Валютное регулирование: мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы валютного регулирования и на современном этапе развития мировой экономики подтверждается результатами исследований специалистов МВФ, согласно которым в настоящее время к различным мерам валютного регулирования и валютного контроля прибегают большинство стран-членов МВФ.

Файлы: 1 файл

курсач по вк.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1.

                                                    Введение

    Международные отношения – экономические, политические и культурные – порождают денежные требования и обязательства юридических лиц и граждан разных стран. В качестве валюты цены и платежи при международных расчетах используются обычно иностранные валюты, так как отсутствуют общепризнанные мировые кредитные деньги, обязательные для приема во всех странах. Необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной на другую, который обеспечивается операциями на мировом валютном рынке.

Валютные рынки –  одно из важных звеньев мирового хозяйства  чутко реагируют на изменения  в экономике и политике, оказывая на них обратное влияние. Механизм валютных рынков создает условия для стихийного движения «горячих денег», «бегства» капитала, колебания валютных курсов. Валютные трудности, усугубляемые стихийной деятельностью валютных рынков, оказывают определенное влияние на экономическую политику стран при согласовании их действий по регулированию экономики, в том числе и валютному регулированию.

Актуальность проблемы валютного  регулирования и на современном  этапе развития мировой экономики  подтверждается результатами исследований специалистов МВФ, согласно которым в настоящее время к различным мерам валютного регулирования и валютного контроля прибегают большинство стран-членов МВФ.

Актуальность выбранной темы заключается  в изучении процессов, связанных с валютным регулированием в мире. Данное явление необходимо изучать с целью предотвращения негативных эффектов от применения различных форм валютной политики. Предметом данной работы является мировой валютный рынок, объектом – валютное регулирование.

 

Валютное регулирование: мировой опыт

    Прежде всего, стоит рассмотреть исторический опыт валютного регулирования в ряде крупных стран мира после Второй мировой войны. Они начинали послевоенный период с жесткой (военной) системы контроля над монетарной сферой вообще и над валютной сферой в особенности, а затем проводили политику регулирования валютного обращения, вплоть до реализации полной конвертируемости своих валют.

 

В Великобритании с введением  валютного контроля в начале Второй мировой войны фунт фактически превратился в необратимую валюту. В 1947 и 1949 гг. были предприняты неудавшиеся попытки ввести обратимость фунта стерлингов в доллары США (в сентябре 1949 г. фунт для этого был девальвирован относительно доллара – с 4,00 до 2,80 долл./фунт). В результате до 1958 г. система валютного контроля в Великобритании предусматривала наличие разных валютных счетов для различных категорий владельцев фунтов – резидентов и нерезидентов (в том числе резидентские, американские, канадские, переводные, ординарные, двусторонние счета). В конце 1958 г. была восстановлена обратимость фунта стерлингов по текущим операциям для нерезидентов Великобритании и других стран стерлинговой зоны. Однако указанная система счетов и валютный контроль были окончательно ликвидированы только в октябре 1979 г.

 

Во Франции после  войны существовала система сначала  трех валютных курсов (основного, курса  свободного рынка и промежуточного), затем – двух курсов (торгового  по правительственным операциям  и курса по прочим операциям). Средства на счетах нерезидентов во французских франках могли обмениваться на доллары без ограничений с декабря 1958 года. Для резидентов обратимость франка по текущим операциям была разрешена в январе 1967 г., затем отменена в ноябре 1968 г. (с целью воспрепятствования утечке капитала), и окончательно восстановлена только в 1970 году. При этом валютный рынок двойных курсов сохранялся до марта 1974 года, а валютный контроль – ещев 1980-е годы. Так, в середине 1980-х гг. платежи резидентов в иностранной валюте за пределы страны по торговым и неторговым операциям контролировались валютными органами, экспортная выручка и поступления по неторговым операциям подлежали репатриации и продаже на валютном рынке.

 

В Испании система  множественных валютных курсов и  ограничения конвертации применялась с 1948 по 1958 г. В Бразилии в 1953-1960 гг. официальный обменный курс реально применялся лишь к некоторым правительственным операциям, и использовался как база для формирования системы множественных курсов. Аукционная продажа валютных сертификатов для импорта практиковалась до 1961 г. в Турции вплоть до конца 1970-х гг. при наличии официального курса действовала система множественных курсов, включая специальный по импорту некоторых сельскохозяйственных товаров.

 

США отказались от валютных ограничений по текущим операциям в декабре 1946 г. Но другие страны из-за своей валютной слабости последовали их примеру далеко не сразу. Большинство стран Европы сняло валютные ограничения по текущим операциям 15 февраля 1961 г. Япония отложила этот шаг до апреля 1964 г., Австралия – до июля 1965 г., Венесуэла – до июля 1976 г., Финляндия – до октября 1979 г.

Но при этом отказ  от валютных ограничений по текущим  операциям не означал отказа от контроля над сферой валютного обращения (и даже от системы множественных валютных курсов).

 

Исторически (за исключением  США, Канады, Германии и Швейцарии, где  никогда не было постоянной юридической  основы для ограниченного и эпизодического использования валютного контроля) законодательства развитых западных стран, начиная с послевоенного периода, предусматривали ограничение всех операций, если иное специально не оговорено. Такая концепция была по своему характеру мерой предосторожности, потому что позволяла правительствам в случае необходимости маневрировать, усиливая или ослабляя меры валютного контроля. Только после укрепления экономики страна принимала на себя обязательства постепенного достижения полной либерализации валютного регулирования и формировала подход, предполагающий свободное осуществление всех валютных операций1.

 

Таким образом, для введения полноценной конвертируемости валют  большинству стран понадобилось около 15 лет. Причем осторожный, не наносящий  существенного ущерба экономике  переход от «закрытой» валюты к «открытой» шел, как правило, через фазу множественных курсов и интенсивного регулирования валютных потоков.

 

Целями регулирования  были, прежде всего, послевоенное восстановление экономики, оптимизация воспроизводственного контура и обеспечение конкурентоспособности  национального хозяйства на мировых рынках. И лишь после того как эти цели были в основном достигнуты и обеспечивалось примерное соответствие курса валюты паритету ее покупательной способности, происходило введение свободной конвертируемости валюты2.

На основе данной главы можно сделать следующие выводы. Мировой валютный рынок основан на экономическом законе спроса и предложения и представляет собой официальные финансовые центры, где сосредоточена купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте. Значительные и резкие колебания курсовых соотношений и валютные кризисы отрицательно влияют на национальную и мировую экономику, вызывая тяжелые социально-экономические последствия, что обуславливает осуществление валютного регулирования.

 

Как свидетельствует  мировой опыт, в условиях рыночной экономики осуществляется рыночное и государственное регулирование международных валютных отношений, которые дополняют друг друга. В системе регулирования валютных отношений применяются следующие основные формы валютной политики: дисконтная, девизная политика и ее разновидность – валютная интервенция, диверсификация валютных резервов, девальвация, ревальвация, валютные ограничения, регулирование степени конвертируемости валюты, режима валютного курса.

 

Не существует универсальных  методов валютного регулирования, применимых к любой стране и ситуации, что вызывает необходимость анализа каждой отдельной ситуации, учета всевозможных факторов, согласования различных целей и интересов, просчета возможных негативных последствий.

 

Как свидетельствует  исторический опыт валютного регулирования в ряде крупных стран мира, они начинали послевоенный период с жесткой (военной) системы контроля над валютной сферой, а затем проводили политику регулирования валютного обращения, вплоть до реализации полной конвертируемости своих валют.

 

 

Валютный контроль в России

 

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом валютном регулировании и валютном контроле и иными федеральными законами.

Органами валютного  контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного  контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.3

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

Валютные биржи —  юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и  нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными  банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

ЦБ РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного  контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как  агентов валютного контроля в  соответствии с законодательством РФ.

Органы и  агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:

- проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- осуществлять проверки  полноты и достоверности учета  и отчетности по валютным операциям  резидентов и нерезидентов;

- запрашивать и получать  документы и информацию, которые  связаны с проведением валютных  операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

- выдавать предписания  об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

- применять установленные  законодательством РФ меры ответственности  за нарушение актов валютного  законодательства РФ и актов  органов валютного регулирования.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля,

устанавливается Правительством РФ, а порядок представления уполномоченным банкам — ЦБ РФ.

В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

документы, удостоверяющие личность физического лица;

документ о государственной  регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством РФ;

документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения

о результатах торгов (в случае их проведения); документы,

подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

документы, оформляемые  и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

Информация о работе Валютное регулирование: мировой опыт