Управление государственным долгом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 23:24, курсовая работа

Описание работы

Государственный долг и его рост сильно влияют на функционирование экономики. В этом плане видятся две опасности: возможность банкротства нации и опасность переложения долгового бремени на будущие поколения. В настоящее время государственный долг занимает особое место среди болевых проблем современной бюджетной политики России.
Государственный долг является одним из макроэкономических параметров, объектом и инструментом экономической политики государства. Существование долга может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на реальный, финансовый и другие секторы в зависимости от направления государственных расходов, фазы делового цикла, от уровня развития экономики.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретические аспекты государственного долга
1.1. Сущность и значение государственного долга и государственных гарантий.Источники образования государственного долга.
1.2.Система управления государственным долгом.
2.Управление государственным долгом в РФ.
2.1.Анализ внешнего долга России за 2007-2009 гг.
2.2.Анализ внутреннего долга России за 2007-2009 гг.
2.3.Направление управления государственным долгом РФ.
3.Перспективы развития управления государственным долгом.
3.1.Стратегия управления государственным долгом в условиях мирового финансового кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

tema_16_Upravlenie_gosudarstvennym_dolgom_po_d.docx

— 47.75 Кб (Скачать файл)

2. Осуществление заимствований  с учетом платежеспособности  и долговой емкости федерального  бюджета, проведение операций  с государственным долгом, направленных  на оптимизацию его структуры  и минимизацию расходов на  обслуживание.

3. Организация учета долговых  обязательств и операций с  государственным долгом.

Управление структурой государственного долга в соответствии с данной стратегией следует осуществлять посредством  систематического отбора форм заимствований, отвечающих потребности области  в привлечении финансовых ресурсов и способствующих минимизации стоимости  государственного долга при заданном уровне рисков.

Основой бюджетной политики в части управления государственным  долгом, обеспечивающей необходимый  уровень экономической безопасности, должен быть механизм защиты определенной части расходов бюджета, необходимых  для бесперебойного функционирования инфраструктуры и выполнения социальных программ от рисков, связанных с  погашением долга.

В среднесрочном планировании необходимо четко контролировать объемы заимствований осуществляемых в  нынешних и прогнозируемых экономических  условиях для сохранения долговой нагрузки на управляемом уровне.

Мероприятия по внедрению  формализованных процедур управления государственным долгом Российской Федерации должны способствовать достижению целей долговой политики.

Основными рисками исполнения федерального бюджета, в том числе  в части привлечения заемных  средств, можно определить:

· риск процентной ставки, показывающий вероятность неблагоприятного для  Российской Федерации изменения  стоимости заимствований в зависимости  от времени и объема потребности  в заемных ресурсах;

· риск ликвидности, связанный  с отсутствием у федерального бюджета средств для полного  исполнения своих обязательств в  срок;

· кредитный риск;

· риск недостаточного спроса на облигации в определенный момент времени, который ведет к невозможности  удовлетворения потребностей эмитента.

Источником риска процентной ставки являются изменения условий  на рынке заимствований, которые  в значительной степени находятся  вне контроля исполнительного органа государственной власти Российской Федерации.

Исходя из этого, основным подходом к минимизации данного  риска является отказ от использования  заимствований, которым присущ высокий  риск процентной ставки. Одним из вариантов  этого подхода является осуществление  заимствований с фиксированной  ставкой и с возможностью досрочного погашения.

Источником риска ликвидности  являются изменения макроэкономических факторов, влияющих на формирование доходов  и расходов федерального бюджета  и, как следствие, объемов заимствований. Данный риск поддается определенному  контролю со стороны исполнительного  органа государственной власти Российской Федерации.

Одним из подходов к минимизации  риска ликвидности является повышение  точности бюджетных прогнозов. Другим подходом может быть построение оценки долговой емкости бюджета на основе консервативных или даже пессимистичных прогнозов экономического развития и финансового состояния Российской Федерации.

Кредитный риск в определенной мере поддается контролю органам  исполнительной государственной власти Российской Федерации.

Вывод: Разработка данной стратегии  обусловлена изменениями финансово - экономической ситуации в стране. В условиях мирового финансового  кризиса и общего ухудшения экономической  конъюнктуры заимствований появилась  потребность корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований Российской Федерации, обозначить стратегию управления госдолгом, предметно определить направления  долговой стратегии.

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема государственного долга является одной из основных проблем российской экономики, оказывающей  непосредственное влияние как на темпы экономического роста страны в целом, так и на направления  финансовой и бюджетной политики.

Причины появления государственного долга: внешние и внутренние заимствования  для финансирования бюджетного дефицита; капитализация процентов по ранее  полученным кредитам; недофинансирование обязательств, принятых государством к исполнению. Теория государственного долга неразрывно связана с теорией  государственного бюджета и использует ряд основных бюджетных понятий, которые являются основополагающими  при рассмотрении государственного долга. Важнейшей задачей экономической  политики государств является поиск  оптимального решения проблем бюджетного дефицита и государственного долга.

Государственный долг может  оказывать как отрицательное, так  и положительное влияние на экономическое  развитие. Внешняя задолженность  позволяет стране осуществлять большие  совокупные затраты, чем выработанный национальный доход, и финансировать  инвестиции, которые не обеспечиваются внутренними поступлениями. В этом аспекте государственные заимствования  оказывают положительное влияние  на макроэкономическое развитие.

Отрицательное влияние государственных  заимствований отражается в наличии (возрастании) бюджетного дефицита, особенно в объемах, которые являются непомерными  для развития конкретной экономики. Для отражения реальной экономической  ситуации чаще используют относительные  величины, в частности, отношение  государственного долга к объему ВВП. Существуют различные экономические  методы, применяемые государством для  балансирования бюджета и регулирования  экономического цикла.

Система управления государственным  долгом Российской Федерации представляет собой следующую совокупность основных мероприятий: разработка программы  заимствований Российской Федерации  на следующий год; процедура принятия основных параметров управления государственным  долгом Российской Федерации на очередной  год; исполнение принятой программы  управления государственным долгом в течение планового года.

В последние годы наметились качественно новые тенденции  в сфере управления госдолгом, что  обусловлено форсированным переходом  к рыночным механизмам его формирования и обслуживания. Главные черты  новых тенденций - мобилизация ресурсов с помощью займов и других государственных  обязательств, использование налоговой  системы, активных методов реструктуризации заимствований и организации  обслуживания долга. Система управления госдолгом должна иметь два режима функционирования: управление в нормальном режиме воспроизводственного процесса; кризисное управление в условиях обостряющегося дефицита бюджета, спада  производства, сокращение возможностей привлечения новых заимствований.

Госдолг представляет собой  сложное экономико-финансовое образование, особый финансовый механизм, требующий  использования системы методов  для его регулирования.

Внешний долг - это обязательства, возникающие в иностранной валюте. Разработка данной стратегии обусловлена  изменениями финансово - экономической  ситуации в стране. В условиях мирового финансового кризиса и общего ухудшения экономической конъюнктуры  заимствований появилась потребность  корректировки проводимой политики государственных внутренних заимствований  Российской Федерации, обозначить стратегию  управления госдолгом, предметно определить направления долговой стратегии.

Управление государственным  долгом является частью системы управления финансовыми ресурсами Российской Федерации, поскольку государственный  долг при непродуманной долговой политике является потенциальным источником экономических и политических рисков. Данный фактор предопределяет тесную взаимосвязь управления государственным  долгом с вопросами экономической  безопасности Российской Федерации.

Качественное и эффективное  управление долгом означает не только отсутствие просроченных долговых обязательств, оптимизацию расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации, но и создание прозрачной системы управления долгом с использованием четких процедур и механизмов публичного раскрытия информации о долге.

Российская Федерация  будет стремиться к проведению максимально  гибкой политики заимствований, позволяющей  оперативно заменять одни долговые инструменты  другими, в зависимости от изменения  условий на внутреннем и внешнем  рынках в интересах бюджета Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. - 2010

2. Бескова И.А. Анализ управления государственным долгом Российской Федерации // Финансы. - 2009

3. Вавилов А. Государственный долг: Уроки кризиса и принципы управления. - М., 2011

4.Вавилов А. Принципы государственной долговой политики / А. Вавилов, Е. Ковалишин // Вопросы экономики. - 2009

5.Воронин Ю. Управление государственным долгом / Ю. Воронин, В. Кабашкин // Экономист. - 2010

6. Дробозина Л.А. Финансы. - М.: ЮНИТИ, 2010

7. Зайцев А., Тресков В. Проблемы бюджетного федерализма. // Финансы. - 2011

8. Лаврушин И.О. «Деньги, кредит, банки». - М.: Финансы и статистика, 2009 

9. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебник. «Финансы», Издательское объединение «ЮНИТИ», 2010

10. Родионова В.М. Управления государственным долгом - М.: «Финансы и статистика», 2010

11. Финансы. Денежное обращение. Кредит / под ред. доктора экономических наук проф. Поляка Г.Б. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2011

12. Хайхадаева О.Д. Государственный долг Российской Федерации. - С. Пб.: Норма, 2008.

13.Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики. - М.: Экономист, 2009

14. Экономика и бизнес. Под редакцией Камаева В.Д. - М., 2010.

15. Экономико-политическая ситуация в России. - М.: ИЭПП, 2009

16. Официальный сайт Министерства финансов. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.minfin.ru

 


Информация о работе Управление государственным долгом