Управление государственными финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 10:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: рассмотреть понятие управления финансами,
Задачи:
1. изучить основы управления государственными финансами;
2. рассмотреть финансовый менеджмент на предприятии;
3. ознакомиться с управлением финансами в зарубежных странах;
4. исследовать организацию государственных финансов на федеральном уровне.

Содержание работы

Введение 3
1. Управление государственными финансами 5
2. Финансовый менеджмент 12
3. Управление финансами в зарубежных странах 18
4. Организация государственных финансов на федеральном уровне 23
Заключение 28
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

управление финансами ред.doc

— 191.50 Кб (Скачать файл)

3) Достижение  более высокого уровня жизни  населения на основе развития  отраслей промышленности и сельского  хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики. Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.  [7, с.55]

 

2. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Финансовый менеджмент — управление капиталом на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. Термин "финансовый менеджмент" (financial management) в переводе с английского означает финансовое управление, или управление финансами. В зарубежной литературе это понятие, как правило, относится к деятельности компаний и фирм в отличие от государственного регулирования финансов, но многие инструменты финансового менеджмента имеют универсальный характер и применяются в управлении финансами на уровне государства. В последние годы финансовый менеджмент активно развивается в банках, страховых организациях, пенсионных фондах, финансово-инвестиционных компаниях и др [10, с.61]

Финансовый менеджмент можно определить как управление денежными потоками в целях получения прибыли в перспективе и обеспечения текущей платежеспособности.

Финансовый менеджмент по мнению Бригхем Ю., Гапенски Л. — это совокупность приемов, методов и средств, используемых предприятиями для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. [4, с.21]

Основная цель финансового менеджмента — получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников.

Финансовый менеджмент как система управления состоит из двух подсистем:

• управляемая подсистема (объект управления);

• управляющая подсистема (субъект управления).

Объект управления — это совокупность условий осуществления денежного оборота, кругооборота стоимости, движения финансовых ресурсов и финансовых отношений между предприятиями и их подразделениями в хозяйственном процессе.

 

Субъект управления — это отдельная группа специалистов (финансовая дирекция, финансовый менеджер), которая посредством различных форм управленческого воздействия обеспечивает целенаправленное функционирование объекта, т.е. финансов предприятия. [19, с.72]

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента.

1. Функции объекта управления – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т. е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и т. д.

2. Функции субъекта управления – общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду.

Кроме того, выделяют следующие функции.

1. Планирование играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий, как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь.

2. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений.

3. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п.

4. Регулирование (от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу) в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров.

5. Координация (лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника.

6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда.

7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента. [15, с.94]

 

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ В ЗАРУБЕЖНЫХ  СТРАНАХ

Управление финансами в ведущих зарубежных странах находится в ведении высших законодательных органов власти - Парламентов. В США - это двухпалатный Конгресс, в ФРГ - двухпалатный Парламент со сроком полномочий 4 года, в Великобритании - двухпалатный Парламент, во Франции - двухпалатный Парламент, в Австралии - двухпалатный Федеральный Парламент, в Австрии - двухпалатный Парламент, избираемый на 4 года, в Индии - президент и двухпалатный парламент, в Канаде - двухпалатный парламент (Палата Общин из 301 депутата, избираемого на 5 лет, и Сенат из 104 назначаемых сенаторов) и т. п.

Парламенты имеют две палаты - нижнюю и верхнюю. Двумя палатами принимаются все основные финансовые законы и, прежде всего, рассматривается и утверждается закон "О федеральном бюджете (или бюджете Центрального Правительства) на очередной финансовый год" и подписываются главой государства.

Парламенты также утверждают законы о налогах, отчеты об исполнении федерального бюджета (или бюджета Центрального правительства), устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга.

Непосредственное управление финансами находится в ведении финансового аппарата, главное звено которого - Министерство финансов. Главными функциями Министерства финансов является разработка финансовой и налоговой политики государства, политики в области государственных расходов, проведение контроля за соблюдением финансовых законов. Министерство финансов составляет законопроект "О федеральном бюджете (или бюджете Центрального Правительства) на очередной финансовый год" и организует исполнение утвержденного высшими законодательными органами власти и подписанного Главой государства федерального бюджета (или бюджета Центрального правительства). Важное подразделение Министерства финансов - управление внутренних займов и государственного долга. Оно ведает эмиссией государственных ценных бумаг, выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

 Следует сказать, что в каждой стране имеются свои особенности в управлении финансами. Так, в США помимо Министерства финансов имеется Административно-бюджетное управление при Президенте, которое составляет расходную часть федерального бюджета. [16, с.47]

Во всех развитых западных странах ведущими подразделениями министерства финансов являются управление внутренних доходов, которое издает инструктивный материал в области прямых налогов и организует их поступление, и управление таможенных пошлин и акцизов, готовящее инструктивный материал по косвенным налогам и организующее их поступление в бюджет.

Важное подразделение министерства финансов ­ управление внутренних займов и государственного долга. Данное подразделение ведает эмиссией государственных займов выплатой по ним процентов и погашением государственного долга.

В состав министерства финансов входит управление контроля за денежным обращением.

В Великобритании управление финансами осуществляет в основном Министерство финансов, именуемое Казначейством. В ФРГ управление финансами также возложено на федеральное Министерство финансов. Во Франции управление финансами возложено на Министерство экономики, финансов и бюджета.

Важное значение в управлении финансами принадлежит специализированным органам финансового контроля, которые независимы от правительства и подотчетны парламенту. В США это Главное контрольно-ревизионное управление, созданное в соответствии с Законом о бюджете и отчетности от 10 июня 1921 г. В его функции входят:

  • толкование финансовых нормативных актов;
  • контроль за законностью и эффективностью операций, проводимых правительственными ведомствами;
  • оказание помощи Конгрессу, его комитетам и конгрессменам;
  • контроль за выполнением отдельных платежных операций;
  • установление правил ведения финансовых операций и отчетности в федеральных учреждениях.

Фактически деятельность контрольного управления сводится к ежегодным проверкам состояния финансов федеральных ведомств и составлению документов и рекомендаций президенту и конгрессу на основе проведения проверок.

В Великобритании таким специальным органом является Управление государственного контроля, созданное еще в 1866 г. Генеральный контролер ­ ревизор назначается правительством пожизненно и может быть смещен только по решению обеих палат Парламента. Полномочия контрольного органа более ограничены, чем в США, В частности, он не имеет права толковать финансовые нормативные акты, не может вмешиваться в оперативную деятельность финансовых служб правительственных ведомств.

В обязанности Управления государственного контроля входит проверка законности финансовой деятельности правительственных ведомств, а также эффективности и целесообразности расходования ими государственных средств. Управление обязано информировать Парламент о результатах таких проверок.

Во Франции контроль за исполнением бюджета всеми государственными органами в центре и на местах осуществляет Счетная палата, которая представляет собой судебный орган, состоящий из несменяемых магистров.

В ФРГ контрольные функции в сфере финансов находятся также в ведении Федеральной счетной палаты: Наиболее сложные дела передаются в суды, которые специализированы на финансовых спорах и проступках, связанных со злоупотреблением государственными средствами. [11, с.107]

Управление финансами местных органов власти, а в федеративных государствах и членов федерации осуществляют финансово-бюджетные советы, которые составляют проекты соответствующих бюджетов и организуют их исполнение.

 

4. ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ  НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Государственные финансы на федеральном уровне состоят из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов РФ.

Согласно ст. 144 Бюджетного кодекса РФ статус государственных внебюджетных фондов РФ имеют только следующие социальные внебюджетные фонды:

- Пенсионный фонд Российской Федерации;

- Фонд социального страхования Российской Федерации;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. [2]

Федеральный бюджет является основной финансовой базой деятельности органов государственной власти РФ. В нем концентрируется основной объем финансовых ресурсов, формируемых в распоряжении этих органов.

Федеральный бюджет ­ форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения Российской Федерации 

Формирование федерального бюджета осуществляется посредством мобилизации налоговых доходов, неналоговых доходов, безвозмездных перечислений и других доходов. 

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

- федеральные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

- региональные налоги и сборы, зачисляемые в федеральный бюджет в соответствии с федеральным законодательством;

- пени и штрафы, взыскиваемые за нарушение налогового законодательства по отдельным видам налогов и сборов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. 

Неналоговыми доходами федерального бюджета являются:

- доходы от использования имущества, находящегося в федеральной собственности, или от деятельности организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- доходы от продажи нематериальных активов, зачисляемые в федеральный бюджет; административные платежи и сборы;

- штрафные санкции и средства, полученные в возмещение ущерба, причиненного Российской Федерации;

- доходы от внешнеэкономической деятельности; прочие неналоговые доходы. 

В федеральный бюджет могут зачисляться безвозмездные перечисления из государственных внебюджетных фондов РФ, от различных организаций (резидентов и нерезидентов), из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, прочие безвозмездные перечисления. 

К другим доходам федерального бюджета относятся:

- доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой бюджетными учреждениями федерального подчинения;

- иные доходы, предусмотренные законодательством РФ. [5, с.82]

Помимо различных видов доходов в федеральный бюджет зачисляются поступления из источников финансирования дефицита бюджета, которые согласно ст. 94 Бюджетного кодекса РФ подразделяются на поступления из внутренних источников и поступления из внешних источников финансирования дефицита федерального бюджета. 

Информация о работе Управление государственными финансами