Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий.Источники образования государственного долга.
1.2.Система управления государственным долгом.
2.Управление государственным долгом в РФ.
2.1.Анализ внешнего долга России за 2007-2009 гг.
2.2.Анализ внутреннего долга России за 2007-2009 гг.
2.3.Направление управления государственным долгом РФ.
3.Перспективы развития управления государственным долгом.
3.1.Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

tema_16_Upravlenie_gosudarstvennym_dolgom_po_d.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

В случае предоставления государственной  гарантии Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации либо иной уполномоченный Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти обязаны провести проверку финансового  состояния получателя государственной  гарантии Российской Федерации.

ВЫВОД: Причины появления  государственного долга: внешние и  внутренние заимствования для финансирования бюджетного дефицита; капитализация  процентов по ранее полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими при рассмотрении государственного долга. Важнейшей  задачей экономической политики государств является поиск оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической ситуации чаще используют относительные величины, в частности, отношение государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические методы, применяемые государством для балансирования бюджета и регулирования экономического цикла.

1.2 Система управления государственным долгом

Система управления государственным  долгом - это взаимосвязь бюджетных, финансовых, учетных, организационных  и других процедур, направленных на эффективное регулирование размера, стоимости и структуры государственного долга.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий:

· разработка программы заимствований  Российской Федерации на следующий  год;

· процедура принятия основных параметров управления государственным  долгом Российской Федерации на очередной  год;

· исполнение принятой программы  управления государственным долгом в течение планового года.

Основные задачи, решение  которых необходимо для достижения целей управления государственным  долгом:

· своевременность и полнота  формирования источников финансирования дефицита бюджета;

· проверка эффективности  и целевого использования привлекаемых денежных средств в целом и  по видам применяемых финансовых инструментов;

· осуществление контроля за соблюдением предельного значения и структуры государственного долга;

· контроль за ходом исполнения долговых обязательств Правительства  Российской Федерации прошлых лет;

· контроль за эмиссией ценных бумаг и их размещением с учетом необходимой обеспеченности денежной массой в наличном обороте и на депозитах;

· экспертиза проекта государственного бюджета и контроль за его исполнением, осуществление контроля за изменением структуры и объема государственного долга;

· экспертиза проектов законов, других нормативных правовых актов  органов государственной власти, влияющих на формирование, обслуживание и погашение государственного долга.

Ключевой целью долгового  управления является баланс между минимизацией бюджетного риска и минимизацией стоимости обслуживания долгов.

Управление внешним долгом является одним из элементов макроэкономической политики государства. С одной стороны, эффективное использование внешнего долга может стать мощным фактором экономического роста, позволяющим привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Устойчивое положение страны на международном рынке капитала, своевременное выполнение долговых обязательств способствуют укреплению ее международного авторитета и обеспечивают дополнительный приток инвестиций на более выгодных условиях. Кроме того, повышается доверие к ее валюте, укрепляются внешнеторговые связи. С другой стороны, кризис внешней задолженности может стать серьезным негативным фактором не только экономического, но и политического значения.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования:

· управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса;

· кризисное управление в  условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Разница между этими режимами лежит в плоскости оценки ключевых составляющих государственных заимствований: накопление госдолга, система платежей, тенденции новых заимствований.

Нормальный режим связан, во-первых, с обеспечением стабилизации долговых параметров; во-вторых, с наличием дефицитного бюджета;

в-третьих, с созданием  условий для сближения усредненной  реальной ставки процента по долгу  и темпу прироста ВВП; в-четвертых, с нормализацией процесса сокращения краткосрочных обязательств по долгу, по отношению к среднесрочным  и долгосрочным обязательствам.

Госдолг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов  для его регулирования. К ним  можно отнести: стабилизационные инструменты  в госдолге, управление динамикой  долга, уменьшение государственного внутреннего  долга, реструктуризация задолженностей экономических субъектов (предприятий  и организаций) бюджету, контроль за заимствованиями субъектами РФ, сокращение государственного долга путем недофинансирования бюджетной сферы, снижение стоимости  обслуживания госдолга.

Основным методом управления госдолгом является оптимизация  государственных заимствований. Данный подход выходит за рамки понятия  «метод регулирования», представляя  собой практически программу  по оптимизации заимствований, в  рамках которой осуществляется маневр внешними и внутренними займами.

Оптимизационный подход касается как формирования долга, так и  его обслуживания, включая следующие  меры: обесценение эквивалентности  текущих долгов и будущих налогов; сохранение баланса в эмиссионной  деятельности и сборе налогов  с процессом наращивания долга  и размерами его обслуживания; реализация политики стабилизации долга в увязке с процессом инвестирования; проведение мер по трансформации политики роста долга в ограничительную политику, стабилизирующую рост долга. Эффективным методом управления госдолгом является удлинение государственного долга. Он является одним из ключевых и связан с процессом замещения «коротких» и «дорогих» долгов на «длинные» и «дешевые».

Вывод: Система управления государственным долгом Российской Федерации представляет собой следующую  совокупность основных мероприятий: разработка программы заимствований Российской Федерации на следующий год; процедура  принятия основных параметров управления государственным долгом Российской Федерации на очередной год; исполнение принятой программы управления государственным  долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления государственным долгом должна иметь  два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в  условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Государственный долг представляет собой сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий использования системы  методов для его регулирования.

2. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ  ДОЛГОМ В РФ

2.1 Анализ внешнего долга России.

В соответствии со ст. 6 Бюджетного Кодекса внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации  включаются:

· номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в иностранной  валюте;

· объем основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым  выражены в иностранной валюте, в  том числе по целевым иностранным  кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;

· объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной  валюте.

 

2.2 Анализ внутреннего  долга России.

Согласно определению, данному  в статье 6 Бюджетного Кодекса РФ внутренний долг - это обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства  субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований  перед Российской Федерацией, возникающие  в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных  кредитов (заимствований).

В объем внутреннего государственного долга включаются:

· номинальная сумма долга  по государственным ценным бумагам  Российской Федерации, обязательства  по которым выражены в валюте Российской Федерации;

· объем основного долга  по кредитам, которые получены Российской Федерацией, и обязательства по которым  выражены в валюте Российской Федерации;

· объем основного долга  по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией;

· объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации.

Согласно статье 98.1 БК РФ, введенная Законом 2007 г. №63-ФЗ, содержит новые положения, предусматривающие списание с государственного внутреннего долга России долговых обязательств, не предъявленных к погашению кредитором в течение срока исковой давности, установленного законодательством РФ. Согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Соответственно, в случае если кредитор в течение данного  срока не предъявит к погашению  долговое обязательство России, т.е. не совершит определенные условиями  обязательства и нормативными правовыми  актами действия, то долговое обязательство  считается полностью прекращенным и списывается с государственного внутреннего долга РФ. Такое долговое обязательство России, как государственная  гарантия России, считается полностью  прекращенным и списывается с  государственного внутреннего долга  РФ по истечении срока данной гарантии.

Статьей 119 Бюджетного кодекса  Российской Федерации определен  порядок обслуживания государственного внутреннего долга Российской Федерации, государственного внутреннего долга  субъекта Российской Федерации, муниципального долга.

Затраты по размещению, выплате  доходов и погашению долговых обязательств Российской Федерации  осуществляются за счет средств федерального бюджета.

Обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации  производится Банком России и его  учреждениями, если иное не предусмотрено  Правительством Российской Федерации, путем осуществления операций по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению и выплате  доходов в виде процентов по ним  или в иной форме.

Выполнение Банком России, другим специализированным финансовым институтом функций генерального агента Правительства Российской Федерации  по размещению долговых обязательств Российской Федерации, их погашению  и выплате доходов в виде процентов по ним осуществляется на основе специальных соглашений, заключаемых с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации выполнять функции эмитента государственных ценных бумаг.

Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного внутреннего долга безвозмездно.

Информация о работе Управление государственным долгом