Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 06:31, контрольная работа
По мере развития финансового рынка и других изменений во
внешней среде, обострением конкурентной борьбы за клиентов, в бан-
ковской индустрии с конца 60-х г. г. произошли серьезные изменения. В
банковской деятельности маркетинг стал применяться в 70-х г. г. Банки
вторыми после авиакомпаний обратились к маркетингу в сфере услуг и
вначале активно применяли отдельные элементы маркетинга, а затем и
концепции маркетинга и стратегического планирования.
1. Понятие банковского маркетинга…………………………………….….3
2. Организация маркетинга в коммерческом банке………………………9
3. Маркетинг как объект управления в коммерческом банке……………12
4. Практическое задание……………………………………………………19
5. Список использованной литературы……………………………………20
Банковский продукт имеет ряд отличительных особенностей.
Во-первых, оказание банковских услуг связано с использованием
денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты).
Во-вторых, нематериальные банковские услуги приобретают зри-
мые черты посредством имущественных договорных отношений.
В-третьих, большинство банковских услуг имеет протяженность
во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом,
устанавливаются
более или менее
банком. Отмеченные
особенности банковского
влияние на маркетинг в банке. В банковском продукте выделяют 3 уров-
ня (по аналогии с товарами):
• основной продукт (услуга);
• реальный продукт;
• расширенный продукт.
Первый уровень - основной продукт, или базовая номенклатура
услуг: кредитование, услуги по вложению капитала и расчетам, опера-
ции с валютой и т. п.
Второй уровень - реальный продукт или текущая номенклатура
услуг. Она постоянно меняется и развивается, не затрагивая основных
направлений деятельности банка. Целью реального продукта является
побуждение клиента к приобретению наибольшего количества услуг,
перевод случайного клиента в статус постоянного. Сюда относятся: под-
готовка документов, платежные услуги, контроль, бухгалтерское и ауди-
торское обслуживание, ведение реестра акционеров и другие операции с
ценными бумагами, советы по налогообложению, инвестиционный кон-
салтинг, доверительные операции и т.д. Можно к банковским услугам
добавить совмещение потребительского кредита со страхованием жизни.
Третий уровень - расширенный банковский продукт. Услуги этого
уровня формируют
доверительные и дружеские
оказание всесторонней помощи: обслуживание зарубежных связей, по-
мощь в творческой идее в области финансов, менеджмента, использова-
ние связей и контактов, финансовых выгод, дружеские связи, наконец,
личные советы банкира, неформальное общение. Банк может содейство-
вать росту капитала предприятия-клиента, слиянию, участвовать в капита-
ле.
Услуги второго и третьего уровня относительно условны, поэтому
чаще встречается
двухуровневая трактовка
периферии услуг.
Решение о базовой номенклатуре (перечне) банковских услуг прини-
мается на этапе создания банка (универсальный или специализированный),
определении его миссии. Перечень базовых услуг российских банков при-
мерно одинаков,
поэтому для привлечения
чивых связей с клиентами используются дополнительные услуги - пере-
чень текущих услуг.
В деле формирования новых услуг, модификации или замене суще-
ствующих значительна роль службы маркетинга, которая на основе анализа
ситуации на рынке, исследований, пожеланий и предпочтений клиентов
должна рекомендовать развитие новых услуг, а также оценивать их целесо-
образность с точки зрения клиентов.
Зарубежные банки предоставляют своим клиентам порядка 300 раз-
личных услуг (в России около 100). Введение каждой новой услуги требует
значительных затрат, а олигополистический тип рынка снижает их эффек-
тивность .
Банк может оказывать, например, такие услуги:
• консультации по вопросам бухгалтерского учета, банковских опе-
раций, инвестиционной деятельности, операций с ценными бумагами, ва-
лютой и т. д.;
• услуги по работе с наличными деньгами, перерасчет денег, подго-
товка денег в разменном варианте для выплаты зарплаты, обмен повреж-
денных денежных знаков, предоставление в аренду технических средств по
обслуживанию операций с наличными деньгами;
• работа с кредитными карточками и дорожными чеками;
• инвестиционно-справочные услуги;
• аудиторские услуги;
• факторинговые услуги;
• лизинговые операции;
• прием поручительства и выдача гарантий для третьих лиц;
• хранение, перевозка ценностей;
• проведение бесплатных семинаров для клиентов банка;
• коммунальные платежи;
• страхование жизни и здоровья вкладчиков на сумму депозита;
• бесплатный консалтинг по экономическим и юридическим вопро-
сам и другие дополнительные услуги.
Таким образом, маркетинг - рыночная концепция управления дея-
тельностью банка, направленная на изучение рынка и экономической
конъюнктуры, конкретных запросов клиентуры и ориентации на них пред-
лагаемых услуг.
ОРГАНИЗАЦИЯ МАРКЕТИНГА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
При организации маркетинговой деятельности в банке необходимо
учитывать, что деятельность банка активно регулируется со стороны го-
сударства. Помимо специальных знаков существует целый ряд обяза-
тельных нормативов, указаний, направленных на обеспечение ликвид-
ности кредитных учреждений.
Организацию маркетинговой деятельности в банке можно пред-
ставить как:
• установление целей и задач банка;
• определение имеющихся ресурсов банка;
• определение возможностей банка;
• определение маркетинговых возможностей банка;
• отбор и исследование целевых рынков;
• стратегическое планирование (ценовая стратегия, стратегия сис-
темы доставки, коммуникационная стратегия);
• тактическое и оперативное планирование комплекса маркетинга;
• организация работы маркетингового подразделения;
• реализация планов маркетинга по достижению целей банка;
• маркетинговый контроль и оперативная корректировка планов
маркетинга и деятельности банка.
Цели и задачи банка
Цели должны быть измеримыми, совместимыми, реальными, кон-
кретными и ориентированными во времени.
Цель - идеальное, мысленно предвосхищение результата деятель-
ности. Она направляет, регулирует деятельность, зависит от условий
внешней среды, реальных возможностей и применяемых средств ее дос-
тижения.
Цель обозначает состояние системы, достигнутое путем обратной
связи. Цель банка устанавливает высшее руководство с учетом внешних и
внутренних факторов.
Определение целей требует от высшего руководства (правления)
банка учета влияния комплекса факторов:
• внешней среды;
• требований пайщиков;
• системы управления;
• внутренних ресурсов;
• культуры организации.
Целей может быть много:
главная цель;
основные цели;
локальные, временные цели;
предварительные (поэтапные) цели, и т.п.
Так, цели банка могут быть дифференцированы на цели подразде-
лений и служб. Цели операционных единиц должны быть совместимыми
и корреспондироваться с целями банка в целом.
Задача это своего рода алгоритм для достижения цели. Задачи
банка вытекают из целей и представляют собой проблемную ситуацию,
которую необходимо решить, чтобы достигнуть поставленные цели.
Задачи должны быть конкретными, иметь количественный и временной параметры.
Постановка задач банка определяется объективными
факторами, а именно:
• история банка (его миссия);
• внутренняя культура;
• структура банковской организации;
• характеристика главных лиц, принимающих решения и др.
Для решения задач определяются стратегии маркетинга, транс-
формируемые затем в конкретные планы деятельности банка.
Успех многих мероприятий управленческого характера в банке в
значительной степени определяется не только их качеством и целесооб-
разностью, но и настроением служащих, духом, царящим в организации,
иначе говоря, организационной культуре. Организационная культура
определяет характер его деятельности.
Оценка имеющихся возможностей банка позволяет выработать
обоснованные программы развития и поведения банка на рынке, создать
адекватную
основу для принятия правильных управленческих
решений.
МАРКЕТИНГ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ
Широко используемое в настоящее время понятие "финансовый менеджмент" имеет многочисленные толкования. Но в целом российские специалисты сходятся в одном — в том, что финансовый менеджмент — это управление отношениями по формированию и использованию денежных ресурсов. В гораздо меньшей степени, чем общий финансовый менеджмент, отечественными авторами проработана проблема финансового менеджмента и коммерческом банке. Причина в специфике деятельности коммерческого банка как финансового посредника по управлению денежными потоками, которым присуща вся совокупность функций денег. К освещению этой проблемы авторы, как правило, подходят с позиций соблюдения требований и нормативов государственных регулирующих органов, отвечающих за ликвидность банковской системы в целом. Проблемам финансового менеджмента в коммерческом банке с позиций соблюдения требований регулирующих органов посвящены работы таких авторов, как Э.Н. Василишен, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, М.А. Пессель, Н.Э. Соколинская, А.М. Тавасиев.