Управление привлечением заемного капитала на примере предприятия ЧУП «Стройоптснаб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 16:35, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение теоретических основ управления привлечением заемного капитала предприятия, и применение полученных знаний на практике, а также разработка предложений по совершенствованию системы управления привлечением заемного капитала.
Исходя из вышеуказанной цели, можно определить конкретные задачи исследования:
1) рассмотреть экономическую сущность заемного капитала и определить значение его эффективного использования для предприятия;
2) проанализировать уровень использования заемных средств на предприятии;

Содержание работы

Введение
1 Сущность, формы и методы привлечения заемных средств 5
1.1 Понятие, классификация и сущность заемного капитала 5
1.2 Эффективность привлечения заемных средств 12
1.3 Содержание политики привлечения заемных средств 14
2 Оценка эффективности привлечения заемных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 17
2.1 Краткая экономическая характеристика ЧУП «Стройоптснаб» 18
2.2 Управление привлечением заемного капитала на предприятии ЧУП «Стройоптснаб» 19
3 Основные пути повышения эффективности использования заесных средств на ЧУП «Стройоптснаб» 28
Заключение 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 100.65 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, как правило, только коммерческие организации с общенациональной известностью в состоянии найти рынок для своих коммерческих бумаг, но даже и в этом случае дилеры неохотно имеют дело с бумагами коммерческой организации, если у них есть хоть малейшая неуверенность относительно их финансового положения. Коммерческие организации обычно выкупают свои выпуски коммерческих бумаг, договариваясь для этого с банком об открытии специальной "страховочной" кредитной линии. Это гарантирует, что они смогут найти деньги для выкупа бумаг. Таким образом, риск невыполнения обязательств очень мал.

Для расширения их финансовых возможностей необходимо привлечение дополнительных заемных средств с целью увеличения вложений в собственный бизнес, получения большей прибыли. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

1.2 Эффективность привлечения заемных  средств

 

Эффективность кредитования оценивается и кредитором, и заемщиком. Для этого необходимо проанализировать такие факторы, как процентная ставка по кредиту, срок займа, порядок погашения, величина кредита, финансовый леверидж, особые условия кредитования.

Решение о привлечении кредита для покупки недвижимости принимается покупателем на основе оценки эффективности использования заемных средств в инвестиционном процессе.

Оценка кредитоспособности заемщика в данном случае требует проведения некоторых специальных расчетов.

Процентная ставка по кредиту, срок кредитования и порядок его погашения  оказывают влияние на величину ипотечной постоянной. Ипотечная постоянная показывает величину обязательных выплат на единицу полученного ипотечного кредита.

Однако надо помнить, что увеличение сроков кредитования, применяемое для  уменьшения ежегодных выплат кредитору, приводит к увеличению общей суммы  процентов, которую уплатит заемщик  за весь период кредитования. Так, например, если инвестор не может платить более 120 рублей на 1000 рублей полученного  кредита, предусматривающего ежемесячное  погашение, то срок кредитования при  ставке 7% составит 13 лет, при ставке 8% - 14 лет, при ставке 11% - 23 года.

Коммерческая организация может получить краткосрочный заем путем выпуска ценных бумаг или посредством получения займа у банка или финансовой компании. Однако, чем больше организация берет взаймы у банка, тем выше ставка процента, которую ей придется уплатить. Следовательно, может наступить момент, когда банк откажет организации в дальнейшем кредитовании вне зависимости от того, насколько высокий процент она готова платить.

Банковские кредиты имеют самые разнообразные формы. Наиболее простое и стандартное решение — это договор со своим банком о выдаче необеспеченной ссуды. Например, многие коммерческие организации полагаются на необеспеченные банковские займы для финансирования временного увеличения запасов. Такие займы называются самоликвидирующимися - другими словами, продажа товаров обеспечивает деньги для погашения кредита. Другой популярной формой банковских займов является организация финансовых "мостов". В этом случае ссуды служат для промежуточного финансирования до завершения проекта, до того момента, когда откроется долгосрочное финансирование.

Коммерческие организации, которым часто требуются краткосрочные банковские займы, обычно просят свой банк об открытии кредитной линии. Это позволяет им занимать деньги в любой момент в пределах установленного лимита. Кредитная линия обычно открывается на год и становится объектом пристального внимания со стороны банковского кредитного комитета. Банки тревожатся, если коммерческие организации не используют кредитную линию для покрытия своих потребностей в долгосрочном финансировании. Так, они часто требуют у коммерческих организаций "подчищать" свои краткосрочные задолженности банку по крайней мере за 1 месяц в течение года.

Ставка процента по кредитной линии обычно привязана либо к банковской базисной ставке, либо к ставке по депозитным сертификатам, т. е. к ставке, по которой банки привлекают дополнительные ресурсы. В дополнение к процентному платежу банки часто настаивают на том, чтобы коммерческая организация поместила в банк беспроцентный депозит до востребования в обмен на открытие кредитной линии. Например, коммерческую организацию могут попросить о внесении минимального среднего компенсационного остатка, равного 10% от суммы, потенциально предоставляемой в ее распоряжение по кредитной линии, плюс 10% от действительно взятой в долг суммы. Если в результате коммерческая организация поддерживает большие остатки денежных средств, чем она делала бы в ином случае, проценты, упущенные из-за этого дополнительного депозита, становятся дополнительными затратами на привлечение кредита.

1.3 Содержание политики привлечения заемных средств

 

Политика привлечения заемных  средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы:

- анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде;

- определение целей привлечения  заемных средств в предстоящем периоде;

- определение предельного объема  привлечения заемных средств;

- оценка стоимости привлечения  заемного капитала из различных  источников;

- определение соотношения объема  заемных средств, привлекаемых  на кратко - и долгосрочной основе;

- определение форм привлечения  заемных средств;

- определение состава основных  кредиторов;

- формирование эффективных условий  привлечения кредитов;

- обеспечение эффективного использования  привлеченных кредитов;

- обеспечение своевременных расчетов  по полученным кредитам.

Ресурсное обеспечение предприятия  является необходимым условием его  развития. Именно наличие финансовых ресурсов определяют возможности формирования заемного капитала на промышленных предприятиях. В связи с этим система управления формированием заемного капитала – одно из важнейших функциональных направлений в системе управления капиталом. Его функциональными подсистемами являются привлечение финансовых ресурсов и оценка их эффективности[10, c.123].

    В целом финансовое  управление формированием заемного  капитала предприятия представляет  собой систему принципов и  методов разработки и реализации  финансовых решений, регулирующих  процесс привлечения заемных  средств, а также определяющих  наиболее рациональный источник  финансирования заемного капитала  в соответствии с потребностями  и возможностями развития предприятия. 

    На первоначальном этапе  формирования заемного капитала  необходимо определиться с источниками  и объемами привлечения финансовых  ресурсов, затем производится оценка  эффективности определенного источника  привлечения ресурсов, оптимизация  форм привлечения, оценка риска,  связанного с формированием капитала. Основными объектами управления  при формировании заемного капитала  являются его стоимость (цена) и структура. Субъектная структура  определяется в соответствии  с внешними источниками финансирования  деятельности предприятия, которые  включают в себя различные  формы займов и кредитов.

    Обязательными условиями  для эффективного управления  формированием заемного капитала  предприятия являются:

- осуществление реализации программы  привлечения предприятием заемных  средств как единого комплекса,  подчиненного единой стратегии. 

- развитие финансового (фондового,  кредитно-банковского) рынка и  его инфраструктуры, обеспечивающей  организацию движения финансовых  потоков, доступность финансовой  информации для принятия управленческих  решений. 

- развитие кредитного рынка,  институтов общества, акционерной  собственности и устойчивость  денежного обращения [1, c.100].

    В целом процесс управления  формированием заемного капитала  предприятия характеризуется: 

1) Направленностью действий управляющей  системы на достижение конкретных  целей. Перед тем, как привлекать  заемный капитал, предприятие-заемщик  должно четко определить цели  и направления использования  земных средств, сопоставить их  эффективность и цену привлечения.  И только после этого предприятие  может начать осуществлять кредитно-займовые  операции. Важность данного принципа  состоит в том, что эффективность  формы и условий привлечения  заемного капитала зависят в  первую очередь от целей, которые  необходимо достичь. 

2) Минимизацией транзакционных  издержек привлечения заемных  средств, при этом эффективность  совокупности заемных средств,  объединенных в рамках единой  организационной структуры корпорации (или заемный капитал корпорации) должен быть выше эффективности  альтернативных вложений заемных  средств по отдельности. Только  в этом случае целесообразно  говорить о том, что данная  организационная структура корпорации  эффективна для кредитно-займовых  операций.

3) Комплексностью процесса управления  заемным капиталом, включающего  планирование, анализ, регулирование  и контроль этапов привлечения  и использования заемных средств. 

4) Неопределенностью в реализации  стратегии кредитно-займовых операций. Реализация стратегии привлечения  заемных средств происходит в неопределенной внешней среде, ошибки неизбежны и естественны, поэтому управление должно быть гибким, уметь приспосабливаться, уметь изменяться, когда обстановка неожиданно меняется.

5) Единством перспективного и  текущего планирования потребностей (с учетом своих возможностей) в привлечении заемных средств предприятия обеспечивает непрерывность и помогает коммерческим организациям справиться с неопределенностью. Их единство определяет устойчивость развития предприятия, а также точность прогнозирования и планирования управляемой системы заемного капитала [2, c. 17].

    Эффективность кредитования  оценивается и кредитором, и заемщиком.  Для этого необходимо проанализировать  такие факторы, как процентная  ставка по кредиту, срок займа,  порядок погашения, финансовый  леверидж, особые условия кредитования; например, решение о привлечении кредита для покупки недвижимости принимается покупателем на основе оценки эффективности использования заемных средств в инвестиционном процессе.

    Процентная ставка по  кредиту, срок кредитования и  порядок его погашения оказывают  влияние на величину кредита.  Так, увеличение сроков кредитования, применяемое для уменьшения ежегодных  выплат кредитору, приводит к  увеличению общей суммы процентов,  которую уплатит заемщик за  весь период кредитования.

    Коммерческая организация  может получить краткосрочный  заем путем выпуска ценных  бумаг или посредством получения  заёма у банка или финансовой компании. Однако чем больше мы берем взаймы у банка, тем выше ставка процента, которую нам придется уплатить. Следовательно, может наступить момент, когда банк откажет нам в дальнейшем кредитовании вне зависимости от того, насколько высокий процент мы готовы платить.

Сложность процедуры привлечения (особенно в больших размерах), так  как предоставление кредитных ресурсов зависит от решения других хозяйствующих  субъектов (кредиторов), требует в  ряде случаев соответствующих сторонних  гарантий или залога (при этом гарантии страховых компаний, банков или других хозяйствующих субъектов предоставляются, как правило, на платной основе).

В следующей главе рассмотрим эффективность  привлечения заемных средств  на примере ЧУП «Стройоптснаб».

2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ  ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ НА ЧУП «Стройоптснаб»

2.1 Краткая экономическая характеристика  ЧУП «Стройоптснаб»

 

Частное унитарное предприятие  «Стройоптснаб» создано согласно декрету президента Республики Беларусь

№ 11 от 16.03.99 «Об упорядочении государственной  регистрации и ликвидации субъектов  хозяйствования» и зарегистрировано 19.04.06  Витебским областным исполнительным комитетом решением от 13.04.06        №229 в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 390390225.

ЧУП «Стройоптснаб» является предприятием частной формы собственности без иностранного участия. Уставный фонд предприятия составляет 2 200 000 (два миллиона двести тысяч) белорусских рублей и внесен в виде денежного вклада.

Информация о работе Управление привлечением заемного капитала на примере предприятия ЧУП «Стройоптснаб»