Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 12:36, дипломная работа
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов.
Введение. 3
Глава 1. Характеристика основных показателей уровня
жизни населения России 5
1.1. Характеристика денежных доходов населения 5
1.2. Динамика сбережений населения 12
Глава 2. Оценка уровня бедности населения 17
2.1. Критерии установления уровня бедности 17
2.2. Социально-демографический профиль бедности 21
2.3. Влияние уровня заработной платы на благосостояние
населения 26
2.4. Дополнительные источники поддержания доходов семей 30
Глава 3. Анализ расходов населения и потребления
материальных благ и услуг. 33
3.1. Виды и структура потребительских расходов 33
3.2. Характеристика уровня развития здравоохранения 37
3.3. Оценка предоставления услуг учреждениями образования 38
3.4. Обеспеченность жильем 41
Заключение 42
Список литературы 44
Приложения 45
Возрастающую роль в потреблении населения играют разнообразные услуги, оказываемые населению и удовлетворяющие потребности человека.
В объеме услуг, производимых для собственного конечного использования, учитываются два вида услуг: по проживанию в собственном жилище – они оцениваются приближенно, в размере затрат на обеспечение проживания в жилище и домашние услуги, производимые наемными работниками (слугами, поварами, садовниками и т.п.), и стоимость определяется оплатой труда этих работников, включая все виды компенсаций в натуральной форме (питание, жилье и т.п.).
Различают услуги материальные (производственные – ремонт одежды, обуви, предметов бытового и хозяйственного назначения) и нематериальные (культурные, образовательные, медицинские и др.).
Услуги подразделяются на платные (рыночные) и бесплатные (нерыночные).
Основным показателем потреблен
Денежные расходы населения представляют собой форму реализации населением своих денежных доходов. Среднедушевые денежные расходы обследуемого населения в 2000 г. сложились в сумме 1361,3 рубля (в среднем за месяц) и увеличились по сравнению за 1999 г. на 36%.
Потребительские расходы населения в среднем за месяц в расчете на члена обследуемого домохозяйства составили 1306,2 рубля и возросли на 31,8% по сравнению с 1999 г.
Рост денежных доходов населения приводит к изменениям в структуре потребительских расходов. Это проявляется в том, что с увеличением доходов семей снижается доля затрат на питание. Чем ниже эта доля, тем выше уровень благосостояния. Эти изменения прослеживаются в таблице 7.
Структура потребительских расходов в России (в процентах).
Расходы на конечное потребление |
| ||||
Стоимость питания |
Непродовольственные товары |
Оплата услуг |
Покупка алкогольных напитков | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1999 |
100 |
57.8 |
27.0 |
11.4 |
2.2 |
2000 |
100 |
53.2 |
30.4 |
12.2 |
2.2 |
Среднемесячные расходы на покупку питания в России сложились в сумме 695,1 рубля на члена обследуемого домохозяйства и увеличились на 21,4%. Наибольший рост расходов на покупку продуктов питания отмечался в 1999 г. (на 53,5%).
Результатом бюджетного обследования свидетельствовал о том, что с ростом дохода на члена семьи увеличивается доля расходов на покупку мяса и мясопродуктов, яиц, кондитерских изделий и фруктов; уменьшается доля расходов на покупку хлеба и хлебопродуктов, картофеля. В потребительских расходах, затраченных на покупку продуктов питания, у наименее обеспеченного населения значительную долю занимали расходы на покупку хлеба и хлебных продуктов (17,6%), мяса мясных продуктов (12,8%), молока и молочных продуктов (8,4%). У 10% наиболее обеспеченного населения на приобретение этих продуктов составили соответственно 36,3%; 10,4%; 4,6%.
Обеспеченные группы населения приобретали больше пшеничного хлеба, мясопродуктов, деликатесных видов рыб, кондитерских изделий, соков, свежих фруктов.
Под влиянием доходных организаций и динамики цен усилилась и дифференциация в расходах на отдельные виды товаров между группами населения с различным уровнем благосостояния. Рост дифференциации в расходах для населения с различным уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов был неравномерен по продуктам питания, входящим в состав той или иной группы продовольственных товаров.
Энергетическая
емкость суточного рациона
Таблица 8. [10, 44]
Состав суточного
рациона питания
Пищевая ценность в г. |
1999 г. |
2000 г. |
1 |
2 |
3 |
Белки |
61 |
62 |
Жиры |
79 |
82 |
Углеводы |
348 |
351 |
Энергетическая ценность, ккал |
2352 |
2394 |
Среднедушевые денежные расходы на
покупку непродовольственных
Доля расходов на покупку непродовольственных товаров в структуре потребительских расходов в домашних хозяйствах с наибольшими располагаемыми ресурсами составила 44,5%, с наименьшими располагаемыми ресурсами – 19,5%. Существующая разница в доходах между 1 децильной группой (с наименьшими доходами) и 10 децильной группой (с наивысшими доходами) обеспечивает более высокий уровень расходов населения на покупку непродовольственных товаров 10 децильной группы, превышение составляет 25 раз.
Расходы на покупку непродовольственных товаров в расчете на одного члена обследуемого домохозяйства в городской местности составили 451,8 рубля.
Превышение расходов городской местности на покупку непродовольственных товаров, на оплату услуг, на покупку продуктов питания над расходами сельской местности ярко выражены на рис. В приложении 5.
Среднедушевые денежные расходы на оплату услуг (в среднем за месяц) в 2000 г. составили 159,1 рубля и увеличилась на 40,7%. Самое высокое значение расходов на оплату услуг за 1998 – 2000г. в России отмечалось в 2000г. – 28,7 рублей (в 1998г. – 14,5 руб., в 1999г. – 21,4 руб.).
Наибольший удельный вес в структуре расходов на оплату услуг в 2000 г. занимали жилищно-коммунальные услуги (4,6%), услуги пассажирского транспорта (2,6%), услуги связи и услуги в системе образования (по 1,2%).
Анализ статистических материалов показывает, что в последние годы (1998 – 2000 г.) в России значительное число учреждений здравоохранения просто закрылось (см. таблицу 9).
Лечебно профилактические учреждения (на конец года) | |||
1998 |
1999 |
2000 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число больничных учреждений тыс. |
12,1 |
10,9 |
10,7 |
Число больничных коек тыс. |
1716,5 |
1672,4 |
1671,6 |
Из общего числа больничных коек койки для больных детей тыс. |
250,1 |
236,4 |
228,6 |
Число коек для беременных и рожениц тыс. |
95,2 |
91,6 |
90,7 |
Число коек для гинекологических больных тыс. |
101,4 |
97,7 |
98,1 |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число врачебных амбулаторно- |
21,1 |
21,1 |
21,3 |
Число женских консультаций, детских поликлиник и амбулаторий тыс. |
15,6 |
15,8 |
16,0 |
Число фельдшерских пунктов тыс. |
44,8 |
44,7 |
44,6 |
За три года
число больниц уменьшилось на
0,4 (или на 3,6%), число врачебных
амбулаторно-поликлинических
Не смотря на вышеуказанные данные объемы строительства медицинских учреждений увеличиваются. Например, если в 1998 г. было введено в действие больничных учреждений (коек) 7321, то в 2000 г.– на 2213 коек, или на 30,2% больше.
Почти такая
же ситуация сложилась и с амбулаторно-
Трудное положение складывается с формированием и развитием школьной сети ( см. таблицу 10).
Таблица 10. [10, 44]
Государственные дневные общеобразовательные учреждения ( на начало года)
1998 |
1999 |
2000 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число общеобразовательных учреждений, тыс. |
67,3 |
66,9 |
66.4 |
В том числе: начальных |
15,7 |
15,4 |
14,9 |
основных |
13,2 |
13,0 |
12,7 |
средних (полных) |
36,4 |
36,5 |
36,8 |
образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья |
2,0 |
2,0 |
2,0 |
Данные таблицы
показывают, что с 1998 г. по 2000 г. в
России число дневных
Многие здания общеобразовательных школ требуют капитального ремонта, часть находится в аварийном состоянии. В ряде мест школы, особенно начальные и базовые, размещаются в неприспособленных для работ с детьми зданиях. Несмотря на такое положение, объемы ввода в действие новых зданий общеобразовательных школ в последние годы снижаются, что ясно выражено на рис. 6.
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Рис. 6. Ввод в действие общеобразовательных учреждений предприятиями и организациями всех форм собственности.
Характерной особенностью школьной сети является наличие в ней большого числа мелких и малокомплектных школ. В таких учебных заведениях, как показывает практика, трудно обеспечить специализацию учителей. Им приходится совмещать преподавание многих предметов. Мелкие школы хуже оснащены техническими средствами обучения, лабораторным оборудованием, наглядными пособиями.
В последние годы положение
стало трудным и с детскими
дошкольными учреждениями. Данные
о развитии их сети
Динамика числа школьных учреждений
1998 |
1999 |
2000 | |
1 |
2 |
3 |
4 |
Число дошкольных учреждений тыс. |
56,6 |
53,9 |
51,3 |
В том числе в городах и поселках городского типа |
31,0 |
29,6 |
28,6 |
В сельской местности |
25,6 |
24,3 |
22,7 |
С 1998 г. по 2000 г. количество дошкольных учреждений сократилось на 5,3 тыс. единиц (9,4%), в городах и поселках городского типа – на 2,4 (7,7%), в сельской местности – на 2,9 (11,3%). Одновременно наблюдается невысокая наполняемость многих дошкольных учреждений. В 2000 г. численность в дошкольных учреждениях составила 3408 тыс. – в городах и поселках городского типа, 855 тыс. – в сельской местности. Причин, вызывающих такое положение, много. Это и низкий уровень оплаты труда, удорожание услуг и др.
Одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни населения, по-прежнему остается обеспеченность жильем. В России жилищная проблема стоит очень остро. В очереди на получение жилья и улучшение жилищных условий на начало 2001г. насчитывалось 11% от общего числа семей. Основным источником обеспечения населения жильем является новое жилищное строительство. За 2000г. в области построено за счет всех источников финансирования 30,3 млн. кв. метров. По сравнению с 1999 г. ввод жилья уменьшился на 5,3% (на 1.7% млн. кв. метров).