороннее обсуждение проекта Доклада РГ. В ходе формального заседания РГ ряд членов РГ, в том числе Китай, высказался за скорейшее присоединение России к ВТО. Однако в целом результаты заседания можно оценить как неудовлетворительные. В ходе заседания РГ были рассмотрены 13 разделов проекта Доклада РГ и согласованы только три из них.15

В настоящее  время продолжаются интенсивные  переговоры в двустороннем и многостороннем формате по системным вопросам. В  том числе, обсуждаются проблемы интеллектуальной собственности, технического регулирования, применения санитарных и фитосанитарных мер и др.

Вопросы присоединения  России к ВТО постоянно находятся  в поле зрения федеральных органов  исполнительной и законодательной  власти Российской Федерации.

В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее время возглавляет Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Д. Жуков (ранее во главе комиссии были А.Л. Кудрин и затем М.Е. Фрадков). В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.16

Информация о работе Участие России в международных экономических организациях