Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за
рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
И так, в связи с вышеперечисленным, целю данной работы является освещение теоретических аспектов учета основных фондов предприятия, рассмотрение вопросов учёта основных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………..........................5
1.1. Понятие и классификация, оценка основных средств…………………5
1.2. Нормативное регулирование учета основных средств…………………8
ГЛАВА II. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ И НАЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…..12
2.1. Документальное оформления движения основных средств………….12
2.2. Учет наличия и поступления основных средств………………………23
2.3. Учет выбытия основных средств……………………………………….28
2.4. Учет износа и способы начисления амортизации……………………..33
2.5. Учёт амортизации основных средств…………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.32 Кб (Скачать файл)

Краткую индивидуальную характеристику в случае группового учета основных средств  дают не по каждому объекту отдельно, а в целом по всей группе объектов, учитываемых в одной инвентарной  карточке (форма №ОС-6а).

При значительном изменении качественных и количественных показателей в характеристике объекта  в результате реконструкции (модернизации) достройки и дооборудовании прежнюю  инвентарную карточку в случае невозможности  отразить в ней все показатели, характеризующие реконструированный (модернизированный, дооборудованный  достроенный) объект в целом, заменяют новой. Старую инвентарную карточку сохраняют как справочный документ.

Инвентарные карточки могут группироваться в  картотеке в соответствии с указанной  выше Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы.

В организациях имеющих небольшое количество объектов основных средств, пообъектный учет может осуществляться в инвентарной книге (форма №ОС-6б) с указанием необходимых сведений об основных средствах по их видам и местам нахождения.

При наличии  большого количества объектов основных средств по месту их эксплуатации учет может осуществляться в инвентарном  списке или другом соответствующем  документе, содержащем сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном  номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и  сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Данные  инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

Оперативный контроль использования основных средств  в организации осуществляется на основе данных бухгалтерского и оперативного учета, а также технической документации.

К числу  показателей, характеризующих использование  основных средств, относятся, в частности: данные о наличии основных средств  с подразделением их на собственные  или арендованные; установленные  и неустановленные, действующие  и неиспользуемые данные о рабочем  времени и простоях по группам основных средств; данные о выпуске продукции (работ, услуг) в разрезе объектов основных средств и др.

Отражение в бухгалтерском учете поступления  основных средств будет различным  
в зависимости от источников поступления и условий их получения. Однако в любом случае в первичных учетных документах, отражающих поступление основных средств, должны содержаться данные о количестве и стоимости каждого объекта основных средств. В противном случае у бухгалтера не будет достаточных оснований для принятия таких основных средств к учету.

Перемещение основных средств внутри организации  оформляется накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств  по форме №ОС-2.

Данная  форма применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств из одного структурного подразделения (цеха, отдела, участка  и др.) в другой. Накладная выписывается передающей стороной (сдатчиком) в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений  получателя и сдатчика. Первый экземпляр  передается в бухгалтерию, второй остается у лица, ответственного за сохранность  объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю.

Данные  о перемещении объектов основных средств вносятся в инвентарные  карточки (книгу) учета объектов основных средств, которые помещаются в картотеку  по новому местонахождению.

Для оформления приема-сдачи объектов основных средств  из ремонта, реконструкции, модернизации (восстановление основных средств) применяется  акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных  объектов основных средств по форме  №ОС-3.

Акт подписывается  членами приемочной комиссии или  лицом, уполномоченным на приемку объектов основных средств, а также представителем организации (структурного подразделения), проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Акт утверждается руководителем организации или  уполномоченным им лицом и сдается  в бухгалтерию.

Если  ремонт, реконструкцию и модернизацию выполняет сторонняя организация, акт составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в организации, второй экземпляр передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Данные  ремонта, реконструкции, модернизации вносятся в инвентарную карточку учета объекта основных средств (форма №ОС-6). В технический паспорт  соответствующего объекта основных средств должны быть внесены необходимые  изменения в характеристику объекта, связанные с капитальным ремонтом, реконструкцией и модернизацией.

Выбытие основных средств в результате продажи или передачи сторонним организациям оформляется актом (по форме №ОС-1, №ОС-1а или №ОС-1б), на основании которого в бухгалтерии организации делается соответствующая запись в инвентарной карточке (книге) учета объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а или №ОС-6б).

При списании объектов основных средств из-за их непригодности к дальнейшему  использованию, невозможности или  неэффективности их восстановления требуется оформление других первичных  учетных документов.

Для оформления документации на списание указанных  выше объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в  состав которой входят соответствующие  должностные лица, в том числе  главный бухгалтер (бухгалтер) и  лица, на которых возложена ответственность  за сохранность объектов основных средств, для участия в работе комиссии могут приглашаться представители  инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены  функции регистрации и надзора  на отдельные виды имущества.

В компетенцию  комиссии входит:

— осмотр объекта, подлежащего списанию с  использованием необходимой технической  документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности  
(пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;

— установление причин списания объекта (физический и  моральный износ, нарушение условий  эксплуатации аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для  производства продукции, выполнения работ  и оказания услуг либо для управленческих нужд и др.);

— выявление  лиц, по вине которых происходит преждевременное  выбытие объекта основных средств, внесение предложений о привлечении  этих лиц к ответственности, установленной  законодательством;

— возможность  использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта  и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости, контроль за изъятием из списываемых  объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

— составление  акта на списание объекта основных средств.

Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляются  в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих  объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной  амортизации, проведенные переоценки ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов)

Для оформления списания объектов основных средств  комиссия использует следующие акты:

— для  объекта основных средств — акт  о списании объекта основных (кроме  автотранспортных средств) по форме  №ОС-4;

— для  автотранспортных средств — акт  о списании автотранспортных средств (форма №ОС-4а);

— для  групп объектов основных средств  — акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме №ОС-4б.

Данные  акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем или  уполномоченным им лицом. Первый экземпляр  передается в бухгалтерию, второй —  остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи  на склад и реализации материальных ценностей и металлолома оставшихся в результате списания.

В случае списания автотранспортного средства в бухгалтерию вместе с актом  формы №ОС-4а передается акт об аварии, с указанием причин, вызвавших  аварию, если она имела место, а  также документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной  инспекции безопасности дорожного  движения Министерства внутренних дел  РФ (ГИБДД).

Данные  результатов списания вносятся в  инвентарную карточку (книгу) учета  объекта, объектов и группового учета  объектов основных средств (формы №ОС-6, №ОС-6а, №ОС-6б).

Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств отражаются в документе, открываемом по месту его нахождения.

Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться в течение  срока, определяемого руководителем  организации.

Ликвидация  отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного  использования и учитывающихся  как самостоятельные инвентарные объекты оформляется в порядке, изложенном выше.

Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией объектов основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены оформляется актами по формам №ОС-1, №ОС-1а или №ОС-1б.

На основании  актов бухгалтерская служба организации  производит соответствующую запись в инвентарной карточке переданного  объекта и прилагает указанную  карточку к этим актам. Об изъятии  карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом  по местонахождению объекта (инвентарной  книге).

Списание  стоимости указанных объектов основных средств производится на основании прилагаемых к актам договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации о принятии к бухгалтерскому учету этого объекта или договора мены.

Возврат арендуемого  объекта основных средств арендодателю оформляется актом по форме №ОС-1, №ОС-1а или №ОС-1б, на основании  которого бухгалтерская служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета.3 

2.2.Учёт наличия  и поступления   основных средств.

           В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01, первоначальная стоимость основных средств, приобретенных за плату у поставщиков, складывается из фактических затрат на приобретение, доставку и доведение до состояния, пригодного для использования. для обобщения информации о затратах автотранспортной организации в объекты, которые впоследствии будут учитываться в качестве основных средств, применяется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».

Первоначальная  стоимость объекта основных средств  формируется из следующих элементов:

— суммы  денежных средств, фактически уплаченной поставщику (продавцу) по договору купли-продажи 

— суммы  оплаты консультационных, информационных и иных аналогичных услуг, связанных  с приобретением объекта основных средств;  
оплаты регистрационных сборов, государственных пошлин и иных аналогичных платежей, связанных с оформлением документов, подтверждающих право автотранспортного предприятия на автотранспортное средство;

— платы  за проведение технического осмотра  автотранспортного средства;

— таможенных пошлин в отношении автотранспортных средств и иных объектов основных средств, ввозимых на территорию РФ;

— сумм начисленных (а не фактически уплаченных) процентов по привлеченным средствам.

Включение в первоначальную стоимость объекта  основных средств процентов по заемным средствам возможно до момента ввода его в эксплуатацию. Так как нормативными документами, регламентирующими порядок учета основных средств, не предусмотрено изменение первоначальной стоимости основных средств после принятия их к учету, начисленные проценты по заемным средствам после ввода в эксплуатацию объекта основных средств должны быть отнесены на расходы организации.

— фактически понесенных организацией затрат на доставку объекта основных средств и доведение  его до такого состояния, в котором  оно становится пригодным для  использования.

Налог на добавленную стоимость и иные возмещаемые налоги не включаются в  первоначальную стоимость основных средств, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ. Суммы НДС не относятся в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», а отражаются по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Необходимо  обратить внимание на то, что, в соответствии с п. 8 ПБУ 6/0 1, в первоначальную стоимость  объекта основных средств (независимо от способа получения) не включаются общехозяйственные и иные аналогичные  расходы, за исключением тех случаев, когда эти расходы непосредственно  связаны с приобретением объекта  основных средств. Иными расходами, непосредственно связанными с приобретением  объектов основных средств (подлежащими  включению в первоначальную стоимость  объекта) могут быть командировочные  расходы сотрудников, осуществляющих заключение договоров, доставку объекта  основных средств.  
Пример 1

Информация о работе Учет основных средств