Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2012 в 13:48, курсовая работа
Актуальность проблемы валютного регулирования и на современном этапе развития мировой экономики подтверждается результатами исследований специалистов МВФ, согласно которым в настоящее время к различным мерам валютного регулирования и валютного контроля прибегают большинство стран-членов МВФ.
таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной
валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;
паспорт сделки;
документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.
Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции.
Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом указанных выше документов либо представления им недостоверных документов.
Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять в соответствии с законодательством РФ коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.
Органы и агенты валютного контроля при наличии информации о нарушении актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:
в отношении юридического лица — наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;
в отношении физического лица — фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.
Уполномоченные банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.
Органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством РФ, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.
На практике часто возникает вопрос о разграничении полномочий между органами валютного контроля. По данному вопросу разъяснение было дано письмом ГТК России от 23.12.1999 № 11-15/32225 «О разграничении компетенции органов валютного контроля», утратившее силу в связи с вступлением в силу Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле». Однако, следует отметить, что акт подобного рода в настоящее время не принят, поэтому принципы разграничения компетенции, заложенные в названном письме ГТК России, остаются в основе деятельности названных органов.
Так, ФНС России обеспечивает валютный контроль:
внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);
обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;
полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.
Таможенные органы РФ осуществляют валютный контроль:
за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;
валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;
своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;
за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с ЦБ РФ.
Федеральная служба по валютному и экспортному контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет:
межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;
выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;
целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства РФ (в территориальном и отраслевом разрезах);
обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;
создание единой системы учет валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством РФ, за неисполнение функций, установленных настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:
— знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;
— обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;
— на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.
Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:
— представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию;
— вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока
исполнения договора;
— выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Сравнение основных
положений валютного
Необходимость формирования
эффективно функционирующей системы
валютного регулирования и
В приведенной ниже таблице делается попытка обобщения и осмысления действующего в государствах Восточной Европы валютного законодательства, правил и норм валютного регулирования в свете потребностей формирующейся Российской системы валютного регулирования и в сравнении с уже имеющимся багажом Российского валютного законодательства./см. прил. А/
Составной частью экономических реформ в странах Восточной Европы явилось преобразование всей системы внешнеэкономических связей, В основных чертах суть этого преобразования сводилась к следующему: отказ от режима государственной внешней торговли, ее демонополизация и либерализация, переориентация на рынки развитых и новых индустриальных государств.
Табл. 1 Сравнение
организационной структуры
Страна |
Органы валютного
регулирования и валютного |
1. Болгария |
Министерство финансов, Национальный банк. |
2. Венгрия |
Прерогатива Минфина с передачей некоторых функций Национальному банку. |
3. Польша |
Минфин, Национальный банк и на правах агентов валютного контроля: коммерческий банк, имеющий лицензию, пограничные войска и почтовые отделения. |
4. Румыния |
Национальный банк. |
5. Словакия |
Национальный банк во взаимодействии с Минфином. |
6. Чехия |
Минфин и Национальный
банк. Функции валютного |
7. Россия |
Центральный банк, Министерство финансов РФ, Министерство экономики и развития РФ, Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. |
Основные задачи, которые должна была решить внешняя торговля - выход на новые рынки и через экспорт пополнение валютных резервов, создание конкурентной среды для отечественных предприятий путем либерализации импорта, обеспечение стабильных источников энергии и сырья.
Переход к свободной торговле означал для стран Восточной Европы получение режима благоприятствования в отношениях с ЕЭС и США , возможность беспрепятственного наплавления товаров на рынки этих стран. Ограничения во внешней торговле связаны с квотированием экспорта по международным договорам (в частности, продовольственных товаров в ЕЭС) и установлением таможенных тарифов для регулирования структуры и объемов импорта. Предельные минимальные цены на импортируемые товары определяются главным образом для основных продуктов питания, сырья, топлива. Однако степень либерализации внешней торговли различна в странах Восточной Европы: в Болгарии, например, сильнее регламентация, чем в Польше, Югославии.
Органом межгосударственного
валютного регулирования
Основные причины регулярных
встреч на высшем уровне кроется в
интернационализации
Международный валютный фонд был создан в 1947 году. В соглашении о нем говорится, что одной из его целей является “содействовать” созданию многосторонней системе расчетов по текущим операциям между странами-членами и устранению валютных ограничений, которые препятствуют росту мировой торговли. Существование МВФ показало, что его деятельность была подчинена устранению валютных ограничений, являющихся серьезным препятствием на пути экономической экспансии монополий США и других развитых стран. В составе Фонда был учрежден специальный отдел валютных ограничений, на который были возложены следующие функции:
- собирать и систематизировать валютное законодательство стран-участниц.
- постоянно наблюдать
за всеми изменениями в
- изучать формы и
методы валютных ограничений,
применяемых отдельными
- разрабатывать предложения
Директорату Фонда и