Валютная система: сущность, структура, элементы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 14:04, курсовая работа

Описание работы

1Международные валютно-кредитные и финансовые отношения – составная часть и одна из наиболее сложных сфер рыночного хозяйства. В них фокусируются проблемы национальной и мировой экономики, развитие которых исторически идет параллельно и тесно переплетаясь. По мере интернационализации хозяйственных связей увеличиваются международные потоки товаров, услуг и особенно капиталов и кредитов.

Содержание работы

Введение

1. Валютная система: понятие, эволюция, структура.

2. Элементы валютной системы, их краткая характеристика.

3. Проблемы становления и перспективы развития валютной системы РФ.

Заключение.

Файлы: 1 файл

мой курсач.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

Совет Безопасности РФ, также ссылаясь на выкладки экспертов, считает: с1992 по 1997 год из России в мировые финансовые центры переведено свыше 60 миллиардов долларов. Доля «грязных» денег составляет 30-40% общего объема российского капитала, осевшего за рубежом. Ежемесячно гражданами РФ переводится за рубеж, по данным иностранных правоохранительных органов, примерно 1 миллиард долларов.

По оценкам специалистов Банка России, ежегодный незаконный вывоз капитала из страны составляет от 12 до 15 миллиардов долларов. Только за один 1997 год было вывезено около 9 миллиардов долларов. Общая сумма капиталов, нелегально покинувших страну за 5 лет, согласно этим оценкам эквивалентна 70-80 миллиардов долларов США.

По данным МВФ и Парижского клуба, сумма нелегального оттока валютно-финансовых средств из России составляет примерно 50-60 миллиардов долларов.

Есть и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капитала достигло 700 миллиардов долларов.

По оценкам же различных контролирующих ведомств России, за последние несколько лет наше государство потеряло около 60 миллиардов долларов.

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию её валютных ресурсов страна могла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных организаций.

Острота проблемы незаконного вывоза российского капитала побудила Президента и Правительство Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления в страну экспортной валютной выручки и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования образовали закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», а также принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992 – 1995 годах в основном было завершено строительство системы органов и агентов валютного регулирования и валютного контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю и её территориальные органы – 12 региональных центров и 3 отделения.

Главной задачей валютного контроля в современных условиях является ограничение масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что они создают реальную угрозу экономической безопасности страны. Если в прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных инвестиций ситуация другая: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу.[10.C10] При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

Проблема оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.)[8.C43-47].

В процессе проведения в России экономических реформ становление новой системы государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего валютного рынка в частности заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал из страны вывозиться не столько в нарушение закона, сколько в обход действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми де-факто из-за пробелов в законодательстве.

«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных последствий для экономики страны:

1.   Сокращается предложение валюты и уменьшается в целом денежная масса (денежный агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым.

2.   Сокращаются валютные резервы, что косвенно бьет по курсу рубля. Если хотя бы часть «сбежавшего» капитала осталась в стране, валютные резервы могли бы быть в 3-4 раза больше, чем в настоящее время.

3.   Сокращаются инвестиционные ресурсы, и создается искусственный спрос на зарубежные кредиты.

4.   Уменьшается налогооблагаемая база. При государственном регулировании вывоза капитала сделки регистрируются, а потому уплачиваются налоги.

5.   В страну не инвестируется прибыль, полученная от «сбежавшего» за границу капитала.

6.   Снижается устойчивость финансового рынка, возникает асимметрия между его сегментами.

Для сдержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдержание "бегства" капитала, с мерами административного и финансового контроля за валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. К тому же за рубежом более 1 млн. компаний типа "почтовый ящик" (без активов и пассивов) отмывают "грязные" деньги.

Специалисты в области валютного регулирования предполагают, что для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды "бегства" капитала.

Учитывая важную роль банков и различных финансово-кредитных учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

В целях частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта целесообразно избирательно применять экономическую амнистию, не распространяя её на "грязные" деньги, связанные с уголовными преступлениями.

Необходимо также ускорить формирование в России более эффективной структуры управления экономикой в целях ограничения олигархического и коррумпированного аппарата и "теневого" перераспределения доходов в пользу бизнесменов, которые переводят их за рубеж. По оценкам экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол - первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций с переводом валюты за рубеж, целесообразно совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Как свидетельствует мировой опыт, для эффективного противодействия "бегству" капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать четкую институциональную структуру управления этим процессом, возглавляемую ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного центра должно стать не только противодействие отмыванию незаконных доходов, что находится в компетенции Межведомственного центра на базе МВД, но и "бегству" капитала по легальным и нелегальным каналам и стимулирование его репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы – невозврат экспортной выручки, упущенная выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным внешнеторговым контрактам, контрабандный экспорт товаров; так и легальные каналы - увеличение зарубежных активов предприятий и банков, недекларируемый вывоз иностранной валюты, в частности с использованием пластиковых карточек и другое.[11.C41-42]

России система контроля необходима для ограничения бегства капитала и направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с высокой добавочной стоимостью, а также, чтобы предоставить правительству определенную денежную автономию, необходимую для проведения политики быстрого роста. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость контроля за капиталом в условиях, когда рыночные институты слабы, как в России.

В официальных документах определено важное направление либерализации валютной системы, реализация которого намечена на ближайшие годы. Оно затрагивает условия конвертируемости национальной валюты и предполагает существенное расширение сферы обращения российского рубля.

В настоящее время остается открытым вопрос: что же дадут полная конвертируемость и валютная либерализация экономике России? Сторонники ускоренной либерализации утверждают, что она увеличит инвестиционную привлекательность российской экономики, поскольку возрастет доверие иностранцев к России как объекту вложений. Сторонники противоположной точки зрения считают, что в условиях России отмена валютных ограничений не сулит ничего хорошего. Главный негативный результат – будут сняты всякие барьеры на пути вывоза российского капитала. Легализована будет также значительная часть незаконно вывезенного капитала.

Международный опыт свидетельствует, что наибольший позитивный эффект валютная либерализация имела место в развитых странах по сравнению с развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Успехи и провалы валютной либерализации  в различных странах оказываются зависимыми не только от методов, форм и сроков ее проведения, но и от результатов других сопутствующих реформ, степени готовности экономики и финансового рынка страны к росту внешнего конкурентного давления, внешней экономической и политической ситуации. Главный вывод, который, на мой взгляд, наиболее актуален для России в настоящее время, состоит в том, что валютная либерализация и переход к свободной конвертируемости национальной валюты воздействуют в первую очередь на объем валютных операций, а не на их направление. С одинаковым успехом они могут привести как к притоку иностранного капитала, так и к оттоку валютных средств из страны. Решающую роль здесь будут играть соответствующие экономические, социально-политические и институциональные факторы.


Заключение

Таким образом, можно сказать, что валютная система - это совокупность экономических соглашений, связанных с функционированием валюты и форм их организации. Национальная валютная система – часть денежной системы страны, в рамках которой формируются и используются валютные ресурсы, осуществляется международный платежный оборот. В её состав входят: национальная валютная единица, режим валютного курса, условия обратимости валюты, система валютного рынка и рынка золота, порядок международных расчетов  в стране, состав и система управления золотовалютными резервами страны, статус национальных учреждений, регулирующих валютные отношения страны. Одним из важнейших элементов валютной системы является валютный курс, который формируется под действием большого числа макро- и микроэкономических факторов внутренней и внешней сфер экономики.

Современная международная валютная система становится все менее эффективной. К концу xx века большинство национальных денежных единиц стали конвертируемыми, однако они по-прежнему не обслуживают мировую торговлю. Доллар. Евро и несколько других общепризнанных валют работают в качестве мировых денег, потому что урегулирование гигантской паутины международных платежей технически невозможно в поливалютном режиме. Это касается не только торговли и инвестиций, но и валютных рынков.

Если Россия войдет в число стран, денежные единицы которых подключатся к общемировой паутине поливалютных платежей, то отечественные предприятия смогут расплачиваться рублями за импортные товары. Одновременно российский рубль станет главной  валютой СНГ. Это резко расширит сферу его применения, понизит спрос на иностранные валюты и спровоцирует выведение долларов из внутреннего обращения. Как следствие, значительно увеличатся внутренние инвестиционные источники, а также возрастут количественные и качественные характеристики российского фондового рынка.

Чтобы подобный шанс был реализован, России следует уже сегодня делать три вещи. Во-первых, всеми доступными способами расширять сферу обращения рубля. Во-вторых, максимально использовать современные технологии расчетов. И, в-третьих, предусмотреть возможность системных изменений в международных валютных отношениях.

В целом пятая международная валютная система может иметь следующий вид: развитая сеть поливалютных платежей для 2 – 3 десятков наиболее значимых денежных единиц плюс несколько региональных ареалов развитого валютного финансового сотрудничества. Первый, ключевой элемент схемы имеет шанс материализоваться до конца десятилетия. Возможно и раньше, по крайней мере, в отдельных сегментах финансовых рынков. Ждать осталось недолго.


Библиография

1.   Валютный рынок и валютное регулирование. Учеб. / Платонова И.Н. – М.: БЕК, 2006. – 357с.

2.   Деньги, кредит, банки: Учеб. / Лаврушин О.И., Ямпольский М.М., Савинский Ю.П. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 464с.

3.   Деньги. Кредит. Банки / под ред. Жукова Е.Ф., - М.: ,2005. – 442с.

4.   Деньги: Учеб. пособие / Войтов А.Г. – М.: Дашков и К, 2005. – 240с.

5.   Международная экономика: Учеб.пособ. / Фигурнова Н.П. – М.: Омега-Л, 2005. – 509с.

6.   Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учеб. / Красавина Л.Н., Смыслов Д.В. и др. Под ред. Л.Н.Красавиной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 576с.

7.   Мировая экономика в вопросах и ответах: Учеб.пособ. / Малкова И.В. – М.: Проспект, 2005. – 272с.

Информация о работе Валютная система: сущность, структура, элементы