Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа
В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за
рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
И так, в связи с вышеперечисленным, целю данной работы является освещение теоретических аспектов учета основных фондов предприятия, рассмотрение вопросов учёта основных средств.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………..........................5
1.1. Понятие и классификация, оценка основных средств…………………5
1.2. Нормативное регулирование учета основных средств…………………8
ГЛАВА II. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ И НАЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…..12
2.1. Документальное оформления движения основных средств………….12
2.2. Учет наличия и поступления основных средств………………………23
2.3. Учет выбытия основных средств……………………………………….28
2.4. Учет износа и способы начисления амортизации……………………..33
2.5. Учёт амортизации основных средств…………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42
Краткую
индивидуальную характеристику в случае
группового учета основных средств
дают не по каждому объекту отдельно,
а в целом по всей группе объектов,
учитываемых в одной
При значительном
изменении качественных и количественных
показателей в характеристике объекта
в результате реконструкции (модернизации)
достройки и дооборудовании прежнюю
инвентарную карточку в случае невозможности
отразить в ней все показатели,
характеризующие
Инвентарные карточки могут группироваться в картотеке в соответствии с указанной выше Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.
В организациях имеющих небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществляться в инвентарной книге (форма №ОС-6б) с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.
При наличии большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации учет может осуществляться в инвентарном списке или другом соответствующем документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.
Данные
инвентарных карточек ежемесячно суммарно
сверяются с данными
Оперативный
контроль использования основных средств
в организации осуществляется на
основе данных бухгалтерского и оперативного
учета, а также технической
К числу показателей, характеризующих использование основных средств, относятся, в частности: данные о наличии основных средств с подразделением их на собственные или арендованные; установленные и неустановленные, действующие и неиспользуемые данные о рабочем времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств и др.
Отражение
в бухгалтерском учете
в зависимости от источников поступления
и условий их получения. Однако в любом
случае в первичных учетных документах,
отражающих поступление основных средств,
должны содержаться данные о количестве
и стоимости каждого объекта основных
средств. В противном случае у бухгалтера
не будет достаточных оснований для принятия
таких основных средств к учету.
Перемещение основных средств внутри организации оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств по форме №ОС-2.
Данная
форма применяется для
Данные о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку по новому местонахождению.
Для оформления
приема-сдачи объектов основных средств
из ремонта, реконструкции, модернизации
(восстановление основных средств) применяется
акт о приеме-сдаче
Акт подписывается членами приемочной комиссии или лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт утверждается руководителем организации или уполномоченным им лицом и сдается в бухгалтерию.
Если
ремонт, реконструкцию и модернизацию
выполняет сторонняя
Данные
ремонта, реконструкции, модернизации
вносятся в инвентарную карточку
учета объекта основных средств
(форма №ОС-6). В технический паспорт
соответствующего объекта основных
средств должны быть внесены необходимые
изменения в характеристику объекта,
связанные с капитальным
Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (по форме №ОС-1, №ОС-1а или №ОС-1б), на основании которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке (книге) учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а или №ОС-6б).
При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему использованию, невозможности или неэффективности их восстановления требуется оформление других первичных учетных документов.
Для оформления
документации на списание указанных
выше объектов в организации приказом
руководителя создается комиссия, в
состав которой входят соответствующие
должностные лица, в том числе
главный бухгалтер (бухгалтер) и
лица, на которых возложена
В компетенцию комиссии входит:
— осмотр
объекта, подлежащего списанию с
использованием необходимой технической
документации, а также данных бухгалтерского
учета, установление целесообразности
(пригодности) дальнейшего использования
объекта основных средств, возможности
и эффективности его восстановления;
— установление причин списания объекта (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд и др.);
— выявление лиц, по вине которых происходит преждевременное выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;
— возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;
— составление акта на списание объекта основных средств.
Принятое комиссией решение о списании объекта основных средств оформляются в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов)
Для оформления списания объектов основных средств комиссия использует следующие акты:
— для объекта основных средств — акт о списании объекта основных (кроме автотранспортных средств) по форме №ОС-4;
— для автотранспортных средств — акт о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);
— для групп объектов основных средств — акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме №ОС-4б.
Данные
акты составляются в двух экземплярах,
подписываются членами комиссии
и утверждаются руководителем или
уполномоченным им лицом. Первый экземпляр
передается в бухгалтерию, второй —
остается у лица, ответственного за
сохранность объектов основных средств,
и является основанием для сдачи
на склад и реализации материальных
ценностей и металлолома
В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом формы №ОС-4а передается акт об аварии, с указанием причин, вызвавших аварию, если она имела место, а также документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД).
Данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта, объектов и группового учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).
Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств отражаются в документе, открываемом по месту его нахождения.
Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться в течение срока, определяемого руководителем организации.
Ликвидация отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты оформляется в порядке, изложенном выше.
Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией объектов основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены оформляется актами по формам №ОС-1, №ОС-1а или №ОС-1б.
На основании актов бухгалтерская служба организации производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного объекта и прилагает указанную карточку к этим актам. Об изъятии карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).
Списание стоимости указанных объектов основных средств производится на основании прилагаемых к актам договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.
Возврат арендуемого
объекта основных средств арендодателю
оформляется актом по форме №ОС-1,
№ОС-1а или №ОС-1б, на основании
которого бухгалтерская служба арендатора
снимает возвращенный объект с забалансового
учета.3
2.2.Учёт наличия и
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату у поставщиков, складывается из фактических затрат на приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования. для обобщения информации о затратах автотранспортной организации в объекты, которые впоследствии будут учитываться в качестве основных средств, применяется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».
Первоначальная стоимость объекта основных средств формируется из следующих элементов:
— суммы денежных средств, фактически уплаченной поставщику (продавцу) по договору купли-продажи
— суммы
оплаты консультационных, информационных
и иных аналогичных услуг, связанных
с приобретением объекта
оплаты регистрационных сборов, государственных
пошлин и иных аналогичных платежей, связанных
с оформлением документов, подтверждающих
право автотранспортного предприятия
на автотранспортное средство;
— платы за проведение технического осмотра автотранспортного средства;
— таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств и иных объектов основных средств, ввозимых на территорию РФ;
— сумм начисленных (а не фактически уплаченных) процентов по привлеченным средствам.
Включение в первоначальную стоимость объекта основных средств процентов по заемным средствам возможно до момента ввода его в эксплуатацию. Так как нормативными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, не предусмотрено изменение первоначальной стоимости основных средств после принятия их к учету, начисленные проценты по заемным средствам после ввода в эксплуатацию объекта основных средств должны быть отнесены на расходы организации.
— фактически понесенных организацией затрат на доставку объекта основных средств и доведение его до такого состояния, в котором оно становится пригодным для использования.
Налог на добавленную стоимость и иные возмещаемые налоги не включаются в первоначальную стоимость основных средств, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Суммы НДС не относятся в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».
Необходимо
обратить внимание на то, что, в соответствии
с п. 8 ПБУ 6/0 1, в первоначальную стоимость
объекта основных средств (независимо
от способа получения) не включаются
общехозяйственные и иные аналогичные
расходы, за исключением тех случаев,
когда эти расходы
Пример 1