Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:12, курсовая работа
Цель исследования: рассмотреть понятие управления финансами,
Задачи:
1. изучить основы управления государственными финансами;
2. рассмотреть финансовый менеджмент на предприятии;
3. ознакомиться с управлением финансами в зарубежных странах;
4. исследовать организацию государственных финансов на федеральном уровне.
Введение 3
1. Управление государственными финансами 5
2. Финансовый менеджмент 12
3. Управление финансами в зарубежных странах 18
4. Организация государственных финансов на федеральном уровне 23
Заключение 28
Список литературы 30
К поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета относятся:
- денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в валюте РФ путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов кредитных организаций в валюте РФ;
- поступления от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;
- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- поступления от реализации государственных запасов; поступления за счет изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета;
- поступления из прочих внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступлениями из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета являются:
- денежные средства, привлеченные в форме займов, осуществляемых в иностранной валюте путем размещения государственных ценных бумаг РФ, и кредитов правительств иностранных государств, иностранных банков и фирм, международных финансовых организаций в иностранной валюте; поступления из прочих внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета.
Поступившие в федеральный бюджет средства направляются на осуществление расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
За счет средств федерального бюджета обеспечиваются:
- финансирование деятельности Президента РФ, федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
- финансирование национальной обороны и государственной безопасности Российской Федерации;
- государственная поддержка субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в приоритетных для Российской Федерации отраслях экономики (капиталоемких, инновационных, стратегических);
- финансирование деятельности государственных учреждений, производящих на нерыночной основе социальные услуги общественного потребления;
- финансирование международной деятельности в общефедеральных интересах; ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;
- финансовая поддержка субъектов РФ и муниципальных образований особого статуса;
- финансирование выборов и референдумов Российской Федерации; обслуживание государственного долга Российской Федерации; финансирование иных расходов по реализации полномочий органов государственной власти РФ. [14, с.108]
Наряду с федеральным бюджетом значительный объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении органов государственной власти РФ, сосредоточен в государственных внебюджетных фондах РФ (Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования РФ, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования).
Государственный внебюджетный фонд РФ фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 13 БК РФ)[2].
Доходы государственных социальных внебюджетных фондов РФ формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации (отчислений от единого социального налога, отчислений от налогов по специальным налоговым режимам, различных страховых взносов и др.);
- средств федерального бюджета; добровольных взносов физических и юридических лиц; доходов от размещения временно свободных средств фондов;
- других доходов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Использование средств государственных внебюджетных фондов РФ осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ за счет средств государственных социальных внебюджетных фондов РФ финансируются расходы, связанные с реализацией конституционных прав граждан на:
- социальное обеспечение по возрасту;
- социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о социальном обеспечении;
- охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи (ст. 143 БК РФ).
Основной объем финансовых ресурсов органов государственной власти субъектов РФ концентрируется в региональных бюджетах. Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Российской Федерации (ст. 15 БК РФ) .
Доходы бюджетов
субъектов РФ формируются за счет налоговых
доходов, неналоговых доходов, безвозмездных
перечислений и других доходов.
Налоговыми
доходами бюджетов субъектов РФ являются:
- федеральные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;
- региональные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным и региональным законодательством;
- местные налоги и сборы, зачисляемые в региональный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;
- пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в региональный бюджет.
В состав неналоговых доходов бюджетов субъектов РФ включаются:
- доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, или от деятельности организаций, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ;
- доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в региональный бюджет; административные платежи и сборы;
- штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного субъекту РФ;
- прочие неналоговые доходы[5, c.67].
Проанализируем особенности формирования и направления использования средств Пенсионного фонда РФ за последние три года.
Проект бюджета Фонда на 2011 год и на период до 2012 года по доходам сформирован: на 2011 год - в сумме 2330632,7 млн. рублей (126,3 % к предыдущему году), в том числе 2107198,3 млн. рублей (122,1 %) - в части распределительной составляющей бюджета Фонда; на 2012 год - соответственно, в сумме 2669533,5 млн. рублей (114,5 %) и 2397522,3 млн. рублей (113,8 %); на 2013 год - в сумме 3179764,2 млн. рублей (119,1 %) и 2857588,9 млн. рублей (119,2 %).
Поступление страховых взносов на страховую и накопительную части трудовой пенсии (более 40 % от доходов бюджета ПФР) предполагается: в 2011 году - 1029290,0 млн. рублей, в 2012 году - 1184670,0 млн. рублей, в 2013 году - 1344260,0 млн. рублей с учетом поступления взносов в виде фиксированного платежа.
Предполагаемый объем поступления страховых взносов на страховую часть не обеспечивает прогнозируемые расходы на выплату страховой части трудовой пенсии во все больших масштабах: в 2011 году - на 112087,5 млн. рублей, в 2012 году - на 143262,0 млн. рублей, в 2013 году - на 189551,9 млн. рублей. Законопроектом предусмотрено получение доходов от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении ПФР, в 2011 году 12,0 млн. рублей (в 2,6 раза больше, чем в 2008 и 2009 годах), на 2012 и 2013 годы такие доходы предусматриваются, соответственно, в размерах 15,0 млн. рублей (в 1,2 раза больше) и 19,0 млн. рублей (в 1,5 раза больше).
Безвозмездные поступления из федерального бюджета предусмотрены: на 2011 год в сумме 1284324,4 млн. рублей, на 2012 год - в сумме 1461048,3 млн. рублей и на 2013 год - в сумме 1806647,7 млн. рублей, или 55,1 %, 54,7 % и 56,8 %, соответственно, от предполагаемых доходов ПФР. Из них на покрытие дефицита бюджета Фонда в 2010-2012 годах средства из федерального бюджета были предусмотрены, соответственно, в сумме 184580,6 млн. рублей, 149138,6 млн. рублей и 251551,7 млн. рублей (на 109,2 % - в 2011 году, на 69 % - в 2012 году и на 185,1 % - в 2013 году больше, чем в 2008 году). Необходимо отметить, что доля средств из федерального бюджета, перечисляемых в ПФР, имеет тенденцию к увеличению (в 2007 году - 49,6 %, в 2008 году - 53,2 %, на 2009 год запланировано 52,2 процента).
Приведем данные по доходам и расходам ПФ РФ за 2009-2013 гг. (таблица 4.1.)
Таблица 4.1. Доходы и расходы Пенсионного фонда РФ в 2009-2013 гг.
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 | |
Доходы ПФ (трлн. руб.) |
1.9 |
2.7 |
3.3 |
4.1 |
4.7 |
Расходы ПФ (трлн. руб.) |
1.8 |
2.3 |
2.9 |
3.7 |
4.3 |
Таким образом, проанализировав динамику доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2009-2013 года, можно выявить тенденцию увеличение средств федерального бюджета в финансировании пенсионной системы свидетельствует об усиливающейся тенденции ее отхода от страховых принципов, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные.
Основными причинами увеличения доли средств федерального бюджета в бюджете ПФР являются: возложение на ПФР дополнительных функций по осуществлению отдельных выплат не страхового характера, финансируемых за счет средств федерального бюджета (ЕДВ, ДЕМО, ДМО, материнский (семейный) капитал); низкий удельный вес учитываемой заработной платы в ВВП и ее доли в доходах населения и, соответственно, низкий объем поступлений страховых взносов.
Что касается структуры доходов, то большую часть занимают налоги и взносы на социальные нужды, далее следуют безвозмездные поступления, в основном из федерального бюджета, на третьем месте доходы от размещения пенсионных накоплений.
В настоящей работе был рассмотрен основной круг вопросов, позволяющих исследовать содержание основ управления государственными финансами.
Управление финансами является составной частью общей системы управления социально-экономическими процессами в стране. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического цивилизованного развития общества.
Цель управления финансами - финансовая устойчивость и финансовая независимость, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.
В управлении финансами выделяются объекты и субъекты управления.
Объектами выступают разнообразные виды финансовых отношений, которые образуют финансовую систему страны. Субъекты управления финансами - совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами - финансовый аппарат.
Управление финансами осуществляется на всех уровнях финансовой системы. Оно является общегосударственным, которое устанавливает общие принципы, правила и нормы. При этом государство обеспечивает проведение единой финансово-бюджетной, налоговой, валютной и денежно-кредитной политики в Российской Федерации; и управление финансами отдельных субъектов управления
В новых условиях хозяйствования и становлении рыночных отношений в России особое значение имеет финансовый менеджмент, призванный обеспечить эффективное управление ресурсами предприятий различных форм собственности.