Управление государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть понятие управления финансами,
Задачи:
1. изучить основы управления государственными финансами;
2. рассмотреть финансовый менеджмент на предприятии;
3. ознакомиться с управлением финансами в зарубежных странах;
4. исследовать организацию государственных финансов на федеральном уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление государственными финансами 5
2. Финансовый менеджмент 12
3. Управление финансами в зарубежных странах 18
4. Организация государственных финансов на федеральном уровне 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

управление финансами ред.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие экономики в любой стране мира в любой отрасли, в немалой степени зависит от рационального построения финансовой системы, понимаемой в широком смысле и не сводящейся лишь к финансам государства. Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. 

Эффективное управление финансами включает финансовое планиро041вание и прогнозирование с такими обязательными элементами, как бюджетирование и бизнес-планирование, разработка инвестиционных проектов, организация управленческого учета, комплексный финансовый анализ и на его основе решение проблем платежеспособности, финансовой устойчивости, преодоления возможного банкротства предприятия.

Управление финансами ­ это управление денежными потоками, движением финансовых ресурсов, соответствующей организацией финансовых отношений. Управление финансами представляет собой сознательное и целенаправленное воздействие на экономические отношения, обусловленные взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, движением денежных средств, денежным обращением, для получения оптимального конечного результата хозяйствования. В условиях рыночной экономики резко повышается значимость эффективного управления финансами, поскольку оно предполагает оптимизацию ресурсного потенциала предприятия.

Структура финансовой системы, сложившаяся в РФ в результате рыночных преобразований 1990-х гг., включает следующие звенья финансовых отношений: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, фонды страхования, фондовый рынок и финансы предприятий различных форм собственности.

Поскольку финансы являются носителем распределительных отношений, то это распределение происходит прежде всего между различными хозяйственными субъектами.

Актуальность темы состоит в том, что управление финансами в условиях рыночной экономики должна сопровождаться не только развитием кредитных отношений, но и повышением действенности всех звеньев финансовой системы страны.

Объектом исследования является ­ управление финансами.

Предметом исследования выступает сущность управления финансами в стране.

Цель исследования: рассмотреть понятие управления финансами,

Задачи:

  1. изучить основы управления государственными финансами;
  2. рассмотреть финансовый менеджмент на предприятии;
  3. ознакомиться с управлением финансами в зарубежных странах;
  4. исследовать организацию государственных финансов на федеральном уровне.

Теоретической базой при написании курсовой работы послужили законы и нормативные акты РФ, труды ученых и практиков по исследуемой проблеме.

Методы исследования: анализ, синтез, монографический, изучение научной литературы.

 
 
              1. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ

 

Управление государственными финансами –  составная часть общей системы управления социально-экономическим развитием страны.

Государственные финансы – это отношения по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта (СОП) и части национального богатства, которые связанны с формированием финансовых ресурсов государства и использованием их на затраты по расширению производства, удовлетворения растущих социально-культурных потребностей общества, нужд обороны и управления. [17, с.83]

В сфере государственных финансов выделяются звенья:

  • государственный бюджет;
  • внебюджетные фонды;
  • государственный кредит.

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. В нём концентрируется значительная часть финансовых ресурсов государства. В руках государства сосредотачивается основная доля СОП и национального дохода (НД) (в России до 80% средств централизуется) [11, с.44].

По словам М.Л. Подъяблонской: «…управление государственными финансами – это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы  страны в целом и её территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, Финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач в стране»[14, с.72].

Финансовая система РФ

 

 

 

 

 

 

 

 

 




На рисунке 1 представим схему финансовой системы Российской Федерации.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. Финансовая система Российской Федерации

В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации управление финансами по видам объектов подразделяют на:

  • управление финансами федеральных органов власти страны;
  • управление финансами субъектов федерации;
  • управление финансами муниципальных образовании;
  • управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инcтрументы управления.

К объектам управления финансами относят сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты разных уровней, государственные внебюджетные социальные фонды, государственный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Субъектами управления финансами является совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях) [9, c.72]

Главным инструментом управления финансами служит финансовый механизм, который является составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства. Финансовый механизм управления нацелен на решение конкретных задач, достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества.

Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. При этом выделяют три основные группы, которые отражают экономическое содержание финансов: государственные и муниципальные финансы, финансы организаций разных организационно-правовых форм, включая и страховые организации, финансы домохозяйств [15, c.90]. 

В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма управления осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Как верно отмечает Тосунян Г.А., управление финансами выполняет следующие функции:

  • финансовый анализ;
  • финансовое прогнозирование;
  • планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;
  • оперативное регулирование финансов;
  • контроль за состоянием финансов. [16, с.52]

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, которая является предпосылкой финансового планирования.

Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и  источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.

В целях реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач применяется оперативное регулирование государственных финансов. 

Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов выполняет финансовый аппарат. 

Итак, управление финансами тесно связано с управление кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Не смотря на все особенности формирования финансовой политики, можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

Любая фискальная политика государства в первую очередь предполагает решение фискальных задач, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. Оптимальным в этом случае является ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его обязательных доходов.

Кроме фискальных целей финансовая политика государства проводит регулирование экономических процессов. Такое регулирование осуществляется в связи с тем, что государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся налоги, государственный кредит, бюджетные ассигнования, различные формы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С помощью этих инструментов государство оказывает воздействие на размер денежных средств, которым располагает экономический субъект, и таким образом влияет на различные экономические процессы. 

К таким процессам относятся экономический рост, занятость, рост инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий. Регулирование финансовой политики может осуществляться государством стихийно или сознательно. [6, с.83]

В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существует два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направленно на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличение бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционный механизм связан с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования в целях сдерживания деловой активности и стабилизации денежного обращения.

Однако при этом возникают определенные сложности, которые связаны с выбором целей регулирования. С помощью одного и того же механизма регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них. Однако выбор целей в нормальной экономической ситуации осуществляется государством достаточно просто, так как экономический спад и рост инфляции обычно одновременно не происходят.

Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение среднесрочных и долгосрочны задач, что требует наличия значительного времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.

Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетная ставка или ставка рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынке и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центральном банке РФ.

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые часто приводят к бюджетному дефициту в условиях стимулирования экономического роста и занятости [12, с.80].

Итак, к основным целям финансовой политики можно отнести:

1) Повышение  объема и эффективности использования  финансовых ресурсов. Отказ от  учета повышения эффективности  и использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.

2) Оздоровление  и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства  доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости рубля.

Информация о работе Управление государственными финансами