Управление денежными потоками предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 11:02, дипломная работа

Описание работы

Хозяйственные связи – необходимое условие деятельности предприятий, так как они обеспечивают бесперебойность снабжения, непрерывность процесса производства и своевременность отгрузки и реализации продукции. Оформляются и закрепляются хозяйственные связи договорами, согласно которым одно предприятие выступает поставщиком товарно-материальных ценностей, работ или услуг, а другое – их покупателем, потребителем, а значит, и плательщиком.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы управления денежными потоками предприятия
1.1 Понятие и классификация денежных потоков предприятия
1.2 Методы расчета потоков денежных средств предприятия
1.3 Планирование денежных потоков предприятия
Глава 2. Анализ денежных потоков в ЗАО «Юником»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
2.2 Оценка финансового положения предприятия
2.3 Анализ состава, структуры и динамики денежных потоков предприятия
Глава 3. Совершенствование управления денежными потоками предприятия
3.1 Оптимизация и планирование денежных потоков
3.2 Оценка влияния денежных потоков на финансовую устойчивость
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Управление денежными потоками предприятия.doc

— 946.00 Кб (Скачать файл)

Из всевозможных планов денежных потоков одним из самых совершенных и надежных признается платежный календарь. Объясняется это тем, что реалистичный прогноз денежных средств можно составить только на относительно короткий промежуток времени, поскольку факторов, влияющих на поступление и выплату денежных средств, много, они комплексные и не могут быть оценены за пределами короткого отрезка времени.

Следует отметить, что конкретный период времени, на который должен составляться платежный календарь, однозначно не определен. Как отмечает Э. Хелферт: «Выбор временных интервалов, охватываемых денежным бюджетом, зависит от природы фирмы и условий ее коммерческой деятельности. Если изменения за день скорее всего будут большими, например, в банковском деле, необходимо составить план-прогноз на каждый день. В других случаях достаточно еженедельного, ежемесячного или даже ежеквартального прогнозов» [22, 149].

Максимальный срок, который рассматривается как возможный для составления платежного календаря – один год с поквартальной или помесячной разбивкой. В условиях экономической нестабильности в стране платежный календарь целесообразнее составлять на один квартал с помесячной разбивкой и ее детализацией по дням.

Платежный календарь представляет собой количественное выражение ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период времени в разрезе их конкретных статей с выделением временных параметров.

Бюджетирование денежных средств (составление платежного календаря) позволяет определять моменты времени, в которые у предприятия будет недостаток или избыток денежных средств, чтобы разумно избежать кризисных явлений или смягчить их, а также рационально использовать временно свободные денежные средства.

Теоретически самым эффективным можно признать такое управление денежными средствами, когда обеспечена синхронность поступления и выплаты денежных средств и их остаток равен нулю. Однако практически этого достичь невозможно и не следует к этому стремиться. Как уже отмечалось ранее, излишне накопленные суммы денежных средств отрицательно влияют на финансовую устойчивость предприятия. Во-первых, обладая абсолютной ликвидностью, денежные средства могут не обеспечивать предприятию той рентабельности, которую оно могло бы иметь от размещения их в каком-либо прибыльном объекте. Во-вторых, при хранении денежные средства теряют свою реальную стоимость из-за инфляции. Поэтому для повышения рентабельности капитала предприятию необходимо снижать ликвидность своих хозяйственных средств в выгодных пределах.

Негативные последствия дефицитного денежного потока проявляются в снижении уровня абсолютной ликвидности предприятия, росте просроченной кредиторской задолженности и обязательств по распределению, увеличении продолжительности цикла денежных потоков, а в конечном счете так же, как и при избыточном денежном потоке, - в снижении финансовой устойчивости предприятия. Следовательно, предприятию необходимо поддерживать оптимальный остаток денежных средств. Это остаток, который обеспечивает максимально возможную эффективность использования денежных средств при сохранении необходимого уровня абсолютной ликвидности предприятия.

 

3.2 Оценка влияния денежных потоков на финансовую устойчивость

 

В современных условиях сравнительно новым для экономики России является балансовый (матричный) метод оценки устойчивости предприятия, для которого источниками аналитической информации являются бухгалтерский баланс (форма №1 бухгалтерской отчетности) и отчет о прибылях и убытках (форма №2 бухгалтерской отчетности).

Матричная модель представляет собой прямоугольную таблицу, элементы которой отражают взаимосвязь между показателями. Она удобна для пользователей, поскольку является простой и наглядной, ее элементы отражают взаимосвязь между изучаемыми показателя.

Бухгалтерский баланс можно представить как матрицу, где по горизонтали расположены статьи актива (имущество), а по вертикали – статьи пассива (источники средств).

В матрице баланса выделяются два блока статей:

- в активе – внеоборотные и оборотные активы;

- в пассиве – источники собственных средств (капитал и резервы) и обязательства (долгосрочные и краткосрочные пассивы). При составлении сокращенной формы баланса следует не только сгруппировать его статьи, но и исключить из суммы уставного и добавочного капитала убытки прошлых лет и отчетного года. Целесообразно также использовать данные отчета о прибылях и убытках. На основе практических данных ЗАО «Юником» можно составить четыре аналитические таблицы:

  1. матричный баланс на начало периода (года, квартала);
  2. то же на конец периода;
  3. разностный (динамический) матричный баланс за период;
  4. баланс денежных поступлений и расходов предприятия за период.

Первые два баланса носят статистический характер и показывают состояние средств предприятия на начало и конец периода. Третий баланс наиболее удобен для прогнозных расчетов, так как отражает динамику - изменение средств предприятия на начало и конец периода, т.е. за год (квартал). Наконец, четвертый баланс показывает движение денежных средств (их приток и отток). Для выполнения данного расчета необходимо детально изучить перечень нормативных источников покрытия активов предприятия (табл.23).

 

Таблица 23 Нормативные источники покрытия активов ЗАО «Юником»

Статьи актива баланса

Источники покрытия (статьи пассива баланса)

1. Основные средства  и нематериальные активы

1. Уставный капитал, добавочный капитал

2. Нераспределенная прибыль

3. Долгосрочные кредиты и займы

2. Капитальные вложения

1. Долгосрочные кредиты и займы

2. Уставный капитал, добавочный капитал

3. Нераспределенная прибыль

3. Долгосрочные финансовые  вложения

1. Уставный капитал, добавочный капитал

2. Нераспределенная прибыль

4. Запасы и затраты

1. Уставный капитал, добавочный капитал

2. Резервный капитал

3. Нераспределенная прибыль

4. Краткосрочные кредиты и займы

5. Кредиторская задолженность

6. Фонды потребления, резервы предстоящих 
расходов и платежей

5. Дебиторская задолженность

1. Кредиторская задолженность

2. Краткосрочные кредиты и займы

6. Краткосрочные финансовые  вложения

1. Резервный капитал

2. Кредиторская задолженность

3. Фонды потребления, резервы предстоящих 
расходов и платежей

7. Денежные средства

1. Резервный капитал

2. Нераспределенная прибыль

3. Долгосрочные, краткосрочные кредиты и 
займы

4. Кредиторская задолженность

5. Фонды потребления, резервы предстоящих 
расходов и платежей


 

Первый этап расчета предполагает составление укрупненного баланса-нетто путем уплотнения статей бухгалтерского баланса (табл.24).

 

Таблица 24 Укрупненный баланс-нетто ЗАО «Юником»на начало и конец 2007г.,тыс.руб.

Наименование статей

На начало 2007 г.

На конец 2007 г.

АКТИВ

   

1. Внеоборотные активы

84827

86119

1.1. Основные средства  и нематериальные активы

69689

70190

1.2. Незавершенное строительство

360

70

1.3. Долгосрочные финансовые  вложения и прочие внеоборотные  активы

14778

15859

2. Оборотные активы

70588

75643

2.1. Запасы и затраты,  НДС по приобретенным ценностям

54193

51924

2.2. Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

8710

17032

2.3. Денежные средства

7685

6687

БАЛАНС

155415

161762

ПАССИВ

   

1. Собственный капитал

91907

131015

1.1. Уставный капитал,  добавочный капитал

98116

84623

1.2. Резервный капитал

2074

2074

1.3. Нераспределенная прибыль

-8283

44318

2. Привлеченный капитал

63508

30747

2.1. Долгосрочные кредиты  и займы

43503

11912

2.2. Расчеты с кредиторами

20005

18835

БАЛАНС

155415

161762


 

Вторым этапом расчета является составление матричной модели. Принцип формирования матричного баланса заключается в последовательном покрытии каждого вида актива его нормативными источниками. В случае недостаточности нормативных источников соответствующий актив покрывается оставшимися статьями пассива в порядке их расположения в матричном балансе. Каждая строка матрицы содержит два значения – на начало и конец анализируемого периода.

 

Таблица 26 Разностный (динамический баланс) ЗАО «Юником» на начало и конец 2007 г., тыс.руб.

 

Уставный и добавочный капитал

Резервный капитал

Нераспределенная прибыль

Итого собственный капитал

Долгосрочные кредиты  и займы

Краткосрочные кредиты  и займы

Кредиторская

задолженность

Итого привлеченные резервы

Баланс

Основные средства и  нематериальные активы

501

-

-

501

-

-

-

-

501

Незавершенное строительство

-290

-

-

-290

-

-

-

-

-290

Долгосрочные финансовые вложения и прочие внеоборотные активы

-415

1496

-

1081

-

-

-

-

1081

Внеоборотные активы

204

1496

-

1292

-

-

-

-

1292

Запасы и затраты, НДС

-13289

-1496

52601

37816

-36475

-

-3610

-40085

-2269

Дебиторская задолженность и прочие оборотные активы

-

-

-

-

4884

-

3438

8322

8322

Краткосрочные финансовые вложения

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Денежные средства

-

-

-

-

-

-

-998

-998

-998

Оборотные активы

-13289

-1496

52601

37816

-31591

-

-1170

-32761

5055

Баланс

-13493

-

52601

39108

-31591

-

-1170

-32761

6347


 

На практике может возникнуть необходимость в привлечении других источников средств, что свидетельствует об их иммобилизации. Теперь приведем, составленный по изложенным выше правилам матричный баланс предприятия на начало и конец периода (табл.25). Следует отметить, что матричные балансы значительно расширяют информационную базу для финансового анализа и управления денежными потоками предприятий. С их помощью можно осуществить:

  • увязку статей актива и пассива баланса;
  • расчет качества и структуры активов;
  • исчисление источников финансирования активов и их достаточность;
  • расчет показателей, характеризующих финансовую устойчивость, платежеспособность и кредитоспособность предприятия;
  • определение рейтинга предприятия и причины его изменения за период (квартал, год).

После формирования матричного баланса составляется разностный баланс путем простого вычитания из значения строки на конец года соответствующего значения строки на начало года. Форма такого баланса приведена в табл.26.

На основе данных динамического баланса можно сделать вывод о наличии положительных и отрицательных (негативных) факторов. К первым относятся следующие:

  • перемещение средств в пользу мобильных оборотных) активов;
  • увеличение объема уставного и добавочного капитала, направленного на формирование немобильных активов.

Далее приведем отрицательные (негативные) факторы:

  • снижение надежности источников формирования запасов и затрат;
  • использование кредиторской задолженности для краткосрочных финансовых вложений;
  • рост остатка денежных средств за счет невыплат персоналу из фондов потребления.

Наибольшее значение разностный (динамический) баланс имеет для разработки отчета о движении денежных средств (прямой метод), т.е. их притока и оттока за период (табл.27).

 

Таблица 27 Баланс денежных доходов и расходов ЗАО «Юником» за 2007 г.

Показатели

Сумма, тыс.руб.

Удельный вес, %

1. Денежные средства  на начало 2007 г.

7685

-

2. Денежные поступления:

236580

100,0

2.1. Выручка от реализации  продукции (работ, услуг), от прочей реализации

157080

66,4

2.2. Доходы от процентных, операционных и внереализационных  операций

24630

10,4

2.3. Увеличение добавочного  и уставного капитала

-

-

2.4. Увеличение резервного  капитала

-

-

2.5. Увеличение фондов  накопления,

нераспределенной прибыли, прочих собственных источников

52601

22,2

2.6. Привлечение краткосрочных  кредитов и займов

-

-

2.7. Привлечение долгосрочных  кредитов и займов

-

-

2.8. Увеличение фондов  потребления, резервов, прочих краткосрочных  пассивов

-

-

2.9. Увеличение кредиторской задолженности

-

-

2.10. Уменьшение запасов  и затрат

2269

1,0

2.11. Погашение дебиторской  задолженности

-

-

2.12. Уменьшение краткосрочных  финансовых вложений

-

-

2.13. Уменьшение немобильных  активов

-

-

3. Денежные расходы:

237578

100,0

3.1. Затраты на производство реализованной продукции

145475

61,2

3.2. Убытки от прочей  реализации

9053

3,8

3.3. Убытки от

внереализационных операций

9714

4,1

3.4. Расходы на прирост  немобильных активов

1292

0,5

3.5. Расходы на прирост  запасов и затрат

-

-

3.6. Прирост дебиторской  задолженности

8322

3,5

3.7. Прирост краткосрочных  финансовых вложений

-

-

3.8. Погашение долгосрочных  кредитов и займов

31591

13,3

3.9. Погашение краткосрочных  кредитов и займов

-

-

3.10. Использование фондов  потребления, резервов, прочих краткосрочных пассивов

-

-

3.11. Использование фондов  накопления,

нераспределенной прибыли, прочих собственных источников

-

-

3.12. Использование прибыли  текущего года

17468

7,4

3.13. Уменьшение уставного  и добавочного капитала

13493

5,7

3.14 Погашение кредиторской  задолженности

1170

0,5

3.15 Уменьшение резервного  капитала

-

-

4. Денежные средства  на конец 2007 г.

6687

-


 

Представленный аналитический отчет дает реальную картину движения денежных средств предприятия по доходам и расходам за расчетный период (год, квартал).

Оценка правильности составления баланса денежных доходов и расходов проводится на основании проверки выполнения следующего равенства:

 

ДС начало + ДП-ДР = ДС конец (6)

 

где ДСначало - денежные средства на начало периода;

ЯП - денежные поступления;

ДР - денежные расходы;

ДСконец - денежные средства на конец периода.

7685 + 236580 - 237578 - 6687.

Денежные доходы предприятия за 2007 г. сложились в большей степени из выручки от реализации (66,4% доходов в 2007 г.).

Денежные расходы сложились в основном из затрат на производство и реализацию продукции (61,2% расходов - в 2007 г.).

По форме приведенного отчета о движении денежных средств может быть разработан консолидированный (сводный) бюджет денежных потоков на предстоящий период путем корректировки соответствующих статей на прогнозируемый темп роста объема продаж или иной критериальный показатель.

Актуальной проблемой при управлении денежными средствами является поиск способов увеличения их поступления на предприятие. Рассмотрим основные из них. Рекомендации по изысканию дополнительных денежных поступлений от основных средств предприятия:

  • проанализировать степень использования оборудования и имущества с тем, чтобы определить перечень имущества, не используемого в текущей хозяйственной деятельности; обсудить с инженерным персоналом какое оборудование является необходимым для поддержания текущего и ожидаемого уровня производства, возможности оптимизации использования помещений;
  • определить круг потенциальных покупателей (пользователей) излишнего оборудования и имущества посредством изучения конкурентов или возможностей альтернативного использования рассматриваемого имущества;
  • выбрать наиболее подходящие каналы коммуникации для эффективного доведения до участников рынка предложения о продаже или сдаче в аренду имущества;
  • сдать в аренду или продать мало используемое оборудование и имущество;
  • выполнить процедуры консервации имущества, что позволит исключить это имущество из расчета налогооблагаемой базы при расчете платежей по налогу на имущество.

Рекомендации по взысканию задолженности с целью ускорения оборачиваемости денежных средств:

  • создать систему оценки клиентов, которая бы суммировала все риски, связанные с деловым партнером. Общая зависимость от такого партнера будет включать его дебиторскую задолженность, товары на складе, подготовленные к отгрузке, продукцию в производстве, предназначаемую этому клиенту. Установить формальные лимиты кредита каждому клиенту, которые будут определяться общими отношениями с этим клиентом, потребностями в денежных средствах, и оценкой финансового положения конкретного клиента;
  • сделать менеджеров по продажам ответственными за наблюдением и обновлением статуса клиента. Привязать оплату их труда к реальному сбору денежных средств с клиентов, с которыми они работают.

Информация о работе Управление денежными потоками предприятия