Управление привлечением заемного капитала на примере предприятия ЧУП «Стройоптснаб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
1) рассмотреть экономическую сущность заемного капитала и определить значение его эффективного использования для предприятия;
2) проанализировать уровень использования заемных средств на предприятии;

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и методы привлечения заемных средств 5
1.1 Понятие, классификация и сущность заемного капитала 5
1.2 Эффективность привлечения заемных средств 12
1.3 Содержание политики привлечения заемных средств 14
2 Оценка эффективности привлечения заемных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 17
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Стройоптснаб» 18
2.2 Управление привлечением заемного капитала на предприятии ЧУП «Стройоптснаб» 19
3 Основные пути повышения эффективности использования заесных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 100.65 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Республики Беларусь

 

Учреждение  образования

«Витебский  государственный технологический  университет»

 

кафедра «Коммерческая деятельность»

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Корпоративные финансы

на  тему: Управление привлечением заемного капитала на примере предприятия.

 

 

 

Студентка

заочного (экономического) факультета,

5 курса,  группы Фк-19                                       Елена Алексеевна Посохова

                                                            

 

Руководитель 

преподаватель                                         Вероника Константиновна Камешкова

                                                                                      

                                                                                         

 

                                            

                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Витебск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Сущность, формы и методы привлечения заемных средств 5

1.1 Понятие, классификация и сущность заемного капитала 5

1.2 Эффективность привлечения заемных средств 12

1.3 Содержание политики привлечения заемных средств 14

2 Оценка эффективности привлечения заемных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 17

2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Стройоптснаб» 18

2.2 Управление привлечением заемного капитала на предприятии ЧУП «Стройоптснаб» 19

3 Основные пути повышения эффективности использования заесных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 28

Заключение 32

Список использованных источников 35

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в условиях существования  различных форм собственности в  Республике Беларусь, особенно актуальным становится изучение вопросов формирования, функционирования и воспроизводства  предпринимательского капитала. Возможности  становления предпринимательской  деятельности и ее дальнейшего развития могут быть реализованы лишь только в том случае, если собственник  разумно управляет капиталом, вложенным  в предприятие.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно  превосходит объем собственного капитала.

Повышение эффективности бизнеса  невозможно только в рамках собственных  ресурсов предприятий. Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных  средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия [15, c. 33].

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем  его финансовых обязательств (общую  сумму долга). Проблема обеспечения  предприятия финансовыми ресурсами, как долгосрочного характера, так  и краткосрочного характера является актуальной. Эффективность и гибкость управления формированием заемного капитала способствуют созданию оптимальной  финансовой структуры капитала предприятия.

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.

Исходя из вышеуказанной цели, можно  определить конкретные задачи исследования:

  1. рассмотреть экономическую сущность заемного капитала и определить значение его эффективного использования для предприятия;
  2. проанализировать уровень использования заемных средств на предприятии;
  3. выявить основные пути совершенствования процедуры привлечения заемных средств и повышению эффективности их использования на ЧУП «Стройоптснаб».

При написании данной работы были использованы методы и приемы экономического анализа: традиционные логические приемы обработки информации (сравнения, расчет финансовых коэффициентов, балансовые, табличные).

Объектом изучения в работе выступает частное унитарное предприятие «Стройоптснаб».

Предметом исследования выступает управление привлечением заемного капитала. Анализируемым периодом являются 2010 - 2011 гг.

Источниками информации для оценки платежеспособности ЧУП "Стройоптснаб" являются данные бухгалтерской отчетности за 2010 - 2011 гг.

Для написания курсовой работы были использованы следующие основные источники  информации: Налоговый кодекс Республики Беларусь; учебники: «Финансовый менеджмент» Бланк И.А., «Анализ и укрепление устойчивости финансового состояния предприятия» Грачев А.В., «Финансы» Ковалева  А.М. и др.

 

 

1 СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ

1.1 Понятие, классификация и сущность заемного капитала

Заемный капитал - это часть капитала, используемая хозяйствующим субъектом, которая не принадлежит ему, но привлекается на основе банковского, коммерческого  кредита или эмиссионного займа  на основе возвратности.

По мнению ряда современных ученых, среди которых можно выделить А.Д. Шеремета, целью управления формированием заемного капитала предприятия является определение его наиболее рационального источника заимствования, способствующего повышению стоимости собственного капитала предприятия [14, с. 189].

Сущность управления этим процессом  проявляется в реализации следующих  функций: оперативных, связанных с  непосредственным управлением денежными  потоками; координационных, обеспечивающих анализ потребности в заемных  средствах, их структурирование по форме  и условиям привлечения; контрольных, обеспечивающих оценку эффективности  привлечения предприятием заемных  средств; регулирующих, включающих разработку мероприятий, направленных на повышение  эффективности форм и условий  реализации займовых операций предприятия.

Заемный капитал, используемый предприятием, характеризует в совокупности объем  его финансовых обязательств. Эти  финансовые обязательства в современной  хозяйственной практике дифференцируются, по мнению И.А. Бланка, следующим образом (рисунок 1.1) [4, с. 300].

 

 


Рисунок 1.1 - Основные формы финансовых обязательств предприятия в составе заемных средств

 

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении  новых заемных средств.

Источники и формы привлечения  заемных средств предприятием весьма многообразны. В.В. Ковалев предлагает следующую классификация привлекаемых предприятием заемных средств по основным признакам:

1) По целям привлечения:

- заемные средства, привлекаемые для обеспечения воспроизводства внеоборотных активов;

- заемные средства, привлекаемые для пополнения оборотных активов;

- заемные средства, привлекаемые для удовлетворения иных хозяйственных или социальных потребностей.

2) По источникам привлечения:

- заемные средства, привлекаемые для внешних источников;

- заемные средства, привлекаемые из внутренних источников (текущие обязательства по расчетам).

3) По периоду привлечения:

- заемные средства, привлекаемые на долгосрочный период (более 1 года);

- заемные средства, привлекаемые на краткосрочный период (до 1 года).

4) По форме привлечения:

- заемные средства, привлекаемые в денежной форме (финансовый кредит);

- заемные средства, привлекаемые в форме оборудования (финансовый лизинг);

- заемные средства, привлекаемые в товарной форме (товарный или коммерческий кредит);

- заемные средства, привлекаемые в иных материальных или нематериальных формах.

5) По форме обеспечения:

- необеспеченные заемные средства;

- заемные средства, обеспеченные поручительством или гарантий;

- заемные средства, обеспеченные залогом или закладом.

Заемный капитал обладает различными положительными особенностями:

- достаточно широкими возможностями привлечения, особенно при высоком кредитном рейтинге предприятия, наличии залога или гарантии поручителя.

- обеспечением роста финансового потенциала предприятия при необходимости существенного расширения его активов и возрастания темпов роста объема его хозяйственной деятельности.

          - более низкой стоимостью в сравнении с собственным капиталом за счет обеспечения эффекта «налогового щита» (изъятия затрат по его обслуживанию из налогооблагаемой базы при уплате налога на прибыль).

- способностью генерировать прирост финансовой рентабельности (коэффициента рентабельности собственного капитала).

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки.

Использование этого капитала генерирует наиболее опасные финансовые риски  в хозяйственной деятельности предприятия - риск снижения финансовой устойчивости и потери платежеспособности. Уровень  этих рисков возрастает пропорционально  росту удельного веса использования  заемного капитала [11 c. 35].

Активы, сформированные за счет заемного капитала, генерируют меньшую (при прочих равных условиях) норму прибыли, которая  снижается на сумму выплачиваемого ссудного процента во всех его формах (процента за банковский кредит; лизинговой ставки; купонного процента по облигациям; вексельного процента за товарный кредит и т.п.).

Высокая зависимость стоимости  заемного капитала от колебаний конъюнктуры  финансового рынка. В ряде случаев  при снижении средней ставки ссудного процента на рынке использование  ранее полученных кредитов (особенно на долгосрочной основе) становится предприятию  невыгодным в связи с наличием более дешевых альтернативных источников кредитных ресурсов.

Выбор рационального источника  финансирования деятельности предприятия  определяется количественными (среди  которых цена привлечения, требующая  минимизации) и качественными (степень  формализованно, персонификации, наличие нормативно-правовых барьеров и др.) показателями его доступности.

Методика принятия финансовых решений в области привлечения  предприятием заемных средств должна быть основана на следующих принципах: невозможности точного расчета  реальной будущей доходности капитала и принятия единственно правильного  решения; существенное влияние принятого  решения на поведение и ожидания субъектов внешней среды; корректировка  финансового решения в зависимости  от текущей ситуации, что не устранит полностью последствия ранее  принятых неправильных решений.

Приоритетным направлением совершенствования процесса формирования заемного капитала предприятия является развитие инфраструктуры фондового рынка с целью снижения рисков посредством создания централизованных расчетно-депозитарной и клиринговой структур, улучшения механизма защиты прав всех участников займовых операций, а также осуществления контроля за финансово-инвестиционными потоками.

Методы и источники финансирования деятельности предприятия определяют формы привлечения заемных средств. При всем многообразии форм привлечения капитала целесообразно выделить следующие наиболее крупные группы: банковские кредиты, займы некредитных учреждений (коммерческие кредиты), корпоративные облигации, привилегированные акции.

Как правило, риск неплатежеспособности по ценным бумагам денежного рынка, выпущенными коммерческими организациями, ниже, чем по корпоративным облигациям. Во-первых, у краткосрочных займовых операций меньше амплитуда вероятных исходов. Во-вторых, только устойчивая коммерческая организация сумеет получить кредит на денежном рынке. Если кредитное учреждение собирается дать деньги только на один день, они не смогут позволить себе затратить много времени на оценку займа. Поэтому кредитное учреждение будет иметь дело только с высококлассными заемщиками[6, c.67].

Несмотря на высокое качество займовых операций на денежном рынке, доходность обязательств коммерческих организаций зачастую значительно отличается от доходности ценных бумаг правительства. Одной из причин является риск неплатежа по коммерческим бумагам. Другая причина заключается в том, что займовые операции обладают различной степенью ликвидности, или "денежности". Вкладчики предпочитают казначейские векселя, которые легче обратить в деньги в краткие сроки. Ценные бумаги, конвертируемые в деньги быстро и дешево, имеют относительно низкую доходность.

Информация о работе Управление привлечением заемного капитала на примере предприятия ЧУП «Стройоптснаб»