Учет основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В условиях экономической реформы повышается роль учета и контроля за
рациональным использованием всех ресурсов, в том числе и основных средств.
И так, в связи с вышеперечисленным, целю данной работы является освещение теоретических аспектов учета основных фондов предприятия, рассмотрение вопросов учёта основных средств.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ОЦЕНКА ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ………………………………………………………..........................5
1.1. Понятие и классификация, оценка основных средств…………………5
1.2. Нормативное регулирование учета основных средств…………………8
ГЛАВА II. УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ И НАЛИЧИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ…..12
2.1. Документальное оформления движения основных средств………….12
2.2. Учет наличия и поступления основных средств………………………23
2.3. Учет выбытия основных средств……………………………………….28
2.4. Учет износа и способы начисления амортизации……………………..33
2.5. Учёт амортизации основных средств…………………………………...36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………….42

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 70.32 Кб (Скачать файл)

ООО «Вояж», основным видом деятельности, которого являются пассажирские перевозки на маршрутных такси, в августе по договору купли-продажи приобретает у автозавода-изготовителя автомобиль «Газель», чья стоимость (без НДС) составляет 300000 р., НДС 54 000 р. Базис поставки — франко-склад продавца (самовывоз), способ расчетов — предоплата 100%. Счет поставщика оплачен 2 августа, доставка осуществлялась по железной дороге, железнодорожный тариф составил 10000 р., НДС на железнодорожный тариф — 1800 р. Услуги железной дороги оплачены авансом 12 августа. При Регистрации автомобиля в ГИБДД был уплачен регистрационный сбор в сумме 500 р. (через подотчетное лицо), для приобретения автомобиля ООО «Вояж» привлекает заемные средства, получив кредит в банке 1 августа сроком на 1 месяц в Сумме 200000 р. под 20% годовых. Автомобиль зарегистрирован и введен в состав основных средств ООО «Вояж» 20 августа; задолженность по кредиту, включая проценты в размере 3397,26 р. [(200 000 х 20%)/365дней х 31 день)] погашена 31 августа.

В Первоначальную стоимость автомобиля включаются следующие  расходы,  
понесенные ООО «Вояж»:

1) сумма  денежных средств, перечисленных  поставщику в соответствии с  договором купли-продажи без налога  на добавленную стоимость, т.к., в соответствии с НК РФ, в  данном случае НДС по приобретенным  основным средствам принимается  к зачету и не включается  в первоначальную стоимость объекта  — 300 000 р.;

2) железнодорожный  тариф — 10 000 р. (без НДС);

3) регистрационный  сбор в ГИБДЦ — 500 р.;

4) начисленные  проценты по кредитному договору — 2191,78 р. [(200 000 * 20%)/(365 дней * 20 дней)]. Процентные расходы включаются в первоначальную стоимость объекта только в той сумме, которая начислена до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету.

Таким образом, первоначальная стоимость автомобиля «Газель» составит  312 691,78 р. Отражение операций по приобретению автомобиля на счетах бухгалтерского учета ООО «Вояж» представлено в табл. 12.1.  
Таблица 1

 Операции  и их отражение на счетах 

Хозяйственная операция

Сумма, р.

    Бухгалтерская проводка 

Дебет

Кредит

 

 

1

Оплачен счет поставщика

354 000,00

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

51 «Расчетные счета» 

 

 

2

Отражена стоимость автомобиля без  НДС 

300 000,00

08 Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

 

 

3

Отражен НДС, уплаченный поставщику

54 000,00

19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС по приобретенным  основным средствам» 

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

 

 

4

Оплачены услуги железной дороги

11 800,00

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

51»Расчетные счета» 

 

 

5

Отражен железнодорожный тариф 

10 000,00

08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

 

 

6

Отражен НДС на железнодорожный тариф 

1 800,00

19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС по приобретенным  основным средствам» 

60 «Расчеты с поставщиками и  подрядчиками», субсчет 1 «Расчеты  по авансам выданным» 

 

 

7

Оплачен регистрационный сбор при  постановке на учет объекта основных средств 

500,00

08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

71 «Расчеты с подотчетными лицами» 

 

 

8

Начислены проценты за пользование заемными средствами до момента ввода автомобиля в эксплуатацию

2 191,78

08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам  
и займам»

 

 

9

Начислены проценты за пользование заемными средствами после ввода в эксплуатацию автотранспортного средства

1 205,48

91 «Прочие доходы и расходы» 

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам  
и займам»

 

 

 

10

Зачтен НДС, предъявленный поставщиком (в соответствии с налоговым законодательством  РФ)

54 000,00

68 «Расчеты по налогам и сборам»,  субсчет 2 «Расчеты с бюджетом  по НДС» 

19 «НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС по приобретенным  основным средствам» 

 

 

 

11

Зачтен НДС по железнодорожной  перевозке 

1 800,00

68»Расчеты по налогам и сборам»  субсчет 2 «Расчеты с бюджетом  по НДС» 

19» НДС по приобретенным ценностям», субсчет 1 «НДС по приобретенным  основным средствам» 

 

12

Погашена задолженность по кредиту 

397,26

66 «Расчеты по краткосрочным кредитам  и займам» 

51 «Расчетные счета» 

 

 

 

13

Автомобиль «Газель» введен в эксплуатацию

312 691,78

01 «Основные средства» 

08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение отдельных объектов основных средств»


 

2.3.Учет выбытия основных средств.

Выбытие объекта основных средств происходит в случаях: его реализации; вклада в уставный капитал другой организации; передачи по договорам мены, дарения; передачи дочернему (зависимому) обществу; сдачи в аренду; недостачи и  порчи, выявленных при инвентаризации активов и обязательств; ликвидации при авариях, стихийных бедствиях  и иных чрезвычайных ситуациях; частичной  ликвидации при выполнении работ  по реконструкции; в иных случаях. доходы и расходы от выбытия объекта основных средств отражают на счет прибылей и убытков в качестве операционных доходов и расходов в том отчетном периоде, к которому они относятся.

Стоимость объекта основных средств, который  выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для  управленческих нужд, списывается. В  бухгалтерском учете организации  выбытие объекта основных средств признается на дату единовременного прекращения действия следующих условий (выполнявшихся при принятии к бухгалтерскому учету):

а) использование  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование  в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев  или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев.

в) организацией не предполагается последующая перепродажа  данных активов;

г) способность  приносить организации экономические  выгоды (доход) в будущем.

Вопрос  о пригодности объекта основных средств для дальнейшего использования, возможности его восстановления и затратах на восстановление решает созданная приказом руководителя комиссия. В состав комиссии должны входить соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Также к работе в комиссии организация может привлечь представителей инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора отдельных видов имущества. Члены комиссии должны:

— произвести осмотр объекта основных средств, подлежащего  списанию с использованием необходимой  технической документации и данных бухгалтерского учета, установить целесообразность дальнейшего использования объекта, возможность и эффективность  его восстановления;

— выявить  причины списания объекта основных средств (физический и моральный  износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);

— установить лиц, виновных в преждевременном  выбытии объекта основных средств, внести предложения о привлечении  этих лиц к ответственности, установленной  законодательством;

— проанализировать возможность использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств; дать их оценку на основе текущей рыночной стоимости; контролировать изъятие цветных и драгоценных металлов, списываемых в составе объекта основных средств;

— составить  акт на списание объекта основных средств.

В акте на списание объекта основных средств  указывают данные, характеризующие  объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной  амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов). Акт на списание объекта основных средств утверждает руководитель организации.

Пригодные для ремонта других объектов основных средств детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта приходуют  по текущей рыночной стоимости в  качестве операционных доходов по дебету счета учета материалов в корреспонденции  с кредитом счета учета прибылей и убытков.

В инвентарной  карточке делают отметку о выбытии  объекта основных средств. Основание  для этого служит оформленный  акт на списание основных средств. Инвентарные  карточки по выбывшим объектам основных средств хранят в течение срока, который определяется руководителем организации согласно правилам организации государственного архивного дела (но не менее пяти лет).

При передаче объекта основных средств в собственность других лиц оформляют акт приемки-передачи основных средств. Акт служит основанием для записи в инвентарной карточке переданного объекта основных средств, которая прилагается к акту приемки-передачи основных средств. Изъятие инвентарной карточки на выбывший объект основных средств оформляется соответствующей отметкой в документе, открываемом по местонахождению объекта.

Не признается выбытием объекта основных средств  его перемещение между структурными подразделениями организации. На операцию подобного перемещения составляется акт приемки-передачи основных средств.

Если  арендодателю возвращают объект основных средств, находившийся в аренде, то также необходимо оформить акт приемки-передачи, на основании которого бухгалтерская  служба арендатора спишет возвращенный объект с забалансового учета. Списание стоимости объекта основных средств отражается в бухгалтерском учете.

В дебет  субсчета учета выбытия основных средств, открываемого к счету учета  основных средств, списывают первоначальную (восстановительную) стоимость объекта  основных средств в корреспонденции  с соответствующим субсчетом  счета учета основных средств  кредит субсчета учета выбытия основных средств переносят сумму начисленной  амортизации за срок полезного использования  в компании данного объекта (с  дебета счета учета амортизации). Затем остаточную стоимость объекта основных средств списывают с кредита субсчета учета выбытия основных средств в дебет счета прибылей и убытков (в качестве операционных расходов). В качестве операционных расходов по дебету счета прибылей и убытков отражают расходы, связанные с выбытием объекта основных средств. Указанные расходы могут предварительно собираться на счете учета затрат вспомогательного производства. По кредиту счета прибылей и убытков в качестве операционных доходов показывают сумму выручки от продажи ценностей, относящихся к выбывшему объекту основных средств, а также стоимость оприходованных материальных ценностей, полученных от разборки объекта основных средств по цене возможного использования.4

Пример2  
Автотранспортная организация ООО «Автомотор» продает автомобиль за  
236 000 р., в том числе НДС — 42480 р. Первоначальная стоимость автомобиля  
280 000 р. Начисленная амортизация составляет 100 000 р. Бухгалтерские записи, отражающие произведенные операции по продаже автомобиля в учете 000 «Автомотор», представлены в табл. 2  
  Таблица 2

Операции  и их отражение на счетах

№№

Хозяйственная  
операция

Сумма, р.

Бухгалтерская проводка

Дебет

Кредит

1

Списание первоначальной стоимости  объекта

280 000

01 «Основные средства», субсчет  2 «Выбытие объекта основных средств»

01 «Основные средства», субсчет  1 «Основные средства в эксплуатации»

2

Списание начисленной амортизации  объекта на начало месяца, следующего после месяца ликвидации

100 000

02 «Амортизация основных средств»

01 «основные средства», субсчет  2 «Выбытие объекта основных средств»

з 3

Списана остаточная стоимость объекта  

180 000

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  2 «Прочие расходы»

10 «Материалы», субсчет 5 «Запасные  части» 

4

Показана задолженность покупателя по оплате основного средства  

236 000

62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  1 «Прочие доходы»

5

Отражен НДС на продажную стоимость  объекта  

42480

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  2 «Прочие расходы»

68 «Расчеты по налогам и сборам»,  субсчет 2

6

Оплачен покупателем счет на продаваемый  объект

236 000

51 «Расчетные счета» 

62 «Расчеты с покупателями и  заказчиками»

7

Выявлена прибыль от продажи основного  средства

20 000

91 «Прочие доходы и расходы», субсчет  2 «Прочие расходы»

99 «Прибыли и убытки» 


 

2.4.Учет износа и способы начисления амортизации основных средств.

Стоимость объектов основных средств погашается путем начисления амортизации в  течение срока их полезного использования. Начислением амортизации в бухгалтерском  учете доходы приводятся в соответствие с расходами для целей правильного  определения финансового результата. для некоторых видов основных средств срок полезного использования определяется количеством продукции, ожидаемого к получению от использования этого объекта, или иным натуральным показателем (например пробегом — для автотранспортных средств). для целей бухгалтерского учета срок полезного использования объекта устанавливается организацией самостоятельно при принятии его к учету. для установления срока полезной эксплуатации следует руководствоваться:

— ожидаемым  сроком использования этого объекта  в соответствии с ожидаемой производительностью  или мощностью использования  объекта основных средств;

— ожидаемым  физическим износом объекта, зависящим  от режима его эксплуатации, естественных условий и влияния агрессивной  среды, системы планово-предупредительного ремонта и технического обслуживания;

— нормативно-правовых ограничений на использование объекта (например, срок аренды).

При проведении модернизации или реконструкции  объекта первоначально принятый срок полезного использования объекта  может быть пересмотрен в сторону  увеличения.

Для целей  расчета налогооблагаемой прибыли  предприятие обязано устанавливать  срок полезного использования основных средств в соответствии с классификацией основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 1.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Таким образом, сроки полезного использования (и, следовательно, суммы ежемесячно начисляемой амортизации) по одному и тому же объекту основных средств в бухгалтерском и налоговом учете могут быть различны. На практике для сокращения затрат на ведение учета многие организации принимают сроки полезного использования основных средств, утвержденные Правительством РФ для исчисления налогооблагаемой прибыли, в качестве сроков полезного использования для целей бухгалтерского учета. Такая возможность предоставлена организациям п. 1 данного постановления.

Амортизация не начисляется по:

— жилищному  фонду организации (если объекты  жилого фонда не используются для  извлечения дохода);

— объектам внешнего благоустройства;

Информация о работе Учет основных средств