Валютное регулирование: мировой опыт

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа

Описание работы

Актуальность проблемы валютного регулирования и на современном этапе развития мировой экономики подтверждается результатами исследований специалистов МВФ, согласно которым в настоящее время к различным мерам валютного регулирования и валютного контроля прибегают большинство стран-членов МВФ.

Файлы: 1 файл

курсач по вк.doc

— 127.00 Кб (Скачать файл)

- вести переговоры  со странами-членами об отмене  или ослаблении тех или иных  форм валютных ограничений.

Обладая относительно самостоятельностью, валютные отношения через платежные  баланс, валютный курс, расчетные операции оказывают влияние на мировую экономику. Учитывая тот факт, что мировая экономика развивается стихийно, валютные отношения как отражения мировых экономических отношений тоже подвержены стихийности. Поэтому государственное вмешательство, межгосударственные соглашения, деятельность международных валютно-финансовых организаций направленные на то, чтобы в определенной степени ослабить стихийность этих процессов.

Цель валютного регулирования  на межгосударственном уровне состоит в координации валютной политики отдельных стран, в выработке и осуществлении совместных мер по преодолению валютных кризисов, в согласовании валютной политики ведущих держав по отношению к другим странам.

Развитие и использование  межгосударственного валютного регулирования связано с рядом причин:

1) Усиление взаимозависимости  национальных экономик, включая  валютные, кредитные и финансовые  отношения.

2) Изменение соотношения  между рыночным и государственным  регулированием в пользу рынка  в условиях либерализации хозяйственных отношений.

3) Изменение расстановки  сил на мировой арене.

4) Огромные масштабы  мировых валютных, кредитных, финансовых  рынков, которые отличаются нестабильностью  в связи с резкими колебаниями  плавающих валютных курсов, процентных  ставок./4/

 

 

 

Валютное регулирование  и валютный контроль в России: перспективы  развития

 

Валютное законодательство нашей страны постоянно изменяется с учетом требований, вытекающих из международных соглашений, и с учетом экономической обстановки, сложившейся в нашей стране.

 

Ниже рассмотрены самые существенные изменения валютного законодательства, которые нас ожидают в 2012 году. Некоторые изменения представляют собой только законопроекты, и в каком виде они оформятся в конечном итоге в закон, предсказать довольно сложно. Тем не менее, возможные изменения валютного законодательства представляют несомненный интерес.

В 2011 г. самым существенным изменением был выход Указания Банка  России от 29.12.2010 № 2557-У «О внесении изменений в Инструкцию Банка  России от 15 июня 2004 года № 117-И “О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок”», согласно которому уполномоченный банк открывает паспорт сделки по внешнеторговому контракту только в случае, если сумма контракта превышает эквивалент $50 000.

Также в 2011 г. было принято  Положение Банка России от 29.12.2010 № 364-П, которое обязало уполномоченные банки передавать в таможенные органы информацию по паспортам сделок в электронном виде.

В 2012 г. валютное законодательство нашей страны также претерпит  определенные изменения. Данные изменения  в основном будут касаться Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Федеральный закон № 173-ФЗ).

Федеральный закон  «О внесении изменений в Федеральный  закон “О валютном регулировании  и валютном контроле” в части  упрощения процедур валютного контроля»1

Одним из существенных изменений, которое в 2012 г. скажется как на деятельности участников ВЭД, так и на деятельности уполномоченных банков, является Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле” в части упрощения процедур валютного контроля».

В данном Федеральном  законе предлагается изменить подп. «а»  п. 6 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЗ на:

«а) физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением  граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года».

Согласно данному изменению  указанная в исключении категория  граждан попадет под определение нерезидентов, что, в свою очередь, разрешит резидентам перечислять иностранную валюту этой категории лиц.

Данное изменение направлено на устранение барьера, связанного с  выплатой заработной платы в иностранной  валюте российской компанией своим работникам, которые либо проживают за пределами территории РФ и имеют вид на жительство, либо временно пребывают в иностранном государстве не менее одного года и имеют рабочую или учебную визу со сроком действия также не менее одного года.

В рассматриваемом Федеральном законе предлагается также дополнить ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, обязывающую резидентов обеспечивать получение экспортной выручки или возврата авансового платежа в сроки, определенные внешнеторговым договором, следующими частями:

«1. При осуществлении  внешнеторговой деятельности резиденты  обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:

1) об ожидаемых в  соответствии с условиями договоров  (контрактов) максимальных сроках  получения от нерезидентов на  свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

2) об ожидаемых в  соответствии с условиями договоров  (контрактов) максимальных сроках  исполнения нерезидентами обязательств  по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.

1. Порядок представления  резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации».

Данное изменение позволит перекрыть одну из самых применяемых в нашей стране схем вывода капитала за рубеж. Суть схемы довольно проста: заключается внешнеторговый контракт (контракт предусматривает авансовую форму расчетов), в котором не оговорены условия поставки товара и возврата авансового платежа нерезидентом в случае непоставки товара, невыполнения работ, неоказания услуг, непередачи результатов интеллектуальной деятельности. Контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения обязательств сторонами (т.е. конкретная дата исполнения обязательств по внешнеторговому контракту не определена).

В данном случае денежные средства могут быть перечислены  за границу безвозвратно. При этом у агентов валютного контроля нет оснований для фиксирования нарушения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ, так как в данной статье прописано, что резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором, обеспечить возврат авансового платежа в случае невыполнения нерезидентом своих обязательств по контракту. В данном случае указанные выше сроки отсутствуют, что соответственно освобождает резидента от необходимости обеспечить возврат денежных средств.

Принятие вышеописанных  изменений Федерального закона № 173-ФЗ обяжет резидентов указывать максимальный срок получения экспортной выручки или товара/оказания им услуг вне зависимости от того, что оговорено или не оговорено во внешнеторговом договоре.

Новый Федеральный закон  обяжет таможенные органы передавать в электронном виде информацию о  зарегистрированных ими декларациях  на товары Банку России и уполномоченным банкам не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска товаров таможенными органами. Данная мера направлена на предотвращение фактов подделки ГТД, представляемой недобросовестными резидентами в уполномоченные банки. Изменение вступит в силу с 1 января 2013 г.

Для уполномоченных банков (как агентов валютного контроля) также будут установлены новые  обязанности, связанные с передачей  ведомости банковского контроля органу валютного контроля в случае выявления нарушения ст. 19 Федерального закона № 173-ФЗ по состоянию на дату выявления нарушения. Новый закон изменяет и ст. 20 Федерального закона № 173-ФЗ. Теперь она выглядит следующим образом:

«1. Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения  учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных баках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

2. Паспорт сделки должен  содержать сведения, необходимые  в целях обеспечения учета  и отчетности и осуществления  валютного контроля по валютным  операциям между резидентами  и нерезидентами.

3. При осуществлении  внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления  паспорта сделки;

2) сведения о резиденте  и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о  внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая  сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном  банке, в котором оформляется  паспорт сделки и через счета  в котором осуществляются расчеты  по сделке;

5) сведения о переоформлении  и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

4. Сведения, указанные  в части 3 настоящей статьи, за  исключением пунктов 1 и 4, отражаются  в паспорте сделки на основании  документов, представленных резидентами.

5. Паспорт сделки используется  органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.

6. Уполномоченные банки  передают оформленные паспорта  сделок в электронном виде  органам и агентам валютного  контроля в порядке, установленном  Центральным банком Российской Федерации. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке».

Стоит отметить тот факт, что изменение данной статьи никак  не скажется на деятельности участников ВЭД, так как правила заполнения паспорта сделки едины для всех резидентов и информация, которая согласно изменениям должна быть указана в паспорте сделки, является обязательной и отражена в порядке заполнения паспорта сделки, прописанном в Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И.

Рассматриваемый Федеральный  закон в ближайшее время будет  одобрен Советом Федерации и  вступит в силу по истечении 180 дней со дня его официального опубликования.

Законопроект  № 446118–5 «О внесении изменений в  Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”»

Еще одним шагом по обеспечению контроля над схемами  вывода капитала из нашей страны является законопроект № 446118-5 «О внесении изменений  в Федеральный закон “О валютном регулировании и валютном контроле”», согласно которому планируется расширить список валютных операций, закрепленных в п. 9 ч. 1 ст. 1, следующими пунктами:

«ж) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого  за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый на территории Российской Федерации, и со счета резидента, открытого на территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

з) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет другого резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации;

и) перевод валюты Российской Федерации со счета резидента, открытого  за пределами территории Российской Федерации, на счет того же резидента, открытый за пределами территории Российской Федерации».

По своей сути п. «ж»  является одной из незаконных схем вывода капитала, которая применяется  в нашей стране. Суть данной схемы  довольно проста.

Предположим, российская фирма «А» заключила контракт на поставку оборудования с российской фирмой «В». Обе фирмы находятся в одном городе и на одной улице. Общая сумма контракта составляет 1 млрд руб. Оплата продукции по условию договора производится единовременным платежом на счет фирмы «В» в швейцарском банке.

На данный момент расчеты, предусмотренные по контракту между  фирмами «A» и «В», являются незаконными. Статья 12 Федерального закона № 173-ФЗ утверждает порядок открытия, ведения и закрытия счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ. Согласно ч. 4 ст. 12 резиденты вправе переводить на свои счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, средства со своих счетов (вкладов) в уполномоченных банках или других своих счетов (вкладов), открытых в банках за пределами территории Российской Федерации. Часть 5 ст. 12 определяет конкретные случаи, при которых резиденты вправе переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами территории Российской Федерации. Вышеописанный случай данным списком не закреплен. Поскольку в настоящей редакции закона эта операция не является валютной, она не учитывается и не проверяется специалистами валютного отдела и чаще всего проходит как обычный «внутрироссийский» рублевый платеж.

Информация о работе Валютное регулирование: мировой опыт