Валютный курс и его регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Во-вторых, в настоящее время лишь немногие страны не используют преимущества международного разделения труда, специализации и кооперации. Возрастающая интернационализация производства заставляет экономических субъектов (предприятия, банки, физических лиц и т.д.) активно выходить на мировой рынок. Ее продуктами становятся станки, оборудование, здания и т. д. Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой.

Содержание работы

Введение 3
1. Валютная система: особенности современного этапа развития 5
1.1. Валютная система: эволюция и современные характеристики 5
1.2 . Валютный рынок и валютный курс 11
1.3. Особенности валютного регулирования и контроля 17
2. Валютный курс и его регулирование 37
2.1. Сущность валютного курса 37
2.2. Динамика валютного курса в России 39
2.3. Факторы, влияющие на величину валютного курса 43
2.4. Регулирование величины валютного курса 47
2.4.1. Валютные интервенции 48
2.4.2. Дисконтная политика 49
2.4.3. Протекционные меры 50
2.5. Регулирование валютного курса в России 51
Заключение 55
Литература

Файлы: 1 файл

Курсовая.1.doc

— 345.50 Кб (Скачать файл)

          3. При  повторном  нарушении   указанных  в  настоящей   статье       положений,  а  также  за  невыполнение  или ненадлежащее выполнение       предписаний  органов   валютного   контроля   резиденты,   включая       уполномоченные банки, и нерезиденты несут ответственность в виде:

          а) взыскания в доход государства  сумм,  указанных в  пункте  1       настоящей статьи,  а также штрафов в пределах  пятикратного размера       этих сумм, осуществляемого Центральным банком Российской Федерации       в соответствии с законами Российской Федерации;

          б) приостановления действия или   лишения  резидентов,  включая  уполномоченные банки, или нерезидентов  выданных органами валютного  контроля лицензий и разрешений;

          в) других санкций,  установленных  законодательством Российской Федерации.

Взыскание упомянутых в  настоящей статье сумм штрафов и  иных       санкций производится органами валютного контроля,  в  том числе  по       представлению  агентов  валютного контроля,  с юридических лиц - в       бесспорном порядке, а с физических лиц - в судебном.

Должностные лица юридических  лиц - резидентов, в том числе       уполномоченных банков,  и юридических  лиц - нерезидентов,  а также       физические лица,  виновные в нарушении валютного законодательства,       несут   уголовную,   административную   и  гражданско   - правовую       ответственность   в  соответствии  с законодательством  Российской       Федерации.

  

Должностные лица органов  и  агентов  валютного  контроля  в       пределах компетенции этих органов имеют право:

          а) проверять все документы,  связанные  с  осуществлением  ими       функций   валютного  контроля,  получать  необходимые  объяснения,       справки и сведения по вопросам, возникающим при проверках, а также       изымать   документы,   свидетельствующие   о  нарушениях  в  сфере       валютного законодательства;

          б) приостанавливать операции  по счетам в уполномоченных  банках в случае непредставления  упомянутых в настоящей статье  документов и информации;

          в) приостанавливать действие  или  лишать  резидентов,  включая       уполномоченные  банки,  а также  нерезидентов лицензий и разрешений       на право осуществления валютных  операций;

          г) на    другие   права,   предусмотренные   законодательством       Российской Федерации.

Органы  и  агенты  валютного контроля и их должностные  лица       обязаны сохранять  ставшую  им  известной  при  выполнении  функций       валютного контроля коммерческую тайну  резидентов и нерезидентов.

Органы валютного контроля и их должностные  лица  в  случае       ненадлежащего  осуществления возложенных  на них обязанностей могут       привлекаться  к   ответственности   в   порядке,   предусмотренном       законодательством Российской Федерации.

 

Центральный банк Российской Федерации стал преемником Государственного банка СССР как  органа валютного регулирования. В  соответствии с Законом  Российской Федерации «О валютном регулировании  и валютном контроле» (п. 2 ст. 9) Центральный банк Российской Федерации:

    • определяет сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте;
    • издает нормативные акты, обязательные к исполнению в Российской Федерации резидентами и нерезидентами;
    • устанавливает правила проведения резидентами и нерезидентами в Российской Федерации операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в Российской Федерации операций с валютой Российской Федерации и ценными бумагами в валюте Российской Федерации;
    • устанавливает общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдает такие лицензии;
    • устанавливает единые формы учета, отчетности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
    • готовит и публикует статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам.

Кроме того, Банк России в соответствии с Законом Российской Федерации                «О валютном регулировании и валютном контроле»:

    • устанавливает порядок приобретения и использования в Российской Федерации валюты Российской Федерации нерезидентами (п. 2 ст. 2);
    • определяет порядок и цели покупки резидентами иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации (п. 1 ст. 4);
    • устанавливает порядок покупки и продажи иностранной валюты в Российской Федерации через уполномоченные банки, а также порядок и условия деятельности валютных бирж (п. 2 ст. 4);
    • может устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи (п. 4 ст. 4);
    • устанавливает случаи и условия открытия и ведения счетов резидентов в иностранной валюте в банках за пределами Российской Федерации (п. 2 ст. 5);
    • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов резидентов в иностранной валюте (п. 3 ст. 5);
    • устанавливает порядок осуществления резидентами операций, связанных с движением капитала (п. 2 ст. 6);
    • устанавливает порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам (п. 3 ст. 6);
    • устанавливает порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации (п. 2 ст. 7);
    • устанавливает порядок продажи и покупки нерезидентами иностранной валюты за валюту Российской Федерации (п. 2 ст. 8);
    • поводит все виды валютных операций (п. 2 "в" ст. 9);
    • устанавливает совместно с Министерством финансов Российской Федерации и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами и нерезидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоза и пересылки в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации (п. 3 ст. 2);
    • устанавливает совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации порядок осуществления резидентами вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (п. 7 ст. 6);
    • выполняет другие функции, предусмотренные Законом, в том числе функции органа валютного контроля.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" порядок совершения сделок с драгоценными металлами, драгоценными природными камнями, а также жемчугом в Российской Федерации (п. 2 ст. 3) и порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, драгоценных природных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, устанавливает Правительство Российской Федерации (п. 3 ст. 6). Порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается Верховным Советом Российской Федерации, а порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации Верховному Совету Российской Федерации (п. 5 ст. 6 Закона).

По вышеназванным вопросам, относящимся к компетенции Банка  России, в том числе регламентируемым в настоящее время "Основными  положениями о регулировании  валютных операций на территории, СССР", действие которых на территории Российской Федерации было на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации "О введении в действие Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и валютном контроле" подтверждено телеграммами Банка России от 24 января 1992 года №19-92 и от 19 мая 1993 года №83-93,  Центральный банк Российской Федерации приступил к подготовке и изданию нормативных актов по отдельным направлениям валютного регулирования и валютного контроля с учетом их важности и актуальности.

В конце 1992 года - начале 1993 года в связи с вступлением в силу Указа Президента Российской Федерации от 27 октября 1992 года № 1306 «О реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту» и изданием на его основании Банком России телеграммы от 3 ноября 1992 года №239-92, Центральный банк Российской Федерации 21 января 1993 года утвердил инструкцию №11 "О порядке реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту" и письмо №28, регламентирующее порядок выдачи юридическим лицам-резидентам разрешений на право осуществлять указанную деятельность.

При этом Банк России исходил  из того, что в силу исторических, экономических и психологических  факторов полный запрет на валютную торговлю стал бы преждевременным шагом (что вовсе не исключает запрещения в будущем расчетов в иностранной валюте между резидентами). В 1992-1993г.г. такой запрет, во-первых, вызвал бы закрытие крупнейших торговых предприятий, что отрицательно сказалось бы на общем состоянии внутреннего потребительского рынка. Во-вторых, в условиях товарного дефицита и снятия ограничений на валютно-обменные операции уполномоченных банков это привело бы к лишению доступа значительной части экономически активного населения с высокими доходами  в рублях к качественным потребительским товарам и услугам, реализуемым в настоящее время преимущественно за иностранную валюту, и, соответственно, к потере стимулирующей функции денежных доходов. В-третьих, внутренний валютный рынок был не настолько развит, чтобы гарантировать минимальные риски курсовых потерь тем его участникам, чьи основные прямые расходы осуществляются в иностранной валюте [22].

В инструкции содержится запрет на реализацию за свободно конвертируемую валюту товаров, произведенных в  Российской Федерации, а также купленных  за рубли. Подобная практика имела широкое  распространение, когда предприятия-резиденты  вместо наращивания своего экспортного потенциала и поисков своей "ниши" на внешнем рынке реализовывали продукцию собственного производства через торговые организации, имеющие разрешение на осуществление розничной торговли за иностранную валюту.

Названной инструкцией  существенно ограничен и четко описан круг товаров (работ услуг), которые в Российской Федерации разрешены к продаже гражданам за иностранную валюту. Что касается товаров, то за иностранную валюту на территории Российской Федерации могли реализовываться гражданам товары зарубежного производства, приобретаемые за иностранную валюту в безналичном порядке: а) у нерезидента непосредственно; б) у российской внешнеторговой посреднической организации, закупившей эти товары у нерезидента; в) у нерезидента через российскую внешнеторговую посредническую организацию по договорам комиссии или поручения. Таким образом, исключается последующее валютное посредничество, то есть закупка одним юридическим лицом-резидентом товаров за иностранную валюту на территории Российской Федерации у другого юридического лица-резидента для дальнейшей реализации за валюту третьему юридическому лицу-резиденту.

В упомянутой инструкции содержится еще одно принципиально важное требование, касающееся порядка реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту. Продавцы импортированных товаров должны наряду с ценой товаров в иностранной валюте указывать также рублевый эквивалент валютной цены товаров. При установлении указанного соотношения торговая организация может учесть возможные курсовые колебания, а также свои накладные расходы в рублях. При этом необоснованно завышенное соотношение цены в рублях по отношению к валютной цене создаст такому предприятию эффект "антирекламы'' с сокращением и замедлением торговых оборотов. Кроме того, свобода установления упомянутого соотношения цен даст возможность торгующей организации продавать товары за рубли по соотношению ниже котируемого Банком России курса рубля к иностранным валютам в случае, если продавец, испытывает сложности с реализацией тех или иных товаров за иностранную валюту. Такой порядок ценообразования распространяется на оказание услуг  (проведение работ) за иностранную валюту на территории Российской Федерации. Указанный порядок в свое время сделал важное дело, положив  конец дискриминации рубля, сделав его действительно универсальным платежным средством на территории страны.

Контроль за соблюдением установленного Банком России порядка реализации гражданам  на территории Российской Федерации  товаров (работ, услуг) за иностранную  валюту был возложен на Главные территориальные  управления Центрального банка Российской Федерации, которые при осуществлении своих контрольных функций должны активно сотрудничать с местными правоохранительными органами и в случае нарушения уполномоченными предприятиями и обслуживающими их учреждениями банков указанного порядка и условий соответствующих разрешений на право заниматься вышеназванной деятельностью обязаны применять к нарушителям комплекс санкций вплоть до отзыва выданных ранее разрешений уполномоченных предприятий, (лицензий уполномоченных банков на совершение валютных операций), а также направления в суд исков о ликвидации юридического лица, осуществляющего реализацию гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту без разрешения Банка России.

На данный момент времени экономическая ситуация в стране складывается таким образом, что вышеперечисленные опасения, связанные с полным запретом на реализацию товаров и услуг на территории Российской Федерации сведены к минимуму. Оценивая сложившуюся обстановку, а, также основываясь на политике дальнейшего укрепления российского рубля,  Центральный Банк РФ, в соответствии со статьей 9 «Закона о валютном регулировании и контроле», в августе 1997 года издает новый нормативный акт, полностью запрещающий использование на территории РФ иностранной валюты в качестве платежного средства (Положение ЦБ РФ «О прекращении на территории Российской Федерации расчетов в иностранной валюте за реализуемые физическим лицам товары (работы, услуги)» от 15/08/1997г.)). Согласно названного документа, утратили силу все предварительно выданные территориальными учреждениями Банка Росси, Департаментом валютного регулирования и валютного контроле и другими уполномоченными на это организациями разрешения на реализацию товаров и услуг гражданам за иностранную валюту. Исключением в данном случае являются магазины беспошлинной торговли, расположенные на таможенной территории РФ. В случае использования при расчетах пластиковых карт международных систем, то есть, когда обеспечением карты является валютный счет, уполномоченные банки могут списывать в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей средства в иностранной валюте только с валютных счетов физических лиц. Средства в иностранной валюте, списанные со счетов держателей пластиковых карт подлежат продаже в полном объеме на внутреннем валютном рынке Российской Федерации через уполномоченные банки.

Дальнейшей  нормализации функционирования внутреннего валютного рынка (сближению курсов рынков наличной и безналичной иностранной валюты, обеспечению свободного доступа граждан в Российской Федерации к операциям купли-продажи наличной иностранной валюты через уполномоченные банки и, соответственно, борьбе с "черным" рынком наличной иностранной валюты, а также повышению финансовой устойчивости уполномоченных банков при проведении ими операций по купле-продаже иностранной валюты от своего имени и за свой счет), несомненно, способствует утвержденное Банком России и Государственным таможенным комитетом Российской Федерации 19 апреля 1993 года «Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте уполномоченными банками» (соответственно № 13 и № 01-20/3371), а также инструкция Банка России от 28 мая 1993 года № 15 «О порядке ведения уполномоченными банками Российской Федерации открытой валютной позиции по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Российской Федерации».

Информация о работе Валютный курс и его регулирование