Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий.Источники образования государственного долга.
1.2.Система управления государственным долгом.
2.Управление государственным долгом в РФ.
2.1.Анализ внешнего долга России за 2007-2009 гг.
2.2.Анализ внутреннего долга России за 2007-2009 гг.
2.3.Направление управления государственным долгом РФ.
3.Перспективы развития управления государственным долгом.
3.1.Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

tema_16_Upravlenie_gosudarstvennym_dolgom_po_d.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

 

 

тема 16 Управление государственным  долгом по  дисциплине

                             Финансы и кредит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1.Теоретические аспекты  государственного долга

1.1. Сущность и значение  государственного долга и государственных  гарантий.Источники образования  государственного долга.

1.2.Система управления  государственным долгом.

2.Управление государственным  долгом в РФ.

2.1.Анализ внешнего долга  России за 2007-2009 гг.

2.2.Анализ внутреннего  долга России за 2007-2009 гг.

2.3.Направление управления  государственным долгом РФ.

3.Перспективы развития  управления государственным долгом.

3.1.Стратегия управления  государственным долгом в условиях  мирового финансового кризиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Государственный долг и его  рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся  две опасности: возможность банкротства  нации и опасность переложения  долгового бремени на будущие  поколения. В настоящее время  государственный долг занимает особое место среди болевых проблем  современной бюджетной политики России.

Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической  политики государства. Существование  долга может оказывать как  положительное, так и отрицательное  воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости  от направления государственных  расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики. Положительное  воздействие долга проявляется  в обеспечении правительства  финансовыми ресурсами и стимулировании экономического роста. Негативные последствия  выражаются в эффекте вытеснения и перемещении бремени на будущие  поколения.

Управление государственным  долгом - это разработка и реализация стратегии, направленной на привлечение  необходимых объемов финансирования, достижение желаемых параметров долга  по степени риска и стоимости  обслуживания и других целей, в частности, создание эффективного рынка внутреннего  долга.

На современном этапе  во всех странах размеры государственного долга непрерывно возрастают в связи  с хронической дефицитностью  бюджетов государств, ростом военных  расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА

1.1 Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий

В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ «государственным долгом РФ являются долговые обязательства  РФ перед физическими, юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права».

Основные формы долговых обязательств РФ: кредитные соглашения и договора, государственные ценные бумаги, договора о предоставлении гарантий РФ, договора поручителей  РФ, переоформленные долговые обязательства  третьих лиц в госдолг РФ, соглашения и договора РФ о пролонгации (продлении) и реструктуризации долговых обязательств.

Во временном разрезе  выделяют краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (до 30 лет) долговые обязательства.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению.

Как правило, госдолг возрастает на этапах активного экономического роста, поскольку развивающаяся  экономика требует дополнительных вложений. Однако госдолг растет и  в стагнирующей экономике, в которой  спад производства обусловливает необходимость  покрытия затрат государства монетарными  методами.

Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга.

Бюджетный дефицит - это превышение расходов государственного бюджета  над его доходами. Большинство  правительств как развитых, так и  развивающихся стран не могут  покрыть доходами своих расходы, сводя госбюджет с дефицитом. Поэтому важен вопрос о допустимом размере дефицита, о его воздействии  на экономику в краткосрочном  и долгосрочном периоде и о  способах его финансирования.

Важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга. В контексте решения обозначенной проблемы определяющее значение имеют:

· анализ причин возникновения, поддержки и воспроизведения  бюджетного дефицита;

· анализ причин возникновения  государственного долга, его виды, структура  и т.п.;

· методы управления государственным  долгом;

· анализ взаимосвязи и  взаимообусловленности государственного дефицита и государственного долга, определение механизмов их гармонизации и оптимизации в контексте  макроэкономического развития;

· анализ последствий бюджетной  и долговой политики государства  на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу;

· определение объемов  государственного дефицита и государственного долга, являющихся критическими для  дальнейшего развития общества.

Одним из существенных факторов наличия (возрастания) государственного долга является бюджетный дефицит. Возрастание государственного долга, в свою очередь, является определяющим фактором возрастания бюджетного дефицита за счет обслуживания и погашения  взятых долгов. То есть, государственный  дефицит и государственный долг взаимообусловлены, что следует  учитывать при моделировании  данных показателей (первый показатель является фактором для второго, а  второй одновременно - для первого).

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Так, в периоды экономических  спадов достаточно эффективным способом смягчения ситуации выступает именно государственное заимствование, которое  препятствует резкому падению совокупного  спроса, оказывая стабилизирующее воздействие  на экономику страны. Кроме того, государственные займы - это дополнительное поступление финансовых ресурсов в  страну, которые могут стать базой  будущего экономического роста, в особенности  в случае их инвестиционного характера. Внешняя задолженность позволяет  стране осуществлять большие совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними  поступлениями. В этом аспекте государственные  заимствования оказывают положительное  влияние на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Чрезмерные объемы бюджетного дефицита означают на практике недофинансирование как производственной, так и социальной сферы также связаны с такими отрицательными макроэкономическими  явлениями, как девальвация национальной валюты, возрастание стоимости кредитов и ограничение их доступности, дестабилизация экономики и разбалансирование  экономических пропорций.

Основными причинами возникновения  бюджетного дефицита являются:

· сокращение общественного  производства;

· эмиссия необеспеченных денег;

· чрезмерные затраты на социальные программы;

· чрезмерные объемы накопленных  государственных долгов с неблагоприятными условиями обслуживания.

Прогнозирование дефицита бюджета  и государственного долга не может  осуществляться в отдельности, в  отрыве от прогнозирования макроэкономического  развития страны в целом, а лишь как  естественная составляющая такого развития. В свою очередь, общее макроэкономическое развитие в значительной степени  зависит от формирования доходов  и расходов бюджета (в том числе, бюджетного дефицита), а также объемов  и характеристик государственного долга.

С позиции кредитных отношений, государственный долг - это величина задолженности государства всем своим кредиторам. Государственный  долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных  кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений  отражают состояние экономики и  финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. Однако для  отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические  методы, применяемые государством для  балансирования бюджета и регулирования  экономического цикла. Такая политика направлена на сглаживание колебаний  экономики и преодоление негативных последствий спадов.

Согласно статье 115 БК РФ, государственной гарантией признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное  образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная  гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично.

Письменная форма государственной  гарантии является обязательной. Несоблюдение письменной формы государственной  гарантии влечет ее недействительность (ничтожность).

В государственной гарантии должны быть указаны: сведения о гаранте, включающие его наименование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации) и наименование органа, выдавшего  гарантию от имени указанного гаранта; определение объема обязательств по гарантии.

Срок гарантии определяется сроком исполнения обязательств, по которым  предоставлена гарантия. Гарантии предоставляются  на конкурсной основе. Гарант по государственной  гарантии несет субсидиарную ответственность  дополнительно к ответственности  должника по гарантированному им обязательству. Предусмотренное государственной  гарантией обязательство гаранта  перед третьим лицом ограничивается уплатой суммы, соответствующей  объему обязательств по гарантии. Гарант, исполнивший обязательство получателя гарантии, имеет право потребовать  от последнего возмещения сумм, уплаченных третьему лицу по государственной гарантии, в полном объеме, в порядке, предусмотренном  гражданским законодательством  Российской Федерации. Гарантии по обязательствам, составляющим государственный внешний  долг Российской Федерации, могут предусматривать  солидарную ответственность гаранта. Исполнение государственных гарантий подлежит отражению в составе  расходов бюджетов как предоставление кредитов.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в валюте Российской Федерации включается в состав государственного внутреннего  долга Российской Федерации как  вид долгового обязательства. Федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год утверждаются государственные гарантии Российской Федерации, выдаваемые отдельному субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на сумму, превышающую 1 млн. минимальных  размеров оплаты труда.

Общая сумма предоставленных  государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте включается в состав государственного внешнего долга Российской Федерации как вид долгового обязательства. Кроме того, должны отдельно утверждаться государственные гарантии Российской Федерации на сумму, превышающую сумму, эквивалентную 10 млн. долларов США. Предоставление государственных гарантий Российской Федерации для обеспечения обязательств в иностранной валюте утверждается в порядке, предусмотренном для государственных внешних заимствований в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

При исполнении получателем  государственной гарантии Российской Федерации своих обязательств перед  третьим лицом на соответствующую  сумму сокращается внешний либо внутренний государственный долг Российской Федерации, что отражается в отчете об исполнении бюджета. Министерство финансов Российской Федерации либо другой орган  исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации, ведет учет выданных гарантий, исполнения получателями указанных гарантий своих  обязательств, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, а  также случаев осуществления  государством платежей по выданным гарантиям.

На основании данных этого  учета Государственной Думе представляется подробный отчет о выданных гарантиях  по всем получателям указанных гарантий, об исполнении этими получателями обязательств, обеспеченных указанными гарантиями, и осуществлении государством платежей по выданным гарантиям.

Государственные гарантии Российской Федерации предоставляются Правительством Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный орган представляет Правительство  Российской Федерации на всех переговорах  о предоставлении государственных  гарантий Российской Федерации и  заключает соответствующие соглашения от имени Правительства Российской Федерации.

Информация о работе Управление государственным долгом