Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2014 в 20:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы, раскрыть сущность и значение финансового планирования на предприятии и показать необходимость этого процесса в условиях рыночной экономики.
Задачами контрольной работы в связи с указанной целью является: рассмотрение теоретических основ разработки финансового плана, как важнейшей части бизнес-плана, изучаются методы и виды финансового планирования, а также их роли в управлении предприятием.

Содержание работы

Введение
1.Финансовый план как составная часть бизнес плана…………………..
1.1Роль финансового плана в бизнес-плане………………………………..
1.2Сущность и содержание финансового планирования…………………
2.Методы финансового планирования……………………………………..
2.1 Назначение методов финансового планирования……………………………….
2.2 Виды и характеристика методов финансового планирования……..
3. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием...
3.1 Перспективное финансовое планирование…………………………..
3.2 Текущее финансовое планирование…………………………………..
3.3.Оперативное финансовое планирование……………………..
Заключение………………………………………………………..
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 39.34 Кб (Скачать файл)

2. Бюджет – форма планового  расчета, определяющая потребности  предприятия в ресурсах в рамках  до одного года с поквартальной  и помесячной разбивкой. В практике  управления используются два  основных вида бюджетов: операционные  и финансовые.

3. Бюджетирование – процесс  разработки конкретных бюджетов  в соответствии с целями планирования (например, платежный баланс на  предстоящий месяц).

2.Методы финансового планирования

2.1 Назначение методов  финансового планирования

В финансовом планировании широко применяются следующие методы:

нормативный метод;

расчетно-аналитический метод;

балансовый метод;

метод оптимальных плановых решений;

экономико-математические методы (ЭММ).

Нормативный метод - это достаточно простой способ финансового планирования, основанный на применении заранее установленных норм и технико-экономических нормативов, позволяющих рассчитать потребность предприятия в финансовых ресурсах и их источниках. Этими нормативами являются: ставки налогов, тарифные ставки, нормы амортизационных отчислений, нормы расходов оборотных средств. Нормативы включают в себя: федеральные, областные, местные, отраслевые и нормативы предприятия.

Расчетно-аналитический метод строится на основе анализа достигнутой величины финансовых показателей, применяющихся за базу и индексов его изменения в прошедшем периоде. На этой основе рассчитывается плановый финансовый показатель. Подобный способ финансового планирования используется тогда, когда отсутствуют технико-экономические нормативы и связь между показателями косвенная. Связь устанавливается на основе анализа динамических рядов.

Балансовый метод основан на следующем: путем построения балансов финансовых показателей достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактических потребностях в них. Этот метод применяется при планировании, распределении прибыли и других финансовых ресурсов.

Метод оптимизации плановых решений строится на разработке несколько вариантов плановых решений, на основе анализа которых выбираются самые оптимальные. Главная задача в правильном применении данного метода - это обоснование критерия выбора оптимального решения.

Экономико-математические методы позволяют найти полную зависимость между финансовым показателем и фактором его определения на основе построения экономико-математических моделей [14].

Процесс финансового планирования включает несколько этапов:

На первом этапе происходит анализ финансовых показателей за предыдущий период. Для этого используют информацию из основных финансовых отчетов предприятий: бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств.

Они имеют важное значение для финансового планирования, так как содержат данные для анализа и расчета финансовых показателей деятельности предприятия, а также служат основой для составления прогноза этих документов. Сложная аналитическая работа на этом этапе несколько облегчается тем, что форма финансовой отчетности и планируемые финансовые таблицы одинаковы по содержанию.

Баланс организации входит в состав документов финансового планирования, а отчетный бухгалтерский баланс служит исходной базой на первой стадии планирования.

На втором этапе происходит составление основных прогнозных документов, таких как прогноз баланса, отчета о прибылях и убытках, движения денежных средств, которые относятся к перспективным финансовым планам и включаются в структуру научно-обоснованного бизнес-плана предприятия.

На третьем этапе происходит уточнение и конкретизация показателей прогнозных финансовых документов посредством составления текущих финансовых планов.

На четвертом этапе осуществляется оперативное финансовое планирование.

Завершается процесс финансового планирования практическим внедрением планов и контролем за их выполнением. Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.

Результатами финансового контроля является выявление различных факторов экономической жизни (как правило, отрицательных) и количественных показателей, например: самоликвидация предприятий, замедление реализации некоторых видов товаров, сокращение ввоза в республику определенных товаров. Эти факты свидетельствуют о неэффективности установленных форм и методов реализации финансовых отношений (высокие ставки налогов, таможенных пошлин) и сигнализируют о необходимости их изменения.

 

 

2.2 Виды и характеристика  методов финансового планирования

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

 

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов данных бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

 

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

 

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него ϲʙᴏйственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

 

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ.

 

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления данными фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

 

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, ᴏᴛʜᴏϲᴙтся баланс доходов и расходов, ϲʙᴏдный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Исключая выше сказанное, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений — Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм — приказами, распоряжениями по организации.

 

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

 

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на базе бизнес-плана, в кᴏᴛᴏᴩом отражаются те виды деятельности, кᴏᴛᴏᴩыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

 

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или ϲʙᴏдного бюджета.

 

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

 

В балансе доходов и расходов выделяюттрадиционно следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При ϶ᴛᴏм финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в т.ч. из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам кᴏᴛᴏᴩой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

 

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и ϲʙᴏдный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

 

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на базе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня будет детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют ϲʙᴏдный бюджет.

 

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей (табл. 4.3). Уместно отметить, что оптимальным бюджетом будет такой, в кᴏᴛᴏᴩом доходная часть равна расходной.

 

Таблица 4.3

 

Состав статей ϲʙᴏдного бюджета коммерческой организации

Доходы Расходы

Выручка от реализации продукции и от прочей реализации

Доходы от внереализационных операций

Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода

Кредиты и займы

Налоги в бюджет

Заработная плата

Платежи в государственные внебюджетные фонды

Закупки сырья и материалов

Оплата электроэнергии

Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов)

Прочие расходы

Дефицит бюджета (в случае превышения расходов над доходами)

 

Бюджеты структурных подразделений формируются на базе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Именно такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с планом-графиком платежей.

 

Налоговый бюджет содержит в себе все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

 

Финансовое планирование на базе составления системы бюджетов нацелено на:

 

повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;

обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;

расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Информация о работе Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием