Валютный рынок РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2012 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Функциональная характеристика валютного рынка. Особенности российского валютного рынка. Структурная характеристика валютного рынка РФ. Проблемы развития валютной системы в России.

Файлы: 1 файл

Введени1.docx

— 56.56 Кб (Скачать файл)

По данным МВФ и Парижского клуба, сумма  нелегального оттока валютно-финансовых средств из России составляет примерно 50-60 миллиардов долларов.

Есть  и более пессимистические взгляды. Некоторые специалисты полагают, что бегство капитала достигло 700 миллиардов долларов.

По оценкам  же различных контролирующих ведомств России, за последние несколько лет  наше государство потеряло около 60 миллиардов долларов.

Отмечая масштабность этих процессов, эксперты указывают, что в случае возврата в Россию её валютных ресурсов страна могла бы не только решить проблему выплаты внешней задолженности, но и отказаться от финансовой помощи других государств и международных  организаций.

Острота проблемы незаконного вывоза российского  капитала побудила Президента и Правительство  Российской Федерации принять меры, направленные на обеспечение поступления  в страну экспортной валютной выручки  и упорядочивающие вывоз валюты из страны за рубеж (система валютного  регулирования, важнейшим направлением которой является валютный контроль).

Фундамент нормативной базы валютного регулирования  образовали закон РФ «О валютном регулировании  и валютном контроле», а также  принятые в его развитие многочисленные подзаконные акты. В 1992 – 1995 годах  в основном было завершено строительство  системы органов и агентов  валютного регулирования и валютного  контроля: образованы Федеральная служба России по валютному и экспортному  контролю и её территориальные органы – 12 региональных центров и 3 отделения.

Главной задачей валютного контроля в  современных условиях является ограничение  масштабов утечки капитала из страны при одновременном поддержании  предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. По мнению Банка России, масштабы и скорость нарастания оттока капитала таковы, что  они создают реальную угрозу экономической  безопасности страны. Если в прошлые годы утечка капитала из России ежегодно составляла 20-25 млрд. долларов и хотя бы «компенсировалась» притоком иностранных инвестиций и кредитных ресурсов, то сейчас в условиях сокращения иностранных инвестиций ситуация другая: бегство капитала «съедает» сегодня примерно половину экспортной выручки и почти в 3 раза превышает платежи государства по внешнему долгу.[10.C10] При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала может ухудшить состояние платежного баланса и свести на нет усилия денежных властей по укреплению рубля.

Проблема  оттока капитала из страны является сейчас во многом определяющей дальнейшее развитие нашей экономики. Имея ряд общих  черт с зарубежными аналогами, российский феномен бегства капитала отличается большим своеобразием как по мотивам оттока, так и по каналам вывоза ресурсов и макроэкономическим последствиям. Оно напрямую вытекает из специфики первоначального накопления капитала путем теневого перераспределения доходов и извлечения спекулятивных прибылей на рынке финансовых инструментов, стремления хозяйствующих субъектов стабилизировать (или наращивать) уровень доходов в обстановке спада производства и в тяжелых условиях ведения бизнеса (тяжелое налоговое бремя, криминализация экономики и низкий уровень гарантий безопасности бизнеса, недостроенность рыночной институциональной и правовой базы и т.д.)[8.C43-47].

В процессе проведения в России экономических  реформ становление новой системы  государственного регулирования экономики, финансовой и банковской сфер и внутреннего  валютного рынка в частности  заметно отставало от темпов, которыми осуществлялась их либерализация. Следствием этого стало то, что капитал  из страны вывозиться не столько в  нарушение закона, сколько в обход  действующих и нормативно-правовых норм, то есть в легальных и легализированных формах, которые казались допустимыми  де-факто из-за пробелов в законодательстве.

Наиболее  значительная часть капитала, по подсчетам  Мельникова В.Н. составляющая 18-19 млрд. долларов, уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде нерепатриации экспортной валютной выручки, непоступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по импорту продукции.

Проведенные Банком России проверки уполномоченных банков – крупнейших покупателей  иностранной валюты на межбанковской  валютной бирже выявили ряд схем утечки валюты за границу, и во всех из них ключевую роль играют так  называемые «фирмы - однодневки». «Фирмы - однодневки», как правило, состоят  из одного – двух физических лиц, имеют  юридический адрес на арендованную квартиру и минимально допустимый уставной капитал в 100 МРОТ. Каждая из таких  фирм ежедневно закупает до 3 - 4 млн. долларов для оплаты поставок по импортным  контрактам. Как правило, платежные  условия предусматривают 100%-ный авансовый платеж, а месторасположением торгового партнера являются офшорные зоны. Несмотря на явный фиктивный характер таких сделок, действующее законодательство не предоставляет уполномоченному банку права отказать клиенту в совершении сделок. Специфика «бизнеса» «фирм - однодневок» делает бессмысленной работу органов валютного контроля и правоохранительных органов, так как фирма исчезает раньше, чем попадает в поле их зрения.

В последнее  время масштабы мошеннических операций, связанных с переводом валюты в офшорные зоны такими фирмами по заключенным импортным контрактам, предусматривающим 100%-ные авансовые платежи, а также по импортным контрактам на оказание услуг и результатов интеллектуальной деятельности, приобрели особую остроту. В 1999 г. их ежемесячный объем увеличился с 800 млн. долларов в январе до 1 млрд. долларов в марте[10.C11], то есть более одной трети от всей продаваемой экспортерами валютной выручки «уходит» в офшоры.

«Бегство» капитала имеет ряд отрицательных  последствий для экономики страны:

1. Сокращается  предложение валюты и уменьшается  в целом денежная масса (денежный  агрегат М2). Рубли поступают на валютный рынок, конвертируются и вывозятся, или вообще не поступают в страну, если в результате ценовых манипуляций скрывается валютная выручка или совершается нелегальный вывоз экономических активов. Сокращается объем предложения валюты, продаваемой на Московской межбанковской валютной бирже, валютное поле резко сужается и курс рубля становится неустойчивым.

2. Сокращаются  валютные резервы, что косвенно  бьет по курсу рубля. Если  хотя бы часть «сбежавшего»  капитала осталась в стране, валютные  резервы могли бы быть в  3-4 раза больше, чем в настоящее  время. 

3. Сокращаются  инвестиционные ресурсы, и создается  искусственный спрос на зарубежные  кредиты. 

4. Уменьшается  налогооблагаемая база. При государственном  регулировании вывоза капитала  сделки регистрируются, а потому  уплачиваются налоги.

5. В  страну не инвестируется прибыль,  полученная от «сбежавшего» за  границу капитала.

6. Снижается  устойчивость финансового рынка,  возникает асимметрия между его  сегментами.

Для сдержания утечки капитала из экономики необходимо разработать стратегическую программу и тактику действий, сделать "бегство" капитала экономически невыгодным. Прежде всего, необходимо обеспечить социально-экономическую и политическую стабильность в России и защиту прав собственности. В России полезно использовать мировой опыт сочетания уголовно-правовых норм, направленных на сдержание "бегства" капитала, с мерами административного и финансового контроля за валютными операциями, переводами и инвестициями за рубежом. Необходимо преодолеть трудности, связанные с тем, что каждое перемещение денежного капитала удаляет его от нелегального источника происхождения, а несколько операций на зарубежных финансовых рынках затрудняет выявление этого источника. К тому же за рубежом более 1 млн. компаний типа "почтовый ящик" (без активов и пассивов) отмывают "грязные" деньги.

Специалисты в области валютного регулирования  предполагают, что для сдержания "бегства" капитала и стимулирования его репатриации должен быть правовой режим гарантий для страхования коммерческих и политических рисков, непредвиденных действий государства. Программа противодействия утечке капитала и стимулирования хотя бы частичной его репатриации требует проведения специальных мер воздействия на этот процесс. В их числе: неуклонное соблюдение созданной единой цепочки российских субъектов экспортной сделки (экспортер - таможня - банк), унификация форм отчетности. Важное место в этой сфере принадлежит контролю за валютно-финансовыми условиями внешнеэкономических сделок в целях сужения питательной среды "бегства" капитала.

Не менее  важен контроль за авансовыми платежами по российскому экспорту, которые нередко используются как форма "бегства" капитала, если после перевода предварительной оплаты за рубеж импортер аннулирует фиктивный контракт как несостоявшийся.

Необходим контроль за бартерными контрактами, так  как российский экспорт по товарообменным сделкам по стоимости в несколько  раз (от двух до пяти-шести, по некоторым  оценкам) превышает встречные поставки из-за рубежа, а договорные цены отклоняются  от среднемировых. Разница "уплывает" за рубеж в пользу бизнесменов. Требуются меры для сдерживания "бегства" капитала в офшорные зоны и зарегистрированные за границей совместные предприятия.

Учитывая  важную роль банков и различных финансово-кредитных  учреждений в механизме утечки капитала, целесообразно вменить им в обязанность  сообщать о подозрительных денежных переводах за рубеж компетентным органам, в частности, созданному на базе МВД в мае 1999 г. Межведомственному центру по противодействию отмыванию доходов.

В целях  частичной репатриации "беглого" капитала с учетом мирового опыта  целесообразно избирательно применять  экономическую амнистию, не распространяя  её на "грязные" деньги, связанные  с уголовными преступлениями.

Необходимо  также ускорить формирование в России более эффективной структуры  управления экономикой в целях ограничения  олигархического и коррумпированного  аппарата и "теневого" перераспределения  доходов в пользу бизнесменов, которые  переводят их за рубеж. По оценкам  экспертов, в России в среднем "теневой" капитал достиг 40% ВВП.

Международное сотрудничество непременное условие  сдерживания утечки капитала из России. Подписание Россией Венской конвенции  о борьбе с наркобизнесом, вступление в Интерпол - первые шаги в этом направлении. Необходимы межправительственные соглашения о сотрудничестве в области экспортного  и валютного контроля.

Чтобы уменьшить возможность махинаций  с переводом валюты за рубеж, целесообразно  совершенствовать правила открытия счетов в банках за рубежом, сотрудничество с ними в целях выявления российских владельцев крупных банковских счетов и их возможной репатриации.

Как свидетельствует  мировой опыт, для эффективного противодействия "бегству" капитала и стимулирования его репатриации необходимо создать  четкую институциональную структуру  управления этим процессом, возглавляемую  ответственным координатором. Сферой деятельности такого межведомственного  центра должно стать не только противодействие  отмыванию незаконных доходов, что  находится в компетенции Межведомственного  центра на базе МВД, но и "бегству" капитала по легальным и нелегальным  каналам и стимулирование его  репатриации. В центре его внимания должны быть как нелегальные каналы - невозврат экспортной выручки, упущенная выгода по внешнеэкономическим сделкам, авансовые платежи по фиктивным внешнеторговым контрактам, контрабандный экспорт товаров; так и легальные каналы - увеличение зарубежных активов предприятий и банков, недекларируемый вывоз иностранной валюты, в частности с использованием пластиковых карточек, долларизация экономики и другое.[11.C41-42]

России  система контроля необходима для  ограничения бегства капитала и  направление средств, полученных от операций с сырьем, в сектор с  высокой добавочной стоимостью, а  также, чтобы предоставить правительству  определенную денежную автономию, необходимую  для проведения политики быстрого роста. Существующая экономическая литература подтверждает необходимость контроля за капиталом в условиях, когда рыночные институты слабы, как в России.

Во-первых, контроль за капиталом может использоваться для достижения или получения автономии определенного вида денежной политики и политики обменного курса. Управление валютным курсом может быть жизненно необходимо стране, нуждающейся в перестройке большинства сегментов экономики. Колеблющийся реальный валютный курс делает не ясным возможности обеспечения прибыли и сводит к нулю попытки инвестирования. Стабилизация номинального обменного курса могла бы привести к завышению реального обменного курса, который всегда оказывается деструктивным. Попытка сбалансировать фиксированный валютный курс посредством небольшой инфляции ради опосредованного контроля над реальным курсом обычно приводит к тому, что денежная политика начинает негативно влиять на производственный сектор и превращает банковский сектор в огромное казино. Единственным решением проблемы в таком случае будет влияние на реальный обменный курс рубля через постоянную девальвацию номинального обменного курса. Но для этого необходима полная защищенность от спекуляций на финансовых рынках. При отсутствии всесторонней системы контроля за капиталом страна может оказаться перед выбором: или смириться с невозможностью такого воздействия, или опереться на административно установленный обменный курс, то есть не конвертируемость. Введение контроля за капиталом помогло бы избежать возвращения к административной экономике.

Информация о работе Валютный рынок РФ