Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики.
Задачами контрольной работы в связи с указанной целью является: рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.

Содержание работы

Введение
1.Финансовый план как составная часть бизнес плана…………………..
1.1Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………..
1.2Сущность и содержание финансового планирования…………………
2.Методы финансового планирования……………………………………..
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………………….
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……..
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием...
3.1 Перспективное финансовое планирование…………………………..
3.2 Текущее финансовое планирование…………………………………..
3.3.Оперативное финансовое планирование……………………..
Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Финансовый план как составная часть бизнес плана…………………..

1.1Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………..

1.2Сущность и содержание финансового планирования…………………

2.Методы финансового планирования……………………………………..

2.1 Назначение методов финансового планирования……………………………….

2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……..

3. Виды финансовых планов  и их роль в управлении предприятием...

3.1 Перспективное финансовое  планирование…………………………..

3.2 Текущее финансовое  планирование…………………………………..

3.3.Оперативное финансовое планирование……………………..

Заключение………………………………………………………..

Список использованной литературы…………………………

 

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению темы «Финансовое планирование на предприятии». Современный рынок предъявляет серьезные требования к предприятию. Сложность и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые предпосылки для более серьезного применения планирования.

В современных условиях формы финансовых отношений претерпевают серьезные изменения. Становление рынка и предпринимательства в России предполагает не только разгосударствление экономики, приватизацию предприятий, их демонополизацию для создания свободного экономического сектора, развитие конкуренции, либерализацию цен и внешнеэкономических связей предприятий, но и финансовое оздоровление народного хозяйства, создание адекватной системы финансовых отношений.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основой формирования денежных ресурсов предприятия, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В связи с этим в значительной степени возрастает роль финансового планирования, изменяется его содержание как на предприятиях, так и в рамках всей финансовой системы страны.

Цель курсовой работы, раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики.

Задачами контрольной работы в связи с указанной целью является: рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.

 

1.Финансовый план как  составная часть бизнес плана

1.1Роль финансового плана  в бизнес-плане

Финансовый план — это документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования финансовых ресурсов на планируемый период» [12, c. 93]. Финансовый план — результат финансового планирования и прогнозирования, «надлежащим образом оформленное управленческое решение» [7, c. 180], служащее инструментом экономической проверки внутренней сбалансированности материально-вещественных, трудовых и стоимостных показателей различных планов и прогнозов, оценки их экономической эффективности. Финансовый план отличает адресность и конкретность показателей, целевая направленность, обязательность для исполнения. Финансовый план не только тесно связан с бизнес-планом организации, но составляет его важнейший элемент.

«Бизнес-план — документ внутрифирменного планирования, излагающий основные аспекты планирования производственной и коммерческой деятельности фирмы, анализирующий риски, с которыми она может столкнуться, а также определяющий способы решения финансово-хозяйственных задач» [4, c. 458].

Составление бизнес плана преследует две основные цели:

1.  внутрифирменное планирование;

2.  обоснование получения  денежных средств из внешнего  источника, т.е. получение банковских  ссуд, бюджетных ассигнований, долевое  участие других предприятий в  осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана принимают участие все структурные подразделения предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения. Бизнес-план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. Обычно показатели первого года планирования рассчитываются с помесячной разбивкой, остальных лет — с поквартальной.

В России в настоящее законодательство не закрепляет обязательность разработки предприятиями бизнес-плана, его форму и структуру, поэтому его содержание определяется фирмами самостоятельно, в зависимости от преследуемых целей. Бизнес-план не составляют некоммерческие и бюджетные организации. Коммерческие же организации, наоборот, обычно разрабатывают его с особой тщательностью.

Бизнес-план может иметь следующую структуру [11, c. 482]:

I.  Резюме (выводы), где  в краткой форме излагаются  основные цели проекта, размер  требуемых для его осуществления  финансовых ресурсов, срок окупаемости. Здесь должна быть сформулирована  самая важная для инвестора  информация.

II.  Основная часть, которая  включает в себя:

-  описание вида деятельности;

-  описание продукции (услуги);

-  оценка отрасли;

-  рынок;

-  маркетинг;

-  план производства;

-  организационный план;

-  юридический план;

-  анализ рисков;

-  финансовый план.

III.  Стратегия финансирования, где определяется размер денежных  средств, необходимых для осуществления  мероприятия, источники получения  этих средств, срок окупаемости  средств.

Финансовый план занимает особое место в бизнес-плане, так как здесь обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Он необходим не только предпринимателям, но и инвесторам (кредиторам, акционерам), так как предприниматель должен знать источники и размеры финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности для осуществления контроля. Инвесторы же должны иметь представление о том, насколько эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, срок окупаемости и возврата.

Обычно финансовый план как часть бизнес-плана включает ряд разрабатываемых документов:

-  Прогнозный расчет  объема реализации продукции (услуг) — разрабатывается на основе  показателей плана маркетинга, используются  статистические данные, проводятся  исследования рынка, опросы покупателей;

-  План доходов и  расходов — производится расчет  доходов от реализации продукции, себестоимость реализованной продукции, прибыль от реализации, общехозяйственные  расходы (реклама, аренда, страховка  и т.д.), прибыль до уплаты налога, налоги, прибыль после уплаты  налогов — выявляются доходность, рентабельность производства, взаимоотношения  предприятия с бюджетной системой, прибыльность;

-  План денежных поступлений  и выплат — оценка потребности  в денежных средствах для нормального  функционирования предприятия, организации, проверка синхронности денежных  поступлений и выплат. Этот план  включает в себя такие показатели, как наличные деньги (на начало  месяца), поступление денег, итого  поступлений наличности, общая сумма  имеющейся наличности, денежные  выплаты, прирост или недостаток  денежной 

наличности на конец месяца;

-  Баланс активов и  пассивов — позволяет определить  величину собственного капитала  фирмы. Баланс включает в себя  две части: активы (текущие и фиксированные) и пассивы (долгосрочные и краткосрочные  обязательства, собственный капитал  предприятия);

-  План по источникам  и использованию средств —  показывает источники получения  средств и их использование, изменение  активов за определенный период  времени — их динамика;

-  Расчет точки достижения  самоокупаемости (безубыточности) —  состояния в деятельности предприятия, когда разность между доходами  и расходами равна нулю. В этот  момент суммарный объем продаж  совпадает с суммой постоянных  и переменных издержек [11, c. 483-484].

Финансовое планирование представляет собой сложный процесс, поэтому проходит ряд этапов и имеет собственную методологию

 

 

1.2Сущность и содержание  финансового планирования

В рыночной экономике планирование на предприятии является внутрипроизводственным, т. е. не носит элементов директивности. Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы финансовых планов и плановых (нормативных) показателей по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.

Основная цель внутрипроизводственного финансового планирования – определение возможных объемов финансовых ресурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины денежных потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных источников.

Исходя из этого основными задачами финансового планирования деятельности предприятия, являются:

- обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности;

- определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования;

- выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;

- установление эффективных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами;

- соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

- контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью предприятия.

Значение финансового планирования состоит в том, что в его процессе выработанные стратегические цели воплощаются в форму конкретных финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость, прибыль, инвестиции и др.; устанавливаются стандарты для упорядочения финансовой информации в виде финансовых планов и отчетов об их исполнении; определяются приемлемые объемы финансовых ресурсов, необходимые для реализации долгосрочных и оперативных планов предприятия; оперативные финансовые планы (на месяц, квартал) создают базу для разработки и корректировки общефирменной финансовой стратегии.

Принципы финансового планирования вытекают из общих принципов организации финансов, но имеют и свои особенности.

1. Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь  системный характер, т. е. представлять  собой совокупность взаимосвязанных  элементов, развивающихся в едином  направлении ради общей цели. Единое направление плановой  деятельности, общность целей всех  подразделений становятся возможным  в рамках вертикального единства  фирмы.

2. Координация планов  отдельных подразделений выражается  в том, что нельзя планировать  эффективно деятельность одних  подразделений фирмы вне связи  с другими; всякие изменения в  планах одних структурных единиц  должны быть отражены в планах  других подразделений.

3. Принцип участия означает, что каждый специалист фирмы  становится участником плановой  деятельности независимо от должности  и выполняемой им функции. В  ходе такого участия создается  система мер, в выполнении которой  будут задействованы подлинные  исполнители.

4. Принцип непрерывности  заключается в том, что процесс  планирования должен осуществляться  систематически в рамках установленного  цикла.

5. Принцип гибкости тесно  связан с предыдущим и заключается  в придании планам и процессу  планирования в целом возможности  изменять свою направленность  в связи с возникновением непредвиденных  обстоятельств. Поэтому планы должны  содержать так называемые резервы  безопасности (ресурсов, производственных  мощностей и т. д.).

6. Принцип обеспечения  платежеспособности – планирование  денежных средств должно обеспечивать  платежеспособность предприятия  в любое время года.

7. Принцип предельной  рентабельности – при планировании  инвестиций следует выбирать  те проекты, которые обеспечивают  максимальную (предельную) рентабельность.

8. Принцип сбалансированности  рисков – проекты и программы  могут быть включены в финансовый  план только при условии удовлетворительности  рисков; при этом особенно рисковые  долгосрочные инвестиции целесообразно  финансировать за счет собственных  средств (чистой прибыли и амортизационных  отчислений).

Ключевыми понятиями процесса финансового планирования в организации являются:

1. Финансовый план –  обобщенный плановый документ, отражающий  формирование и использование  финансовых ресурсов на плановый  период.

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием