Управление финансами в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение темы «Управление финансами в условиях рыночных отношений».
Соответственно задачами курсовой работы будут рассмотрение следующих вопросов:
- понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
- правовое обеспечение системы управления финансами, то есть правовое оформление финансовых отношений и роль финансового права в управлении финансами и основные правовые акты

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты управления финансами……………………………...5
1.1 Сущность управления финансами…………………………………….5
1.2 Основные методы и формы управления финансами……………….15
2 Правовое обеспечение системы управления финансами…………………...20
2.1 Правовое обеспечение централизованными финансами…………...28
2.2 Правовое обеспечение децентрализованными финансами………...35
Заключение……………………………………………………………………….43

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 293.80 Кб (Скачать файл)

Совокупность всех организационных  структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Деятельность этих органов  характеризуется многоаспектностью  и большой сложностью, поскольку  объектом управления финансами выступают  финансовые отношения и соответствующие  им виды финансовых ресурсов, составляющие сферы и звенья финансовой системы  государства, т. е. каждая сфера и  звено финансовой системы являются объектом управления финансами. Цели и задачи данных органов управления финансами охарактеризованы в таблице 1.

Таблица 1. Управление финансами.

Орган управления

Цели и задачи

Министерство финансов Российской Федерации

  • - совершенствование бюджетной системы РФ и развитие бюджетного федерализма; 
    - разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ; 
    - концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития РФ; 
    - разработка и обеспечение исполнения федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального и консолидированного бюджета РФ; 
    - разработка и реализация программ государственных заимствований, управление внутренним и внешним долгом РФ; 
    - разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков РФ; 
    - участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней; 
    - разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении; 
    - осуществление государственного финансового контроля; 
    - методологическое руководство бухгалтерским учетом, отчетностью и аудитом в РФ.
  • Согласно положению МФ РФ издает (в пределах своей компетенции) на основе законодательства РФ приказы, инструкции и иные нормативные правовые акты.
  • Минфин проводит в своей компетенции комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования средств федерального бюджета; контролирует в установленном порядке рациональное и целевое использование  средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств. Также органы министерства проводят документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности организаций по заданиям правоохранительных органов, организуют ревизии и финансовые проверки в организациях по обращениям органов государственной власти  и органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Федеральная налоговая служба Российской федерации

  • Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей;
  • Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов;
  • Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов;
  • Выявление суммы сокрытого от налогообложения дохода, сокрытой (заниженной) прибыли.
  • Изыскание дополнительных платежей в доходы бюджета.
  • Налоговые органы обязаны вести  в установленном порядке учет налогоплательщиков, проводить разъяснительную работу по применению налогового законодательства, информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах; обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных и взысканных сумм налогов пеней.

Федеральное казначейство Российской федерации

  • организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета РФ, управление доходами и расходами бюджета на счетах Казначейства, исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между бюджетом РФ и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
  • осуществление краткосрочного прогнозирования объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
  • сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов, представление законодательным и исполнительным органам отчетности о финансовых операциях Правительства РФ по бюджету РФ, о государственных внебюджетных фондах, о состоянии бюджетной системы РФ;
  • управление и обслуживание совместно с Банком России и другими уполномоченными банками государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
  • разработка методологических и инструктивных материалов, порядка ведения учетных операций по вопросам, относящимся к компетенции Казначейства, подготовка проекта бюджетной классификации, ведение операций по учету государственной казны РФ.

Федеральная таможенная служба

  • проведение налоговых проверок по налогам, взимаемым таможенными органами;
  • проверка документов, связанных с исчислением и уплатой налогов , взимаемых налоговыми органами;
  • приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими таможенного законодательства;
  • взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренным налоговым законодательством.

 

По выше представленной таблице  можно отметить плюсы и минусы деятельности органов управления финансами. К основным плюсам деятельности Министерства финансов можно отнести то, что  оно составляет проект по федеральному бюджету, осуществляет контроль за рациональным использованием бюджетных средств и средств федеральных внебюджетных фондов, разрабатывает и реализует единую финансовую, бюджетную, налоговую и валютную политику на всей территории РФ, разрабатывает и внедряет новые проекты по совершенствованию финансовых рынков РФ. К основным проблемам или недостаткам работы Министерства финансов РФ можно отнести то, что оно не может проанализировать и спрогнозировать до конца все расходования бюджетных средств, так как в любой момент могут возникнуть непредвиденные обстоятельства. Делая вывод о работе Федерального казначейства РФ, также можно сказать о достоинствах и недостатках. К достоинствам можно отнести то, что Федеральное казначейство управляет доходами и расходами бюджета на счетах Федерального казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы; осуществляет контроль по исполнению бюджета РФ. К недостаткам работы данной службы относится то, что она в неполной мере может контролировать исполнение бюджета РФ, так как в течении периода расходы бюджета могут увеличиваться и их невозможно предусмотреть. Федеральная налоговая служба направлена на то, чтобы налоговая политика осуществлялась своевременно для обеспечения поступления налогов и сборов в бюджет. ФНС РФ контролирует соблюдение законодательства о налогах и сборах, следит за правильность исчисления налогов и сборов. Основной проблемой Федеральной налоговой службы является контроль за правильностью исчисления государственных налогов и других платежей, так как многие налогоплательщики не располагают информацией об их обязанности уплатить тот или иной налог, а это невозможно проследить в полной мере. Федеральная таможенная служба РФ осуществляет таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику, осуществляет в пределах своей компетенции валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации. Основной проблемой является развитие конфликтов при таможенных оформлениях и осмотрах, следует ввести более упрощенную систему таможенного оформления и контроля.

 

1.2 Основные методы и  формы управления финансами

Конкретными методами и формами  управления финансами служат:

  • финансовое планирование;
  • прогнозирование;
  • финансовое регулирование;
  • программирование;
  • оперативное управление;
  • финансовый контроль;

 

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономики, изменений в конкретном периоде  темпов роста ее отдельных отраслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием финансовых ресурсов.

Финансовое регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового  регулирования выступают государственные  структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением  пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное  удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

Финансовое программирование заключается в   применении программно-целевого метода при составлении государственного бюджета, смет расходов и доходов других звеньев финансовой системы. Финансовое программирование включает прогнозирование общих государственных расходов и их основных групп; установление приоритетов и пропорций финансирования при разработке бюджетной политики; формирование программ расходов по намеченным мероприятиям. Главные цели финансового программирования заключаются в улучшении управления государственными расходами; повышении эффективности расходования государственных средств: прекращении на ранней стадии подготовки малоэффективных программ и проектов путем использования системы вариантов; постановка четких задач и определение возможностей финансового обеспечения всех программ и видов деятельности правительства. При финансовом программировании составляется перспективный (как правило, 5-летний, возможен 7-летний) финансовый план государственных расходов по принципу скользящей шкалы: каждый год план пересматривается, цифры уточняются и передвигаются на след. год. Показатели первого года утверждаются парламентом в форме бюджета - они обязательные, а показатели последующих четырех лет - ориентировочные. Каждый год проверяются и изменяются все статьи расходов на год вперед. (http://www.mabico.ru/lib/1503.html)

Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса  мер, направленных на достижение максимального  эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения  финансовых ресурсов. Необходимость  такого управления обусловлена текущими изменениями условий осуществления  финансово-хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, тенденций  развития экономики государства  в связи с разнообразными причинами. В ходе оперативного управления финансами обеспечиваются стабильное развитие экономики государства и функционирование субъектов хозяйствования, решаются задачи обеспечения финансовой поддержки населения, предупреждаются и ликвидируются чрезвычайные ситуации в ходе финансово-хозяйственной деятельности и ликвидируются их последствия.(http://www.accom.ru/operativn_upravlenie.php).

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.(http://ru.wikipedia.org/wiki/Финансовый_контроль) Целью финансового контроля является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономности расходования материальных ресурсов с возможностью принятия корректирующих мер, привлечения виновных к ответственности, получения компенсации за причиненный ущерб, или осуществления мероприятий по предотвращению (сокращению) таких нарушений в будущем.

Основным содержанием финансового контроля в условиях рынка является:

  • проверка соблюдения финансового законодательства субъектами финансовых отношений;
  • укрепление финансовой системы страны;
  • содействие проводимой государством единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • выявление внутренних резервов использования финансовых ресурсов во всех сферах производства и распределения общественного продукта.

Финансовый контроль подразделяют, прежде всего, на внутренний и внешний.

Внутренний финансовый контроль – это независимая от внешнего влияния деятельность хозяйствующего субъекта или органа управления по проверке и оценке своей работ, проводимая им в собственных интересах.( http://coolreferat.com/Внутренний_контроль) Цель внутреннего контроля – помочь руководству хозяйствующего субъекта эффективно выполнять свои функции.

Внутренний финансовый контроль:

  • проводится внутри организации или структуры управления, организуется по решению руководства или органа управления;
  • информация внутреннего контроля предназначена для управленческого персонала;
  • внутренний контроль (органы внутреннего контроля) финансируется за счет средств организации. (http://ru.wikipedia.org )

Формы финансового контроля можно классифицировать:

По формам проведения финансовый контроль в зависимости от времени  его осуществления подразделяется на:

• предварительный;

• текущий;

• последующий.

Предварительный финансовый контроль осуществляется на стадии составления, рассмотрения и утверждения финансовых планов предприятий, смет доходов и расходов учреждений и организаций, проектов бюджетов, текстов договорных соглашений, учредительных документов и т.д. Таким образом, он способствует предотвращению неправильного, нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, а также отрицательных финансовых результатов хозорганов в целом. Эта форма финансового контроля позволяет предупредить нарушение законов и нормативных актов.

Текущий финансовый контроль проводится в процессе исполнения финансовых планов, в ходе осуществления хозяйственно-финансовых операций, когда проверяется соблюдение норм и нормативов расходования товарно-материальных ценностей и денежных средств. Эта форма финансового контроля предполагает системный факторный анализ деятельности предприятий и организаций. Важное значение текущий финансовый контроль имеет в изыскании внутрихозяйственных резервов роста накоплений. Он производится повседневно финансовыми службами для исключения нарушений финансовой дисциплины.

Последующий финансовый контроль осуществляется путем анализа и ревизии бухгалтерской финансовой отчетности по окончании отчетного периода. Предназначен для оценки результатов хозяйственной деятельности и эффективности осуществления финансовой стратегии. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующемся на нем. (http://finance0.ru/?id=359)

 

2. Правовое обеспечение  системы управления финансами

Для успешного проведения финансовой политики, эффективной реализации финансового механизма и механизма  управления финансами большое значение имеет правовое оформление финансовых отношений субъектов хозяйствования и органов государственной власти и органов местного самоуправления. Роль финансового права значительно  возрастает и в связи с переходом  в нашей стране от административно-командной  системы управления к рыночной. Кроме того, кардинальное изменение государственного устройства, построение федеративных отношений между органами власти непосредственно влияют на состав финансовой системы нашего государства, что диктует необходимость переосмысления ранее существовавших юридических норм, регулирующих финансовые отношения, и создания нового финансового законодательства.

Установление и применение к финансовым отношениям соответствующих  новым условиям ведения финансово-хозяйственной  деятельности норм финансового права, означающих установление четких правил организации этих отношений, позволяет  эффективно управлять финансами  органов власти и субъектов хозяйствования, защищать экономические интересы субъектов  финансовых отношений и обеспечивает строгую финансовую дисциплину.

В настоящее время знание правовых основ функционирования финансов на всех уровнях управления позволяет  финансовым работникам грамотно и эффективно управлять системой финансовых отношений, как в рамках отдельной организации, так и на государственном и  муниципальном уровнях. Используя  правовые нормы, органы государственной  власти и местного самоуправления регулируют развитие отраслей экономики, обеспечивают ее стабильность и рост, сглаживают и устраняют негативные тенденции  в ее развитии, воздействуют на объем  и структуру финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов  хозяйствования. В свою очередь необходимость  реализации целей и задач финансовой политики, проводимой государством, стимулирует дальнейшее развитие содержательной части финансового права. Именно финансовая политика определяет вопросы разработки соответствующих финансово-правовых актов для ее реализации, состав правовых норм, которые они должны содержать, финансовые льготы и санкции, которые должны применяться в ходе управления финансами. Применение норм права для субъектов хозяйствования означает определенный порядок формирования их уставного (складочного) капитала, формирования и распределения прибыли, налогообложения, реализации амортизационной и инвестиционной политики, управления имуществом и решения других вопросов финансово-хозяйственной деятельности.

Информация о работе Управление финансами в условиях рыночных отношений